Клерк.Ру

«Предпринимательские истории». Регистрация ИП в Москве: инструкция для тех, у кого не все получается с первого раза

В нашей новой рубрике «Предпринимательские истории» очередной рассказ. На этот раз от Антона Плескачева, который делится опытом регистрации ИП, которая в Москве проходит посложнее, чем в других регионах.

Несколько месяцев назад я решил распрощаться с наемной работой и стать редактором, который законно работает на аутсорсе. Процедура регистрации ИП у меня затянулась. Хотя на самом деле все можно сделать быстро и даже не ездить в налоговую. Рассказываю на своем опыте.

ИФНС № 46 и флагманские МФЦ

В столице регистратором ИП и юрлиц выступает только одна налоговая инспекция. Она находится на Походном проезде в Южном Тушино. До ближайшего метро больше 3 километров. Если регистрировать ИП по старинке — с двумя визитами в налоговую, придется потратить немало времени на эти поездки. Не лучший способ для тех, кто не может себе позволить дважды вырваться минимум на 4-5 часов.

Больше повезло жителям Центрального и Юго-Западного административных округов Москвы. Те, кто здесь прописан, могут все сделать во флагманских центрах госуслуг «Мои документы». Жителей ЦАО ждут в МФЦ в «Афимолл Сити», а обитателей юго-запада столицы — в ТРЦ «Спектр» в Ясенево. Кроме того, документы на регистрацию ИП от жителей Басманного района принимают в закрепленном за этой территорией МФЦ. Если задумка московских властей исполнится и флагманские центры госуслуг появятся во всех округах, то ездить в ИФНС № 46 на Походном проезде станет необязательно.

Заявка на регистрацию ИП через сайт ФНС

Как минимум одной поездки в инспекцию можно избежать. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ФНС в разделе «Электронные сервисы» и подать заявку на регистрацию ИП. Налоговая рассмотрит заявление и пригласит приехать с оригиналами документов, чтобы завершить процедуру.

Заявку заполнить несложно. Система на сайте ФНС дает подсказки. Сначала нужно выбрать местоположение — ИП регистрируют только по месту постоянной прописки. Потом вводим сведения о себе и паспортные данные. На следующем этапе система предложит вам выбрать коды деятельности, по которым вы будете работать. Один код указывается как основной, остальные — дополнительные, их может быть много.

Совет. В нынешнем ОКВЭД конкретики по многим видам работ убавилось. Например, больше нет редакторской деятельности. Поэтому для оказания услуг корректора, редактора, райтера интернет-форумы посоветовали выбрать:

  • 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
  • 74.30 — деятельность по письменному и устному переводу.
  • 90.03 — деятельность в области художественного творчества.
Затем выбираем способ получения документов. Для электронной заявки — это «Выдать заявителю».

После этого сведения из заявления проходят первичную проверку. Она длится несколько минут. Это очень полезно. Если сведения из заявления не совпадут с теми, что есть в базе ФНС, система сообщит об ошибке.

Дальше оплачиваем госпошлину — 800 рублей. Быстрее всего сразу сделать это через интернет-банк. После внесения денег вы получите индекс проведенного платежа. Его нужно ввести в соответствующее поле, и сформируется квитанция об оплате госпошлины. Она автоматически приложится к вашему заявлению в ФНС.

На последнем этапе нажимаем «Отправить», и заявление с квитанцией уходят в налоговую. На электронную почту придет уведомление о том, что заявка с таким-то номером получена.

Совет. Если вы планируете уезжать и надеялись успеть зарегистрировать ИП до отъезда, то лучше сделать это заранее. Дело в том, что обещанные три дня, в которые налоговая рассматривает заявление и выносит решение, на деле могут превратиться в неделю. Например, если заявка подана под конец рабочего дня вторника, то приглашение приехать в ИФНС № 46 на электронную почту придет только утром следующего вторника. При этом срок этого приглашения ограничен несколькими днями. Потом заявка аннулируется, и ее нужно подавать заново. Но есть и хорошая новость: при неявке в налоговую госпошлина не сгорает. Индекс платежа можно снова ввести при отправке нового заявления.

Регистрация ИП с помощью цифровой подписи

Если вы сомневаетесь, что вообще сможете вырваться в 46-ю налоговую, да еще и в заданные дни, лучше сразу перейти к этому этапу. Можно подать в налоговую пакет документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).

Электронную подпись выпускает удостоверяющий центр. Один из лидеров на этом рынке — СКБ «Контур». У них большая партнерская сеть. Можно найти сервисный центр, куда вы принесете оригиналы документов, в 10-15 минутах ходьбы от своего дома. Есть удостоверяющие центры, которые позволяют оформить ЭЦП с выездом специалиста на дом или в офис, например «Такском». Правда, это обойдется дороже.

Рассмотрим, как выглядит процесс на примере «Контура». Подаем онлайн-заявку, выбираем при этом конкретный сервисный центр. Оттуда присылают счет на оплату. После этого вам откроют доступ в личный кабинет, куда нужно загрузить сканы паспорта, свидетельств СНИЛС и ИНН.

Если все было сделано правильно, то уже на следующий день вас пригласят в сервисный центр. В итоге сутки и 1400 рублей. Сам сертификат стоит 1000 рублей в год, включая лицензию на специальное программное обеспечение, еще 400 рублей — это токен, флешка с защищенным хранилищем, на которой будет записан выпущенный сертификат. Его нужно выпустить самому через личный кабинет. Токен — не обязательная опция. Можно не покупать. Выпущенный сертификат может храниться и на жестком диске вашего компьютера. Но, во-первых, это небезопасно — теоретически данные могут выкрасть злоумышленники. А во-вторых, так вы сможете подписывать документы только на одном компьютере.

С помощью личного кабинета «Контура» нужно также установить на компьютер весь необходимый софт. В частности, это утилиты «КриптоПро CSP», плагины для браузеров и так далее. В личном кабинете есть возможность сразу автоматически установить все то, что рекомендовано для работы с ЭЦП.

Возвращаемся на сайт ФНС. Теперь на странице электронного сервиса регистрации ИП и юрлиц выбираем другой способ входа — учетная запись на сайте госуслуг. Без учетной записи на «Госуслугах» не обойтись.

Дальше поэтапно заполняем заявку на регистрацию ИП. После проверки сведений будет сформировано заявление. Система попросит вас приложить скан-копию паспорта и подписать документы электронной подписью.

Совет. Система не говорит, какие страницы паспорта надо сканировать. Нужны сканы основного разворота и того, где стоит штамп о регистрации. Именно поэтому требуемый формат файла — многостраничный TIF. Параметры сканирования и максимальный размер вы увидите в окне загрузки файла. Многостраничный TIF можно быстро сделать с помощью программы IrfanView. В разделе Options выберите Multipage images, а затем Create Multipage TIF. Потом нажмите Add images и добавьте файлы со сканами двух разворотов паспорта. Если вы отправите скан только одного разворота, налоговая не сообщит вам сразу, что документов не хватает. После 3-дневного рассмотрения заявления вы получите отказ в регистрации ИП, потому что не подтвердили документами свое место жительство. Придется все делать заново. В том числе и платить пошлину.

Прикладываем скан. И нажимаем кнопку «Подписать документы», чтобы добавить к ним электронную подпись. Если при установке ПО для работы с ЭЦП все было сделано правильно, то система справится сама. Документы подписаны.

Совет. Если подписать документы не получилось, то в случае ЭЦП от «Контура» идем сюда, проводим диагностику системы и выполняем рекомендованные действия. Опыт показывает, что лучше всего с ЭЦП работать в браузере Internet Explorer, но не ниже 8-й версии. А еще у «Контура» есть подробный гайд по работе на сайте Nalog.ru.

Следующий шаг — оплата госпошлины. Если вы уже ее платили, когда подавали заявку первым способом, но так и не доехали до инспекции лично, воспользоваться прошлой квитанцией не получится. При подаче электронных документов вы не найдете поля для индекса платежа. Придется платить заново. Но есть и приятный момент: при оплате через «Госуслуги» пошлина на 30% меньше. То есть 560 рублей.

После проведения платежа документы отправляются в налоговую. На электронную почту придет расписка о получении документов. А еще через три рабочих дня на этот ящик вы получите архив с выпиской из ЕГРИП и уведомлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве ИП.

Совет. Если переживаете по поводу своевременного перехода на другую систему налогообложения, лучше, кроме скана паспорта, приложить к пакету документов соответствующее уведомление. Его бланк есть на сайте ФНС. Если вы этого не сделали, то подать уведомление о переходе можно не только лично. После регистрации ИП вы сможете пользоваться личным кабинетом индивидуального предпринимателя на сайте налоговой. Там можно подать уведомление о переходе на другой режим, подписав документ цифровой подписью, которая у вас уже есть. Обратите внимание, что налоговая может не реагировать больше двух недель. Но спустя какое-то время новый режим налогообложения отразится в личном кабинете ИП. Если этого не произошло, лучше обратиться лично — уже по месту жительства. Сменить систему налогообложения можно в течение 30 дней с момента регистрации ИП. Если позже — то только со следующего года.

То, о чем стоит позаботиться заранее

Если у вас в фамилии есть буква Ё, лучше достаньте из ящика свои свидетельства СНИЛС и ИНН и сверьте написание фамилии в них с тем, которое в паспорте.

Может оказаться, что в паспорте у вас одно написание, а в базах ФНС и ПФР — другое. Этого можно не замечать годами, ведь работодателя и указанные инстанции интересуют именно номера. По ним, а не по фамилии идут налоговые отчисления и платятся страховые взносы. Несовпадение написания фамилии в паспорте и базе ФНС может обнаружиться как раз в момент первичной проверки сведений при подаче заявки на регистрацию ИП.

В личном кабинете налогоплательщика — физлица есть возможность подать заявление на изменение личных данных и запросить повторное получение свидетельства о постановке на налоговый учет. Почти сразу приходит уведомление о том, что нужно явиться в ИФНС по месту жительства для подтверждения внесения изменений. На это отводится почти 2 недели. Актуализировать данные в базе ПФР можно, обратившись в любое отделение Пенсионного фонда. Там сразу же распечатают новое свидетельство СНИЛС.

Если делать это через МФЦ, сроки могут затянуться. Между центрами госуслуг и различными инстанциями своя логистика. Документы туда и обратно попадают не сразу. Их возят курьеры по определенному расписанию.