Бюджетный учет

Перерасход подотчетных сумм

При переходе на новые правила учета многие бухгалтеры ломают голову над перерасходом подотчетных сумм. Если авансовый отчет был учтен по предпринимательской деятельности — проблемы гарантированы и при налоговой проверке.
Перерасход подотчетных сумм

Т.М. Гронь, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Источник: журнал «Бюджетный учет»

При переходе на новые правила учета многие бухгалтеры ломают голову над перерасходом подотчетных сумм. Если авансовый отчет был учтен по предпринимательской деятельности — проблемы гарантированы и при налоговой проверке.

Учетный парадокс

На всех семинарах и конференциях бухгалтерам настоятельно советовали к концу 2004 года завершить расчеты с подотчетными лицами. Это был единственный способ избавиться от инвентаризации не завершенных на 1 января 2005 года расчетов.

Кроме инвентаризации для правильного переноса остатков подотчетных сумм на счета аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» необходим также тщательный анализ целевого назначения выданных сумм.

Анализ дебетовых остатков по расчетам с подотчетниками трудоемок, но его методика вполне понятна. Чаще всего бухгалтеров интересует другой вопрос: как отражать перерасход сумм по авансовым отчетам и, соответственно, на какой субсчет нового Плана счетов относить входящее кредитовое сальдо по субсчету 160 «Расчеты с подотчетными лицами».

На первый взгляд, все просто. Подобную проблему, только с дебетовым сальдо на 1 января 2005 года по излишне выплаченной зарплате и авансам по зарплате, вполне успешно решили участники форума на интернет-сайте www.grossnet.ru. Они пришли к выводу, что переплату и авансовые выплаты необходимо отразить со знаком «–» как кредитовое начальное сальдо по счету 0 302 01 000 «Расчеты по оплате труда» (поскольку счет — пассивный).

Однако перерасход по авансам на счете 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» можно отразить лишь в том случае, если в авансовом отчете сотрудника фигурирует хоть один рубль, выданный из кассы учреждения. Логичнее всего перевести остатки на кредит счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», хотя и очень невыгодно с точки зрения налогообложения.

Как это ни парадоксально, но если сумма перерасхода будет списана за счет бюджетной деятельности, может возникнуть необходимость начислить НДФЛ, если за счет коммерческой — к нему прибавляются еще НДС и налог на прибыль.

Рассмотрим подробнее, почему так происходит и почему большинство бухгалтеров допускают ошибки.

Почему возникает перерасход

На ветке «Служебные разъезды» форума по бюджетному учету (сайт www.klerk.ru) запечатлен диалог, характерный для бухгалтеров бюджетных учреждений. Забегая вперед, скажу, что словосочетание «служебные разъезды» можно заменить любым другим, подходящим для обозначения подотчетных сумм. Диалог приведен с сокращениями.

Ирина Владимировна, заведующая отделом сводной бухгалтерской отчетности из города Истры Московской области, спросила коллег:

— Подскажите, как оформить возмещение расходов на служебные разъезды. Под отчет деньги выдавать не получается, так как наличку надо заказывать в казначействе за три дня.

И.Ю. Марченко из Ставрополя ответил на этот вопрос так:

— Люди тратят личные деньги, оформляют авансовые отчеты, по которым им эти суммы возмещают.

Такой вариант развития событий поддержали практически все участники форума:

— Если нужно срочно ехать, а в кассе нет денег, тогда, конечно, за свой счет, потом авансовый, и уже потом казначейство и касса. Если в кассе есть и бюджетные и внебюджетные деньги, то надо решить, за счет каких расходов поедет человек. Можно дорогу оплатить за счет бюджета (если заложено в лимитах), а проживание и суточные — за счет внебюджета. Вариантов море!

Ирина Владимировна засомневалась в правильности подобных советов:

— Не будет ли придираться налоговая к тому, что деньги под отчет не брались?

Инспекторы могут рассматривать такие ситуации как куплю-продажу товаров (услуг) у физического лица и доначислить подоходный налог.

К сожалению, участников форума рассмешили страхи Ирины Владимировны. И совершенно напрасно.

Как проверяет налоговая инспекция

Компенсация расходов сотрудника, потратившего свои личные деньги на нужды учреждения, законодательно не запрещена. Однако такую компенсацию нельзя назвать авансом, а сотрудника — подотчетным лицом. Ему не за что отчитываться перед учреждением. Фактически он его кредитует. В зависимости от того, как оформлены первичные документы, налоговики могут объявить сотрудника либо заимодавцем (если документы оформлены на учреждение), либо продавцом (если документы оформлены на него).

В первом случае страдает учреждение. Налоговые инспекторы доначислят ему внереализационный доход в виде неуплаченных процентов по договору займа и не примут вычеты по НДС до тех пор, пока долг перед работником не будет погашен. Поскольку заем беспроцентный, у работника проблем не возникнет.

Если в первичных документах указан сотрудник, то налоговики решат, что он сначала купил товары для себя, а потом перепродал их учреждению. Вам придется начислить ему налог на доходы. Кроме того, учреждение оштрафуют за то, что оно не подало сведения по налогу на доходы работника-продавца. Контролеры не примут к зачету налоговый вычет по НДС и собственно расходы, так как они будут оформлены на имя работника.

Избежать проблем с налоговой можно, издав приказ, в котором расписаны правила наличных расчетов с работниками. В нем нужно указать, что в исключительных случаях допускается использование работником личных денег, которые будут компенсированы после составления авансового отчета и предоставления объяснения.

Поскольку подотчетные отношения законодательно почти не регулируются, подобный внутренний документ должен стать для налоговиков чем-то вроде учетной политики.

С точки зрения бюджетного учета

Приведу дословную цитату из пункта 157 «Счет 0 208 00 000 Расчеты с подотчетными лицами» Инструкции № 70н: «На счете учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам». А если сотрудник потратил собственные деньги, то, как вы понимаете, ни о каком авансе речь идти не может.

Поэтому проводить наличную оплату можно только через сотрудников, у которых есть деньги в подотчете (хотя бы рубль). В их авансовом отчете вы, на вполне законных основаниях, можете указать перерасход.

В противном случае вам придется искать счет, подходящий для учета ваших взаимоотношений с сотрудником, в разделе 3 «Обязательства» Инструкции № 70н. Скорее всего, это будет один из аналитических счетов к счету 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Чтобы избежать ненужных сложностей, в том числе связанных с заявками на получение наличности, постарайтесь за все что только можно платить по безналу, вплоть до билетов, если курирующее вас казначейство пропускает предоплату. Многие бюджетные учреждения стараются оплачивать по безналу почти все хозяйственные расходы вплоть до мелочей.

Кстати, если наладить нормальные отношения с поставщиками, то они вполне спокойно будут отпускать вам необходимые товары и материалы по доверенности. А потом уже, при наличии всего пакета документов, вы перечислите им требуемую сумму.

Наша справка

Авансовый отчет не нужен

Мало кто знает об особом праве руководителей избавлять подотчетников от необходимости подтверждать свои расходы. Закреплена эта возможность в Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР». Это – основной документ, регламентирующий командировки на сегодняшний день.

В пункте 17 этой Инструкции сказано: «Руководителям объединений, предприятий, учреждений и организаций предоставляется право в случаях, когда размер расходов на служебные командировки (расходы по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно) известен заранее, разрешать оплату этих расходов командированным работникам, с их согласия, без представления подтверждающих документов…».

Это правило очень удобно, если сотрудники постоянно ездят в командировку в одно и то же место. Один раз вы составляете расчет необходимых сумм и храните его как образец. Когда очередному сотруднику понадобятся деньги по этому расчету – снимаете копию, подписываете у руководителя.

Командированный сотрудник также должен поставить свою подпись на расчете в знак согласия с ним, а после возвращения – сдать в бухгалтерию только командировочное удостоверение. Если командировка будет продлена, то по возвращении нужно составить еще один расчет, авансовый отчет оформлять не нужно.

Начать дискуссию

В новых регионах станет проще расширять бизнес и создавать новые рабочие места

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Может ли директор быть главным бухгалтером: правовые и практические аспекты

Вопрос о том, может ли директор компании одновременно занимать должность главного бухгалтера, является довольно спорным и вызывает много дискуссий как в юридической области, так и среди бизнес-сообщества. Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения различных аспектов.

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Ведение бизнеса

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Личные финансы

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
Маркетплейсы

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Ведение бизнеса

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков

Интересные материалы

Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.