Клерк.Ру

Почему сейчас даже переговоры с контрагентом могут привести к претензиям ИФНС: новые правила налоговой выгоды

Юрист рассказывает, почему сейчас, с одной стороны, опасно не проявлять должную осмотрительность, а с другой — это же может привести к проблемам.

Важные поправки в Налоговый кодекс

Всегда было интересно увидеть введение в в НК РФ норм о необоснованной налоговой выгоде. Потому что эта категория является набором оценочных понятий, причем настолько абстрактных, что при желании сделки с любым контрагентом, непонравившимся налоговым органам, можно признать совершенными лишь на бумаге, или, говоря языком инспектора, «формальным документооборотом».

Эти факторы также накладывались на сомнительное качество законотворчества и законотворцев, что в итоге и вело к негативным ожиданиям.

Тем не менее, сами законотворцы особо не волновались, и 18.07.2017 года ими был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Часть первая Налогового кодекса дополнена статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Налоговики выпустили письмо с разъяснениями

ФНС России достаточно оперативно отреагировала на появление закона и 16.08.2017 года выпустила письмо № СА-4-7/16152@, в котором довела до инспекций свое понимание того, как будут регулироваться налоговые отношения после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.

Основные положения письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ направлены на анализ каждого из пунктов ст. 54.1 НК РФ.

На основе исследования п. 1 ст. 54.1 НК РФ ФНС России отметило, что положения п. 1 ст. 54.1 НК РФ свидетельствуют о введении законодательного запрета на создание налоговых схем, направленных на уменьшение налоговых обязательств.

Очевидно, ничего нового данными общеизвестными выводами ФНС России не преподнесло, а потому гораздо интереснее обратить внимание на перечисленные в указанном письме аспекты доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в свете принятия нового закона.

Как налоговики будут раскрывать налоговые схемы

ФНС России указало, что инспекциям, в первую очередь, надо получить доказательства умышленного участия налогоплательщика в целенаправленном создании условий для получения налоговой выгоды.

По мнению ФНС России, об умысле могут свидетельствовать:

  • подконтрольность (юридическая, экономическая или иная), в том числе, взаимозависимость контрагентов;
  • транзитный характер операций между взаимозависимыми участниками хозяйственных операций, в том числе с использованием посредников, особых форм расчетов и сроков платежей по таким операциям;
  • согласованность действий участников хозяйственной деятельности.
Доказывание умышленного характера проводится налоговиками сугубо субъективно.

Например, взаимозависимыми порой признают организации, которые находятся по одному адресу (например, в одном бизнес-центре), или компании, чья отчетность сдается одним и тем же лицом (например, организацией, предоставляющей услуги по сдаче отчетности по ТКС).

В примерно можно привести ситуацию, когда налогоплательщик провел сделку с организацией, которую создал сам 10 лет назад, а через год осуществил продажу долей в уставном капитале. Руководителем стал новый владелец доли. И впоследствии до спорной сделки налогоплательщика руководство в компании-контрагенте сменилось еще дважды.

Налоговые органы предпочитают в таких ситуациях сетовать на формальную смену учредителя и руководителей, при этом их не интересует тот аспект, что при смене учредителя произошло увеличение уставного капитала компании-контрагента на 23 млн. рублей, причем, сумма оплачена денежными средствами. А новый учредитель и руководители не имеют никакого отношения к проверяемому налогоплательщику и прямо подтверждают эти факты при допросах.

Плоды фантазий налоговиков

Такие абсурдные доводы о взаимозависимости налогоплательщиков стали результатом того, что в ст. 105.1 НК РФ перечень оснований, по которым налогоплательщики могут быть признаны взаимозависимыми, является открытым. Это стало причиной включения догадок, предположений и плодов фантазии контролеров в основу выводов о взаимозависимости, подконтрольности.

В результате подобного подхода категория взаимозависимости является настолько «резиновой» в практике проведения налоговых проверок, что на его основе делать выводы об умышленных действиях налогоплательщика вряд ли корректно.

Еще одним наглядным примером подтверждения умысла в получении налоговой выгоды является согласованность действий участников сделки.

Так, например, как показала практика, к числу признаков согласованности налоговики относят ситуации, когда инспектор использует показания работников налогоплательщика, из которых следует, что руководитель контрагента присутствовал в период договорных отношений на совещаниях у налогоплательщика, участвовал в решении вопросов, связанных с исполнением сделки.

Эти обстоятельства инспекторы комментируют как участие руководителя контрагента в жизнедеятельности проверяемого налогоплательщика. Следовательно, такой руководитель подконтролен налогоплательщику и действовал с ним согласованно.

Также на согласованность действий инспекторы указывают, когда налогоплательщики представляют протоколы переговоров, на которых стороны договариваются о заключении сделки, по которой проверяемый налогоплательщик несет в дальнейшем расходы.

Сейчас налогоплательщики сталкиваются с тем, что, с одной стороны, им из раза в раз вменяют непроявление осмотрительности при выборе контрагента, а когда наученные горьким опытом налогоплательщики эту осмотрительность проявляют, добиваясь от контрагентов встреч, переговоров, фиксируя данные факты, то им уже вменяют согласованность действий, которые якобы направлены на получение налоговой выгоды.

 

В ближайшее время мы разместим продолжение статьи. Юрист расскажет, как еще инспекторы будут доказывать, что сделки проведены только ради налоговой выгоды.
 

Читайте ещё

Мнения
Не проверяешь контрагентов – неосмотрительноть, штрафы.
Проверяешь контрагентов, встречаешься с руководством – согласованность, штрафы.
Проверяешь контрагентов, но не встречаешься с руководством – создание налоговой схемы, штрафы. :)

Если серьёзно, то заказ на закрытие малого бизнеса очевиден... :(
Аватар
Пока у нас в правительстве будут сидеть такие самодуры как Медведев и Ко, так и будет дурдом. Законы принимают абсолютно некомпетентные люди, а те кто исполняет эти законы, напрочь лишены ума
Аватар

Этим ребятам нужно русский язык поучить. Налоговики должны доказывать согласованное создание налоговой схемы, а не согласованные поставки товаров или оказание услуг. Ведь суть договорных отношений и заключается в согласовании действий по поставке товаров (оказании услуг), и их оплаты. А участие директора в совещаниях другой организации, указывает на реальность сделки. Однодневки не ведут переговоры. У них транзитный характер деятельности.

Аватар
Если серьёзно, то заказ на закрытие малого бизнеса очевиден...

 

Да, то же так считаю. Это как когда -то на Руси не хватало рабочих рук на заводах и провели отмену крепостного права. "Свободный" народец и попёр на заводы за копейки жизнь продавать. Так же и сейчас убивают самозанятость и средний бизнес, что бы народ за копейки в корпорациях работал.
Так же и сейчас убивают самозанятость и средний бизнес, что бы народ за копейки в корпорациях работал.

 
Что доказывают неоднократные высказывания разных чиновников о том, что на заводах, в ЖКХ и других отраслях не хватает рабочих рук. Я думаю, что в последние 2-3 года это приобрело уже статус гос. программы. Потому теперь уже и не стесняются в средствах.

Да, тоска... Как говорил незабвенный В.С.Черномырдин, "никогда такого не было, и вот опять..."  Каждый день новости все чудесатей и чудесатей... Ну, закроются малыши, кто-то в тень уйдет.. Опять ПФР фиксированных взносов недополучит... И кому от этого лучше будет? И где же на всех рабочих мест в корпорациях взять??? 

Аватар

В правительстве сидят не самодуры, они все прекрасно понимают - что и для чего они делают, и все действия укладываются в план действий. Основная идея - снизить издержки на выплаты ЗП "холопам" работающим на госкорпорации, для этого в связи с плохой демографической ситуацией нужно обеспечить большой уровень безработицы, тогда людишки сами будут за "рис" работать на тех у кого хоть какая то зарплата есть. А малый бизнес - ЗЛО, они впрямую и без утайки Вам об этом уже говорят и его в конце концов победят. Исходя из этой логики все действия понятны и легко объяснимы.

Аватар
тогда людишки сами будут за "рис" работать

 

В СССР мы это уже проходили. Государство делало вид, что платит, народ делал вид, что работает и тырил всё подряд.

И где же на всех рабочих мест в корпорациях взять???

 

Ну да, "газпромов" на всех не напасёшься. В США помнится в великую депрессию в 30-х все безработные за миску риса дороги строили. В СССР политзаключённые (население страны поделили на две части - "уже зек" и "пока свободный") под надзором уголовников (лагерное начальство именно им делегировало надзорные функции) за ту же условную миску риса осваивали Сибирь и целину.
В США , кстати, сейчас то же задумались об удешевлении рабочей силы через тюрьмы и перенимают опыт СССР. Законы напишут такими, что половина населения не сможет их не нарушить, а тотальная система контроля не даст быть не узнанным нарушителю. Наказания за нарушения будут "мягкими" - большой штраф или не большой срок исправительных работ на фабриках корпораций. По планам разработчиков половина страны должны пройти через исправительные работы. Цивилазионная спираль, однако. Рабский труд вновь считается высоко производительным и востребованным.
Люди которым это нравится