Бюджетный учет

Бюджетный учет: расходы на охрану труда

Справочник для бухгалтеров-бюджетников.

Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.

Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.

К сведению

Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

Все затраты на охрану труда можно разделить на несколько крупных групп:

  • расходы на специальную оценку труда;
  • расходы на медосмотры;
  • расходы на покупку средств индивидуальной защиты;
  • расходы на обучение.

Все эти затраты ложатся на плечи работодателя, поэтому важно понимать, как отражать их в бухгалтерском учете.  Учет расходов на охрану труда удобно вести в учетной программе, там же можно составлять отчеты в разрезе утвержденных мероприятий (программ).

Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).

Расходы на специальную оценку труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) позволяет выявить вредные и/или опасные производственные факторы, определить уровень их воздействия на здоровье сотрудника и сопоставить фактические значения с принятыми нормативами (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). По результатам СОУТ рабочему месту присваивается один из классов:

1-й класс — оптимальные;

2-й класс — допустимые;

3-й класс (с подклассами) — вредные;

4-й класс — опасные.

Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены затраты на специальную оценку условий труда

0 109 XX 226

(0 401 20 226)

0 302 26 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 26 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Расходы на медосмотры

Требование проводить медицинские осмотры сотрудников связано со спецификой вида деятельности учреждения. Так, в приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н основаниями для медосмотров работников названы:

— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;

— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;

— контакт с больными;

— повышенные физические нагрузки;

— работа с продуктами питания и пр.

Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами.  Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.

Расходы на покупку средств индивидуальной защиты

В обязанности работодателя входит регулярно обеспечивать своих сотрудников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Состав, количество и периодичность выдачи средств защиты по разным должностям определены приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.

В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приобретена спецодежда за счет средств учреждения

0 105 35 340

0 302 34 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 34 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Списана спецодежда в связи с износом

0 109 XX 272

(0 401 20 272)

0 105 35 440

Обратите внимание, что о списании спецодежды можно говорить, когда срок ее службы истек, и она не пригодна для дальнейшего использования. Бухгалтерская проводка составляется на основании «Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря» (ф. 0504143). К списанию не относится выдача спецодежды работникам — это передача в эксплуатацию, то есть внутреннее перемещение, для которого отдельной проводки не требуется.

К сведению

Если приобретенные средства индивидуальной защиты соответствуют пунктам 38, 39, 45 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н), учреждение может поставить их на учет как основные средства. В этом случае они будут учитываться не как спецодежда, а как основные средства.

Расходы на обучение персонала

Требование трудового законодательства пройти обучение и проверку знаний по охране труда распространяется на все организации вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, более того — на всех сотрудников, включая руководителя (постановление Минтруда России, Минобразования России № 29 от 13.01.2003). В зависимости от величины штата учреждение должно выделить в отдельную штатную единицу должность специалиста по охране труда (штат менее 50 человек) или сформировать службу по охране труда (штат более 50 человек).

Сотрудники, ответственные за этот участок работы, а также руководитель и заместители руководителя учреждения должны пройти обучение. Это могут быть курсы по охране труда или курсы повышения квалификации. Срок — не позднее одного месяца после трудоустройства. Только после этого они могут проводить обучение и инструктажи остальных сотрудников.

Учреждение из собственных средств оплачивает своим сотрудникам обучение на курсах. Эти затраты отражаются в бухгалтерском учете такими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачен аванс за обучение по охране труда

0 206 26 560

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Оказаны образовательные услуги по охране труда

0 401 20 226

(0 109 XX 226)

0 302 26 730

Зачет аванса

0 302 26 830

0 206 26 660

Оплачена оставшаяся по договору сумма за обучение по охране труда

0 302 26 830

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Финансирование расходов на охрану труда

Организация может оплачивать мероприятия по охране труда из бюджетов всех уровней, внебюджетных средств, за счет добровольных взносов сторонних организаций или физических лиц (ст. 226 ТК РФ). Важное уточнение: это направление деятельности учреждения не может оплачиваться из средств работников, никаких вычетов из зарплаты и покупки спецодежды за свой счет не допускается.

Часть мероприятий может оплачиваться из сумм взносов в ФСС, которые должны быть перечислены в текущем году. Объем финансирования — не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.

Список мер, которые можно оплачивать за счет страховых взносов, объемен. Например, это могут быть расходы на проведение спецоценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи или спецодежды, если она произведена в странах ЕАЭС, и другие.

Расходы, компенсированные из средств ФСС, отражаются в бухучете так:

Наименование операции

Дебет

Кредит

Начислены страховые взносы на травматизм (2 %)

0 109 XX 213

0 303 06 730

Перечислены денежные средства за материальные запасы, приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма

0 302 34 830

0 201 11 610

Перечислены денежные средств за работы, услуги в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

0 302 25 830

0 302 26 830

0 201 11 610

Поступили материальные запасы в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

0 105 36 340

0 302 34 730

Отражены расходы на оплату услуг, работ в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

0 401 20 225

0 401 20 226

0 302 25 730

0 302 26 730

Начислены требования по компенсации расходов, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

0 209 30 660

0 401 10 130

Зачтены расходы, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

0 303 06 830

0 209 30 560

Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом расходов в рамках мероприятий по предотвращению травматизма

0 303 06 830

0 201 11 610

Практический пример

Государственное автономное образовательное учреждение «Петровский мукомольный техникум» в рамках программы по охране труда провело ряд мероприятий и произвело такие затраты:

  • приглашена сторонняя организация для оценки условий труда — 30 000 рублей;
  • по результатам спецоценки уточнены потребности и приобретена спецодежда — 5 100 рублей;
  • организован текущий медосмотр работников — 10 500 рублей.

Все расходы оплачены за счет средств на выполнение государственного задания.

Все операции отразим в бухгалтерском учете такими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы на проведение специальной оценки условий труда

4 109 70 226

4 302 26 730

30 000

Отражены расходы на текущий медицинский осмотр сотрудников

4 109 70 226

4 302 26 730

10 500

Отражено приобретение спецодежды

4 105 35 340

4 302 34 730

5 100

Оплата по договору за проведение специальной оценки труда

4 302 26 830

4 201 11 610

30 000

Оплата по договору за спецодежду

4 302 34 830

4 201 11 610

5 100

Оплата по договору за проведение текущих медосмотров сотрудников

4 302 26 830

4 201 11 610

10 500

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik