Клерк.Ру

Изменения учетной политики – по стандарту!

Иллюстрация: Никита Коночкин/Клерк

Год только начался, а бухгалтерам-бюджетникам нужно готовиться к предстоящим изменениям в учетную политику.

Чего ждем?

С большой долей вероятности уже в первом полугодии будут внесены изменения в Закон о бухучете, Бюджетный кодекс, а также в некоторые стандарты учета для госсектора. Ожидается, что все эти изменения вступят в силу уже в этом году.

Например, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона № 620132-7 о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете, подготовленный Правительством РФ. Основные предложения Правительства РФ сводятся к следующему:

— вместо «государственного сектора» вновь будет использоваться понятие «бюджетная сфера»;

Отключить рекламу

— возвращается норма о том, что требования главбухов в части ведения учета обязательно для всех работников учреждения.

Оба предложения Правительства РФ уже когда-то было в Законе о бухучете. Видимо, для возвращения появились веские причины.

Кроме того, законопроектом предполагается дополнить ст. 19 Закона о бухгалтерском учете частью 3, согласно которой порядок организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. В настоящее время организация внутреннего в государственных и муниципальных учреждениях контроля регулируется рекомендациями Минфина и ведомственными нормативными документами.

А на сайте Минфина России можно ознакомиться с проектом Федерального закона № 493988-7 о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, отдельные положения которого должны применяться с 1 января 2019 года.

Отключить рекламу

Прошло немногим более года после вступления в силу первых федеральных стандартов учета, а Минфин России, согласно Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2018 № 223н), уже готов внести изменения в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Минфином подготовлен и проект изменений в стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Согласно этим проектам изменения в указанные стандарты вступят в силу с момента опубликования соответствующих приказов.

Вероятно, что в течение 2019 года будут скорректированы и другие нормативные документы, регулирующие ведение бухучета в учреждениях госсектора.

Отключить рекламу

И что теперь?

Изменения законодательных и нормативных актов происходили и в предыдущие годы. Но бухгалтеры не торопились корректировать учетную политику учреждений. Однако после вступления в силу с 1 января 2019 года федерального стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н) бухгалтерам учреждений госсектора придется более внимательно следить за событиями в нормативной базе.

Напомним, что согласно п. 12 СГС «Учетная политика» в учетную политику учреждения необходимо вносить изменения, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование федерального стандарта повторяет норму п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Отключить рекламу

Кроме того, когда происходит изменение учетной политики в течение отчетного года, и оно не связанно с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения производятся по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Об этом сказано в п. 13 СГС «Учетная политика».

При этом в ФСБУ «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению ФСБУ «Учетная политика», доведенных Минфином в Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические рекомендации).

Отключить рекламу

На все эти требования стандарта не стоило бы обращать внимания, если бы не было необходимости оценки последствий изменения учетной политики.

Так, согласно п. 15 СГС «Учетная политика» оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения. Кроме того, в соответствии с п. 18 СГС «Учетная политика» в случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, нужно применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после измененияучетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Отключить рекламу

Таким образом, с этого года бухгалтеру необходимо:

— четко знать дату вступления в силу законодательных и нормативных документов;

— разработать процедуру внесения изменений в учетную политику.

И все это радо того, чтобы произвести оценку последствий изменений учетной политики.

Обратите внимание! В Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в отношении последствий изменения учетной политики в частности необходимо раскрывать информацию о соответствующем порядке, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики. Об этом сказано в п. 20 СГС «Учетная политика».

Отключить рекламу

Как быть?

Ни СГС «Учетная политика», ни Методические рекомендации, а также иные нормативные и законодательные акты, не содержат разъяснений о процедуре внесения изменений в учетную политику учреждения. Поэтому главному бухгалтеру придется:

— самостоятельно разработать соответствующую процедуру,

— либо руководствоваться порядком внесения изменений в учетную политику, установленных учредителем.

Но в любом случае такая процедура должна быть утверждена в составе учетной политики учреждения. Наиболее целесообразным представляется изложить порядок внесения изменений в качестве приложения к учетной политике.

При разработке процедуры внесения изменений в учетную политику главный бухгалтер должен будет найти ответы на два основных вопроса:

Отключить рекламу

  1. с какой даты вносить изменения, а с какой их применять в работе?
  2. каким образом следует внести изменения в уже утвержденный локальный акт?
Отметим, что в соответствии с п. 13 СГС «Учетная политика» изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Причиной, обуславливающей иной момент изменения учетной политики, может быть срок вступления в силу соответствующего законодательного или нормативного акта.

Например, как уже было сказано выше, планируемые изменения в Закон № 402-ФЗ вступят в силу с момента официального опубликования соответствующего закона. Следовательно, и изменения в учетную политику, сделанные на основании закона об изменениях в Закон № 402-ФЗ, могут иметь юридическую силу с даты официального опубликования изменений, а не с начала отчетного года.

Отключить рекламу

Очевидно, что в случае изменения федерального законодательства, главный бухгалтер не сможет внести изменения в учетную политику именно с дня вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Для анализа локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (например, приказа) главному бухгалтеру потребуется определенное время. Последовательность действий главного бухгалтера при внесении изменений в учетную политику в связи с изменением законодательства должна быть отражена в одном из разделов учетной политики.

Локальный акт, которым вносятся в учетную политику изменения, подлежит обязательной регистрации с присвоением ему порядкового номера и указанием даты введения в действие. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то на следующий день со дня их принятия (утверждения).

Отключить рекламу

О принятых актах должны быть обязательно извещены сотрудники организации, на деятельность которых распространяется локальный нормативный акт. Форма извещения может быть определена общими требованиями к порядку разработки локальных нормативных актов, может быть установлена самим локальным нормативным актом, например, путем вывешивания публичного объявления в трехдневный срок с момента принятия данного акта и т.п.

Центр обучения «Клерка»
Приобретай опыт для серьезных дел

Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

Отключить рекламу