ЭДО

ТОП-7 самых популярных отговорок от обмена электронными документами

В области электронного документооборота речь часто заходит о мотивации. Операторы ЭДО мотивируют клиентов и контролирующие органы; крупные и средние компании - своих контрагентов. Мы собрали самые популярные ответы компаний, не желающих переходить на обмен электронными документами. Часть из них, действительно, похожа на отговорки, другая – обнажает проблемные места. И вот что получилось.
2,8 тыс. 2
ТОП-7 самых популярных отговорок от обмена электронными документами
На фото Карина Кассис, аналитик компании Synerdocs

В области электронного документооборота речь часто заходит о мотивации. Операторы ЭДО мотивируют клиентов и контролирующие органы; крупные и средние компании - своих контрагентов. Мы собрали самые популярные ответы компаний, не желающих переходить на обмен электронными документами. Часть из них, действительно, похожа на отговорки, другая – обнажает проблемные места. И вот что получилось.

1. Нет сформированной законодательной базы и судебной практики

Открывает наш ТОП фраза: «Законодательство в области ЭДО еще не сформировано». Согласиться с этим утверждением можно было года три назад, когда не было ни четких определений, ни утвержденных форматов электронных документов. Фактически, опирались только на закон об ЭЦП. Стоит признать, в последнее время нормативное регулирование области электронного обмена активно развивается. Несомненно, еще есть к чему стремиться, что исправлять и дорабатывать, но сейчас не об этом.

С перечнем необходимых в работе нормативных актов вы можете ознакомиться на сайте.

Что касается судебной практики, тут, к сожалению, прецедентов не много. Прецеденты, связанные с электронным взаимодействием, случаются редко. В большей своей части, связаны они с использованием электронной подписи.

Чем быстрее будет проникать электронный документооборот в бизнес, тем чаще мы будем говорить о соответствующих судебных прецедентах и об укреплении нормативной базы.

Общий вывод по законодательству получается такой: с той основой, которая есть сейчас, сейчас можно успешно работать.

2. Все равно не избавимся от бумаги

Пессимистично настроенные клиенты утверждают, что никакая автоматизация никогда не избавит нас от бумаги. Что тут можно ответить? «Поживем - увидим». Проводя параллель, признайтесь, как давно вы брали в руки листок бумаги и ручку для того, чтобы написать письмо своим близким?! Бумажную переписку давно вытеснили мобильные телефоны и e-mail. Чем не автоматизация?!

3. ФНС отказывается принимать электронные документы

Налоговые инспекции продолжают истребовать документы на бумаге, в том числе у компаний, которые уже перешли на обмен электронными документами. Распечатка электронных оригиналов, заверение их собственноручной подписью и печатью организации вносят лишние хлопоты в работу бухгалтеров. Почему так происходит – сказать трудно. Можно предположить, что часть инспекций просто не готова к работе с электронными документами. Контролирующим органам, как и всем нам, еще требуется время.

В подобной ситуации можно предложить чаще вести переговоры с вашей инспекцией. Контролирующие органы лояльно относятся к компаниям, работающим с электронными документами. Как показывает практика, от выстраивания процессов совместными усилиями, все только выигрывают.

4. Отсутствие роуминга между операторами ЭДО

Отсутствие роуминга уже нельзя отнести к ряду проблем рынка электронного документооборота. Не было его по разным причинам, это и отсутствие регламентов обмена, и вопросы о разделении зон ответственности между операторами, и многое другое. Сегодня мы наблюдаем другую картину. Операторы, решая задачи рынка, готовы сотрудничать между собой.

К слову, Synerdocs находится на этапе перевода роуминга в промышленную эксплуатацию с двумя операторами Корус Консалтинг и Тензор. Помимо этого, с некоторыми операторами есть договоренность об организации роуминга при появлении первого клиента, у которого будет такая потребность.

Подобные договоренности появляются не случайно. Надо понимать, для организации полноценного роуминга нужна реальная потребность. Тут прослеживается простая, всем знакомая аналогия с операторами сотовой связи. Для чего роуминг, если нет клиентов, желающих общаться с клиентами другого оператора?!

5. Все контрагенты бумажные

При автоматизации документооборота все компании можно разделить на две большие группы: те, кто имеет влияние на контрагентов и те, кто попадает под это влияние. Вполне закономерно, что фразу «Все наши контрагенты работают в бумаге» будет звучать до тех пор, пока лидеры рынка не станут первопроходцами в области электронного взаимодействия. Лидеры подтянут своих контрагентов, постепенно рынок достигнет некоторой точки невозврата. После этого работа с бумагой будет вызывать лишь воспоминания из прошлого.

6. Электронные документы нельзя отправлять «задним» числом

В процессах бумажного документооборота закрепилась практика составления документов «задним» числом. При электронном взаимодействии указать «подходящую» дату отправки невозможно. Сказать, что это просто отговорка, нельзя. Для компаний отдельно взятых отраслей, желающих перейти на обмен электронными документами, это настоящий барьер. Например, энергосбытовые компании физически не успевают выставлять счета-фактуры в срок, так как получают необходимые данные для составления документа, спустя 10-12 дней после совершения хозяйственной операции. Такова специфика их работы, регулируемая отраслевым законодательством.

Ряд других компаний не успевает вовремя принять к вычету НДС. Надеемся, что эту проблему решит принятие законопроекта, вносящего поправки в главу 21 Налогового кодекса РФ. Проект предусматривает увеличение срока принятия НДС к вычету покупателем до дня сдачи декларации. Ожидается, что закон вступит в силу не ранее 1 января 2015 года.

Поправок, продлевающих срок выставления счетов-фактур, в ближайшее время, к сожалению, не ожидается. Это говорит лишь об одном, что пора бизнесу самостоятельно выходить с соответствующей инициативой. Об этом намекает и налоговая служба России в своем письме от 10.07.2014 N ГД-4-3/13390@.

Практика выхода с инициативами уже есть, и она работает. Именно так появились форма и формат электронного акта приемки товарно-материальных ценностей (ТОРГ-1-4).

7. Есть и поважнее дела

Закрывает наш рейтинг чистой воды отговорка: «Есть дела поважнее!». С этим трудно спорить, и надо ли? Поэтому, как только закончите работу над вашими важными делами, сразу переходите на электронный документооборот!

***

А что чаще всего слышите вы от клиентов/контрагентов в ответ на предложение: «Давайте переведем обмен документами в электронный вид!?».

Комментарии

17
  • Enic
    кроме 7 пункта, все остальное не отговорки, а проблемы, которые придется решать бухгалтерам. А все остальные кто должен решать эти проблемы будут сидеть и в потолок плевать от нечего делать.


  • Александр Х
    Документы должны храниться от 1 года до 75 лет. Где хранить электронные?
  • Enic
    на электронных носителях ,к примеру жесткий диск или флэшка

На продление программы материнского капитала выделят еще 600 млрд рублей

Татьяна Голикова с Минтрудом подсчитала, что на выплату материнского капитала будут нужны дополнительные 600 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: депутаты хотят цирк без животных, Роналду оштрафовали за неприличный жест, а основатель Wildberries на первом месте в Forbes

Подготовили обзор главных событий дня. Всё самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

286
Инвестиции

Брокер ВТБ начнет проводить сделки с ценными бумагами в выходные дни

В первую очередь в нерабочие дни инвесторы смогут управлять БПИФ денежного рынка «Ликвидность».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовые отношения

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем

Разберем, кто имеет право на неоплачиваемый отпуск, когда его нужно согласовать с работодателем, почему нельзя массово отправить работников в отпуска без содержания и за что суды взыскивают с работодателей внушительные суммы в качестве компенсаций за нарушение трудовых прав граждан. 

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем
Лицензирование

Алкогольным компаниям с уставным капиталом меньше 100 млн рублей перестанут выдавать лицензии

Чтобы получить лицензию на производство алкоголя, у компании должен быть уставный капитал не меньше 100 млн рублей. В этом капитале доля акционеров, зарегистрированных в офшорах, не должна превышать 25%.

Инвестиции

За 6 лет появится минимум 100 индустриальных технопарков-кластеров

Такое поручение дал правительству В. Путин в ходе обращения к Федеральному Собранию 29 февраля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Исполнительное производство

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Регламент по работе с исполнительными листами очень строгий, и любые отклонения от него недопустимы. Поэтому при получении исполнительного документа повторите наш мини-курс.

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Кому можно сдавать упрощенную отчетность и кто должен проходить обязательный аудит

Пора готовиться к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Нужно проверить, может ли ваша компания вести упрощенный учет и попадет ли бизнес под аудит.

🌺 Как заполнить декларацию по УСН, заявление на возврат денег с ЕНС и трудовой договор с дистанционщиком: разъяснения экспертов

Ежедневно наши эксперты готовят для вас статьи-разборы и мини-курсы о законопроектах, новых правилах, разъясняют действующие нормы НК и ТК, на примерах показывают, как заполнить декларацию, провести операцию в 1С и прикладывают образцы, бланки и другие полезные документы. Сегодня собрали топ таких разборов за неделю.

Дробление бизнеса

Налоговики не будут определять точные критерии дробления бизнеса

ФНС считает, что достаточно сложившейся правоприменительной практики по делам с искусственным дроблением, а в законе определять «дробленку» излишне и даже вредно.

РСВ

Вышли новые контрольные соотношения для РСВ

Налоговики сверят, сходится ли сумма взносов с суммой начислений, умноженной на тариф. По каждому работнику проверят превышение базы.

НДС

Четыре неоднозначные ситуации с исчислением и уплатой НДС

Налог на добавленную стоимость — один из самых проблемных в практике налогоплательщиков. Есть ситуации, которые вызывают вопросы даже у опытных бухгалтеров.

Иллюстрация: vwalakte/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеров шокируют на собеседованиях, а из профессии они уходят из-за высоких рисков и нервотрепки. 💃«Ночной бухгалтер» №1633

Бухгалтер и без того непростая профессия, но когда тебя не берут на работу из-з духов или знака зодиака, а собеседование проводит некомпетентный главбух, поневоле задумаешься — а тем ли я занимаюсь? На уход из профессии влияют и высокие риски (наравне с директором), и конфликты с руководством. Слушаем «глас народа» и про профновости, конечно, не забываем.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Для обрабатывающей промышленности увеличат базу расчета амортизации

Такое предложение сделал В. Путин 29 февраля в ходе выступления перед Федеральным собранием.

Бесплатно с ФСБУ Аренда

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Малое предприятие на общем налоговом режиме приобрело автомобиль в лизинг. Разберем по шагам, как при упрощенном учете лизинга (без дисконтирования) правильно заполнить отчетность.

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Что такое well-being и как эта система помогает бизнесу

Мы живем в мире с неопределенным будущим: от нагнетания глобальной катастрофы до радикального продления жизни. В этой парадигме well-being рассматривается как благополучие человека, общества и планеты в целом. Поэтому наше общее будущее зависит от вклада каждого человека и каждой компании в well-being.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
60

Уведомлять о ведении бизнеса станет проще: создаётся единый реестр

Правительство утвердило постановление об упрощённом порядке подачи уведомлений о предпринимательской деятельности

Взносы на травматизм платят до 15 числа в СФР и не включают в уведомление по ЕНП

В уведомление по ЕНП идут налоги и взносы с авансовой системой уплаты, которые администрирует ФНС. КБК этих налогов начинается на 182.

Инвестиции

Путин: вложения бизнеса в науку должны вырасти не менее чем в 2 раза

Такую задачу обозначил президент в ходе обращения к Федеральному собранию 29 февраля.

Интересные материалы

Стандартный вычет

Цифра дня. Про стандартный вычет

Налоговый вычет на второго и каждого последующего ребенка будет увеличен в два раза.

Цифра дня. Про стандартный вычет
286