Земельный налог

Жилищно-коммунальное хозяйство. Порядок уплаты земельного налога с учетом общего имущества

Как показывает практи­ка, в органи­зациях жилищно-комму­наль­но­го хозяйства нередко возникает вопрос о том, являются ли они плательщиками земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка. Проанализируем данную проблему.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Порядок уплаты земельного налога с учетом общего имущества

Как показывает практи­ка, в органи­зациях жилищно-комму­наль­но­го хозяйства нередко возникает вопрос о том, являются ли они плательщиками земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка. Проанализируем данную проблему.

Кто платит земельный налог?

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (письмо Минфина России от 19.07.12 г. № 03-05-04-02/66).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании:

государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), которые согласно законодательству имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении ВАС РФ от 23.07.09 г. № 54. Следовательно, плательщиками земельного налога признаются организации ЖКХ при условии, что земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, принадлежат им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, и данное право подтверждается правоустанавливающими документами.

Объекты налогообложения

Как следует из п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В настоящее время Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.02.10 г. № 42.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу этого Закона либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном согласно Закону № 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Порядок и сроки включения в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 11.01.11 г. № 1 (далее — Приказ № 1). При этом на основании п. 2 Приказа № 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии должна была обеспечить включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе о ранее учтенных земельных участках в срок до 1 января 2013 г.

В настоящее время включение в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках производится в порядке, установленном частью 7 ст. 45 Закона о кадастре, на что указано в письме Минэкономразвития России от 6.03.15 г. № Д23и-876 «О рассмотрении обращений». В связи с этим при наличии поименованных в части 7 ст. 45 Закона о кадастре документов на земельный участок, занятый многоквартирным домом, сведения о таком земельном участке могут быть внесены в ГКН, как ранее учтенном в порядке, установленном данной правовой нормой. При этом в письме отмечено, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если объект налогообложения — земельный участок, где стоит многоквартирный дом

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.04 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 189-ФЗ) земельный участок, где расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, который подтверждает право на земельный участок, если же такого документа нет — из сведений, имеющихся в документах, которые определяли местоположение границ земельного участка при его образовании (п. 9 ст. 38 Закона о кадастре), при отсутствии таких документов — в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Согласно части 3 ст. 16 Закона № 189-ФЗ и с учетом постановления Конституционного суда РФ от 28.05.10 г. № 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования и осуществления государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Местоположение границ указанных земельных участков определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (часть 1 ст. 42.9 Закона о кадастре).

Как указано в письме Минэкономразвития России от 3.07.15 г. № Д23и-3093, на основании п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ с 1 марта 2015 г. образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Что изменилось с начала 2017 года

С 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 361-ФЗ) главы 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» и 3 «Порядок кадастрового учета» Закона о кадастре признаны утратившими силу.

Кроме того, согласно Закону № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I–IV, V1, ст. 31 Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Вместе с тем с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С указанной даты также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в указанном реестре.

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 4.10.14 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившему в силу с 1 января 2015 г., внесено изменение в п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым к земельным участкам, не признаваемым объектом обложения земельным налогом, относятся земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, с 1 января 2015 г. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат обложению земельным налогом.

Вопрос о налогообложении земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, был рассмотрен в письме Минфина России от 12.08.15 г. № 03-05-05-02/46403, в котором указано, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, где расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Следовательно, земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, на основании п.п. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом обложения земельным налогом, поэтому в отношении такого земельного участка собственники жилых и нежилых помещений этого многоквартирного дома не должны признаваться плательщиками земельного налога.

Если гражданин — член ТСЖ, эта информация для него

Рассматривая вопрос о налого­обложении организаций ЖКХ в целом, среди них следует выделить ТСЖ, поскольку ранее возникало немало споров о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или ТСЖ?

Ответ на этот вопрос был дан в письме Минфина России от 16.11.06 г. № 03-06-02-05/57 и постановлении ФАС Центрального округа от 9.11.09 г. № А35-1499/09-С10 (далее — постановление ФАС Центрального округа).

Минфин России в письме разъяснял, что если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога признается именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. При этом общее собрание ТСЖ могло принять решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ земельного налога в виде взносов членов товарищества. Право устанавливать размер взносов установлено в п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ.

Вместе с тем в постановлении ФАС Центрального округа указано, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица, и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, которым закреплены земельные права, но не пользующееся этими правами. Это означает, что даже если земля оформлена на ТСЖ (на праве собственности или бессрочного пользования), с момента вступления в силу ЖК РФ либо формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета ТСЖ перестает быть плательщиком земельного налога, так как участок поступает в собственность собственников помещений.

Следует отметить, что с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Было упомянуто, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благо­устройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Порядок расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме изложен в письме Минфина России от 26.12.06 г. № 03-06-02-02/154.

Уплата налога и налоговые ставки

Организации ЖКХ исчисляют и уплачивают земельный налог в общем порядке в соответствии с главой 31 НК РФ. Несмотря на это, следует обратить особое внимание на некоторые аспекты.

Чтобы исчислить сумму земельного налога, необходимо определить налоговую ставку. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, указанных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), налоговая ставка не может превышать 0,3% (абзац 3 п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении указанных земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3%.

Например, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.04 г. № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы № 74) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка земельного налога в общем случае определена в размере 0,1% от кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на основании абзаца 2 п. 2 ст. 387 НК РФ могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Московские законодатели воспользовались предоставленным им правом и освободили от обложения земельным налогом товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с ЖК РФ (п.п. 11 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74). Однако налоговые льготы, установленные ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

Таким образом, если на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, принадлежащего организации ЖКХ, установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога, то указанная организация вправе ею воспользоваться. При этом ей необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такую льготу (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Общие положения

К организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Данный перечень организаций ЖКХ содержится в п. 5.17 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденных приказом Росстата от 22.12.14 г. № 719.

Многоотраслевыми организациями ЖКХ признаются организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставляющие все либо отдельные виды коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод), — такое определение приведено в приказе Госстроя России от 21.04.03 г. № 142 «Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса».

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в п. 4.2 ст. 20 которого установлено, что управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

Определение управляющей организации содержится и в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2–04.2004: управляющая организация — это организация, уполномоченная собственником жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ст. 110 ЖК РФ).

Товарищество собственников жилья — это вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период
Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Интересные материалы

Верховный Суд: для ИП из реестра малого бизнеса не положено снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.