Отчетность

Об адресах, сроках, составе и подписании отчета-2013

В сравнение с 2013 годом в процедуре составления и представления бухотчетности ничего не изменилось. Так, остались прежними: адреса подачи отчетности: ИФНС, орган статистики, участники компании; сроки ее представления. Налоговики и статистики ждут ваши отчетные формы не позднее 31 марта, а участники - в срок, предусмотренный уставными документами, но никак не позже даты проведения годового общего собрания. В госорганы отчет по-прежнему можно сдавать не утвержденным участниками.

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре "Отчетность-2013: от составления до представления" (лектор Дыбов А.И. - заместитель главного редактора журнала "Главная книга. Конференц-зал"). Опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2014, № 01.

В сравнение с 2013 годом в процедуре составления и представления бухотчетности ничего не изменилось. Так, остались прежними:

  • адреса подачи отчетности: ИФНС, орган статистики, участники компании;
  • сроки ее представления. Налоговики и статистики ждут ваши отчетные формы не позднее 31 марта, а участники - в срок, предусмотренный уставными документами, но никак не позже даты проведения годового общего собрания. В госорганы отчет по-прежнему можно сдавать не утвержденным участниками;
  • состав бухотчетности.

Рекомендованные формы по-прежнему содержатся в Приказе Минфина от 02.07.2010 N 66н. Основные из них все те же: баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР). Примечательно, что за время, прошедшее с прошлой отчетной кампании, Минфин так и не сподобился переименовать отчет о прибылях и убытках в ОФР, как он именуется в Законе N 402-ФЗ. Еще забавнее то, что сами же чиновники в конце 2012 года настоятельно рекомендовали организациям назвать форму именно так. Видимо, все это время у министерства были более важные дела.

А может быть, ведомство просто рассчитывало расшевелить бухгалтеров, подвигнуть их внести нужные изменения самостоятельно, не дожидаясь подсказок сверху? В конце концов формы из 66-го Приказа - рекомендованные, это ориентир, образец. Нужно привыкать подстраивать их под свои нужды. В странах, использующих МСФО, никто не спускает компаниям шаблоны отчетности. Почему? Потому что все организации уникальны, соответственно, не может быть и универсальных форм. Минфин писал об этом еще в Рекомендациях по аудиторской проверке бухотчета за 2011 год.

Тем не менее ответственности за "неправильное" название формы как не было, так и нет. Желаете - оставьте наименование "Отчет о прибылях и убытках", не желаете - поменяйте на "Отчет о финансовых результатах". Как говорится, хоть горшком назовите, только в печку не ставьте.

Для субъектов малого предпринимательства (или попросту малых предприятий) состав годового отчета - 2013 исчерпывается упрощенными балансом и ОФР при условии, что у бухгалтера не нашлось важной информации для приложений к двум этим основным формам. Имеются в виду отчет об изменениях капитала, движении денежных средств и пояснения к отчетности.

Но я бы подстраховался и закрепил это еще и в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Помнится, во времена Приказа 67н, который ставил обязанность малых предприятий сдавать приложения в зависимость от их решения, организацию оштрафовали по 126-й статье как раз за то, что она не прописала свой выбор в учетной политике. Сейчас норма 66-го Приказа звучит по-другому, но осторожность лишней не бывает. Тем более что это вам ничего не стоит.

И баланс, и ОФР малые предприятия, совсем как в 2013 году, могут представлять по донельзя упрощенным формам, содержащимся в приложении 5 к Приказу Минфина N 66н. Вам хорошо известно, что актив баланса сокращен там до пяти строк, а пассив - до шести, в ОФР всего семь строк. Я, как и в прошлом году, настоятельно рекомендую субъектам малого предпринимательства воспользоваться этим послаблением и сдать баланс с ОФР именно по таким формам. Чем более укрупненными будут показатели бухотчетности, тем меньше вопросов появится у ИФНС при сопоставлении форм с налоговыми декларациями.

Предвосхищая вопрос о необходимости дополнительных расшифровок упрощенного баланса и ОФР по запросу инспекции, сообщаю: Письмо налоговой службы N АС-4-2/15309@ от сентября 2012 года все еще действует. И там черным по белому написано: инспекция вправе запрашивать только те документы, составление которых предусмотрено законом. А ничего такого в 402-м Законе нет.

Если ваша организация не относится к малым предприятиям, придется заполнять и сдавать полноценные баланс и ОФР. К ним также нужно приложить:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения.

О необходимости представления последних Минфин напомнил в мае 2013 года Письмом N 03-02-07/2/18285, а чуть меньше месяца спустя Письмом N ЕД-4-3/11174@ эти разъяснения разослала по всем инспекциям налоговая служба. То есть пояснения в виде отдельной отчетной формы ИФНС от вас будет ждать в любом случае. А вот что там написать, решаете только вы, опираясь на рекомендованную Минфином форму пояснений и последние разделы действующих ПБУ. В них, как вы помните, содержатся требования к порядку отражения в отчетности операций, регулируемых соответствующим Положением.

Так, ПБУ 15/2008 требует раскрыть в пояснениях суммы займов привлеченных для приобретения инвестиционных активов, и процентов по ним, а ПБУ 5/01 - способы оценки МПЗ и сведения о резерве под их обесценение. ПБУ 9/99 предполагает, в частности, что организация раскроет критерии, по которым она признала выручкой доходы, обычно учитываемые как прочие, скажем, арендную плату.

Прежде чем сдавать бухотчетность куда бы то ни было, ее надо подписать и указать дату подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое лицо, уполномоченное на то доверенностью директора. Главное, как отмечает Федеральная налоговая служба в Письме N ЕД-4-3/11569, чтобы одно и то же лицо расписалось на всех комплектах годового отчета, представляемых по разным адресам.

Что до подписи главбуха, то неясность, обнаружившаяся еще при составлении отчета за 2012 год, никуда не делась. Напомню, что по Закону N 402-ФЗ бухотчетность считается составленной после того, как на ней поставил свой автограф руководитель. Это дает повод некоторым экспертам утверждать, что росчерк главного бухгалтера не обязателен. Толку в нем? Ну, не распишется, и? Статус отчетности от этого нисколько не пострадает.

Другие специалисты рассуждают так. Хорошо, 402-й Закон называет отчетность составленной лишь при наличии подписи руководителя. Но отстраняет ли это от процесса главбуха? Почему прямо прописанная в Законе необходимость росчерка директора отменяет обязательность подписи главного бухгалтера, предусмотренную другими нормативными актами? Имеются в виду ПБУ 4/99 и Положение N 34н. Там как раз автограф главбуха на годовой отчетности как был, так и есть. В противоречие с Законом N 402-ФЗ эти документы не вступают, и компании должны их применять. Следовательно, главбух обязан заверить своей подписью составленный им же комплект отчета за 2013 год.

Впрочем, нельзя не заметить, что спор этот сугубо теоретический. Мне не известно ни одного случая, когда компания пострадала бы лишь потому, что на бухотчетности расписался руководитель, а подписи главного бухгалтера не было.

Комментарии

3
  • Leticia
    Ну и зачем эта статья здесь именно сейчас, после того как все сроки сдачи уже прошли давно?
  • понаехавший Тут

    Leticia, Вы писали:
    "Ну и зачем эта статья здесь именно сейчас, после того как все сроки сдачи уже прошли давно?"

    Сроки приходят и уходят, но есть и вечные ценности , как например эта статья и гонорар за ее опубликование :)
  • Над. К
    Статья предоставлена журналом. В журнале она была опубликована гораздо раньше. Когда Клерку предоставили, тогда её и опубликовали.
УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

О бухгалтерском учете сертификатов и деклараций о соответствии товара в 2024 году

По состоянию на 31.12.2023 в учете Организации на счете 97 числятся затраты на сертификаты и декларации соответствия, выданные сроком на 5 лет. В связи с началом применения с 01.01.2024 ФСБУ 14/2022 подлежат ли указанные затраты в составе НМА?

Лучшие спикеры, новый каждый день

Генпрокурор: регионам простили кредиты, но они не должны идти на премии и банкеты

Прокуроры теперь могут оспаривать сделки в суде. Они уже предотвратили легализацию 46 млрд рублей.

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
2
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
3

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

5

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

3

В положение об оплате труда вносятся изменения, перераспределяются размеры выплат. Нужно ли уведомлять работника

Информация для работодателей. ТК РФ предусматривает обязательные и дополнительные условия трудового договора, разделенные законодателем по принципу необходимости их включения в трудовой договор.

Интересные материалы

С 3 мая — новый регламент подачи по электронке документов и сведений в СФР

22 апреля Минюст зарегистрировал приказ СФР от 12.01.2024 № 9, который утвердил новый порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.