Недавно члены Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре выступили с инициативой введения на законодательном уровне ограничений на прокат отечественных кинокартин, порочащих Россию, ее историю, национальный путь развития и граждан. При этом сенаторы посетовали на то, что в нынешней России наблюдается острый дефицит положительных киногероев, которые смогли бы претендовать на роль образцов для подражания и символов беззаветного служения Родине.
В связи с этим сенатор Бату Хасиков обратил внимание на необходимость формирования образа патриота России в современном отечественном кино на примере таких лент, как «Легенда №17», «Мы из будущего» и «Брестская крепость»: «В современных внутри - и внешнеполитических реалиях вопрос воспитания здорового патриотизма у молодежи в России приобретает особое звучание. Но пока что в прокат поступают в большинстве своем фильмы, герои которых никак не тянут на достойные примеры для подражания».
Действительно, судя по рейтингам и кассовому успеху вышеотмеченных фильмов, отечественный зритель по патриотическим кинолентам явно истосковался. С другой стороны, и это отмечают сами деятели киноиндустрии, для того, чтобы снимать патриотические фильмы, необходимы соответствующие прототипы будущих героев, а их-то как раз и нет. Вот разного рода уголовники у нас в кино есть. Проститутки и наркоманы есть. Казнокрады, олигархи, продажные полицейские, вороватые депутаты -есть. А вот с героями, на которых бы хотелось быть похожими, напряженка.
Кадр из фильма Николая Лебедева "Легенда №17"
Здесь господам кинематографистам и чиновникам от культуры хотелось бы напомнить, что подавляющая доля ответственности за столь неприглядное положение вещей лежит именно на них. Это они однажды поутру проснулись и решили показать народу “правду”. Причем правду не всегда в прямом смысле этого слова, а так, как им самим она представляется.
А спонсировало и продолжает спонсировать подобное отнюдь не какой-нибудь Госдеп, а наше собственное министерство культуры! Иными словами – государство, которое с утра жалуется на низкий уровень патриотизма в молодежной среде, а уже ближе к вечеру заносит несколько десятков миллионов бюджетных денег на очередную бочку идеологических помоев, выливаемых одновременно и на голову бедного зрителя, и на героев минувших дней.
Кадр из фильма Александра Котта "Брестская крепость"
Спрашивается, кто же пришел на смену вчерашним кумирам молодежи? Кем их заменили? Абсолютно верно - никем. Просто у наших фильмоделов для геройства не нашлось ни времени, ни повода, ни места. Если кто помнит, в 90-е годы героев заменили бизнесмены, эффективные собственники и адепты рыночных отношений (весьма достоверно и атмосферно показаны в фильме “Жмурки”).
Сейчас на место бизнесмена пришел менеджер. Достойный пример для подражания? Навряд ли. Замкнутый в себе офисный персонаж, зацикленный на потреблении пищи и презентациях новых айфонов, судя по тому, что он пишет о себе в соцсетях. Довольно удручающее зрелище. Кому такое интересно?
Так что же получается – нет у нас настоящих героев? Не о ком снимать патриотические фильмы?
Не совсем так. Герои, несомненно, есть, просто отечественные киношники разучились их видеть. Разучились показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле. Со своими плюсами и минусами.
Вот если пересмотреть, к примеру, все последние большие киноленты, посвященные России, можно прийти к выводу, что в стране случился апокалипс. Причем уже давно. В фильмах про Россию все плохо. Все в черных тонах, что бы нам не демонстрировали. И люди плохие, и территория никудышная, и культура так себе, а уж если разговор заходит о правителях – то хоть святых выноси.
Скажи таким снять фильм про войну – они снимут о тупых русских оккупантах, миллионах изнасилованных немок и про “трупами завалили”. Скажи снять про жизнь в глубинке – обязательно снимут толпу беспробудных алкашей, ограниченных в развитии ментов и проституток. Про науку – покажут про ГУЛАГ и шарашки, про Москву – обязательно про наркотическую золотую молодежь, олигархов и лоббирующих интересы кого надо депутатов. Словом, чтобы ни снимали, в результате выходит непонятная депрессивная тягомотина, прочтите мой французский. Это наши режиссеры так видят. Так прямо и говорят, оправдываясь, - я, мол, так вижу, и отвалите от меня, несчастные критики! Так и хочется посоветовать смотреть в другую сторону, может что-то другое увидят.
Кадр из фильма Александра Котта "Брестская крепость"
На самом же деле патриотическое кино снимать можно и нужно. Сюжетов, историй и героев в России – масса. Люди, на которых без опаски может равняться подрастающее поколение, есть в любой профессии. Просто полицейские на экране должны не пить водку и крышевать спекулянтов, а бороться с преступностью и наказывать несправедливость. Певцы-кумиры должны не “чесать” с левыми турами мимо государственной кассы по стране и потреблять тяжелые наркотики, а сочинять песни и раскрывать свой талант. И, безусловно, российские свадьбы не должны показываться так, как будто бы это и не свадьба вовсе, а день открытых дверей в отделении для буйных местной психбольницы.
Всего-то навсего. Секрет успеха прост. Этого будет вполне достаточно, чтобы кинозалы наполнились зрителями, а изготавливаемые фильмы, наконец, начали приносить хоть какую-то прибыль. А вот ее-то как раз и можно было бы пустить на создание в стране условий для воспитания будущих патриотов.
Комментарии
30Цитата:
"Всего-то навсего. Секрет успеха прост. " Это шутка? Про талант тех, кто будет создавать сии шедевры как-то не упомянули ))
Цитата:
" И в Крыму, на Ялтинской киностудии идут восстановительные работы, чтобы снимать фильмы и для детей, и молодежи.... " А до возвращения Крыма что, киностудий в стране не было?
Цитата:
"Есть уже, фильм А. Кончаловского про почтальона,настоящего )) за что и получил "Серебряного льва" " Ага, осталось загнать народ в кинотеатры на этот фильм.