Платежные системы

Как сервисы ДБО ловят вас на невнимательности

Кнопку нажал, деньги потерял.
Как сервисы ДБО ловят вас на невнимательности

Ситуации из разряда «случайно на что-то нажал» и попал на деньги — не редкость. В «Народном рейтинге» пользователи часто жалуются на неудобство каналов дистанционного банковского обслуживания, которое зачастую и становится причиной ошибок: отсутствие дополнительных этапов подтверждения операции, «опасное» расположение важных кнопок в приложении, невозможность оперативно отменить еще необработанную трансакцию. Как сервисы ДБО «ловят» клиентов на невнимательности и всегда ли виноваты пользователи?

Был счет и нет счета

«Случайно закрыла счет Аэроплан в Альфа-Клике (случайно нажала на крестик рядом со счетом). Ни смс. ни подтверждения, ничего. Счет закрыт. С 01.02.2019 счет можно открыть только в ПУ Премиум ( 5 тр на стол в месяц плиз). Пишу в чат, простите извините, пожалуйста исправьте», — вспоминает пользователь Lera920621 (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены. — Прим. ред.). В тот же день идет в отделение, где ей якобы восстанавливают счет. Однако на следующий день из «Альфа-Мобайла» счет все же исчезает. Банк отвечает просто: распоряжение клиента было, счет закрыт, открыть заново не выйдет. «Сотрудники отделения сделали все возможное для того, чтобы помочь в решении вашего вопроса, но поскольку в настоящий момент накопительный счет „Аэроплан“ доступен только для клиентов, обслуживающихся на пакетах услуг „Максимум“ и „Премиум“, счет был автоматически закрыт», — был ответ из Альфа-Банка.

Пользователь мобильного приложения Хоум Кредит Банка Eavaclavik и вовсе заблокировал карту. «Я в мобильном приложении случайно нажал на кнопку заблокировать карту. Она находится прямо по центру кнопки выхода в меню телефона... Причем самое интересное, заблокировал одной кнопкой. Нажал, и все. Ни код не спрашивает приложение, ни просто подтверждения в стиле: «Вы хотите заблокировать карту?» — рассказывает он. Разблокировать так быстро не получилось — пришлось ждать несколько часов, пока данные в системе обновятся, и в приложении появится соответствующая опция.

«Периодически к нам действительно поступают обращения клиентов, которые случайно ошиблись при выборе операций в каналах дистанционного обслуживания», — рассказывают в пресс-службе Хоум Кредит Банка. Кредитная организация утверждает, что решает подобные проблемы оперативно и в индивидуальном порядке и сервисы ДБО совершенствует.

Незаметно рефинансировался

«Однажды в ВТБ онлайн пришло уведомление о возможности рефинансирования моего потребительского кредита. Посмотрел это предложение перед сном 30.03.19 в 1:31, затем утром в 12:13 повнимательней... Условия меня не устроили, и я забыл про это. Однако через несколько дней пришло сообщение, что мой кредит рефинансирован», — пишет пользователь cement. С тех пор было зарегистрировано несколько обращений, клиент платить по ошибочно рефинансированному кредиту отказался, начались звонки о просрочке. Дальше хуже. «Пришел срок платить за ипотеку (также в ВТБ). Перевел деньги на ипотеку, а система списала эти деньги на погашение потребительского кредита и по ипотеке образовалась просрочка», — рассказывает cement.

В ВТБ утверждают, что рефинансироваться случайно практически невозможно, поскольку процедура в мобильном приложении ВТБ состоит из пяти этапов. «Сначала клиент попадает в раздел с персональным предложением, затем знакомится с условиями кредита, потом вручную вводит необходимую сумму, которую хочет получить в кредит, далее подтверждает корректность указанных данных. И только после этого дает согласие на оформление кредита и подтверждает его кодом из СМС или passcode», — рассказывают в пресс-службе банка.

Тем не менее банк клиенту деньги вернул и направил в НБКИ соответствующую информацию по кредитной истории. «Заявления клиентов, которые ссылаются на „случайность“ оформленных займов, единичны. Банк готов идти навстречу в рамках данных обращений и рассматривает их в индивидуальном порядке», — отмечают в пресс-службе ВТБ.

Деньги перевел — проценты потерял

«Ошибочно перевел сумму со вклада на карточный счет. Хотел перевести сумму в части начисленных процентов, условия вклада это предусматривают. Но по ошибке перевел почти всю сумму, находящуюся на вкладе», — вспоминает клиент УБРиР под ником Artmas. Деньги сразу же на вклад вернул, но накопленные проценты пропали. В кол-центре клиенту объяснили, что он нарушил условия вклада и перевел деньги на карточный счет досрочно, поэтому формально виноват сам. «Мне услужливо предложили помочь открыть новый вклад и забыть про начисленные проценты», — отмечает Artmas. Однако после жалобы в «Народном рейтинге» УБРиР все же вернул Artmas потерянные ранее проценты в полном объеме.

«УБРиР в случае ошибочного перевода со вклада на другой счет доначисляет проценты за фактический срок депозита и зачисляет деньги обратно на вклад, если клиент в течение семи рабочих дней обратился в банк с заявлением», — рассказала директор по сервису Уральского Банка Реконструкции и Развития Майя Кантор. Она добавила, что в скором времени в приложении появится новая функция: при попытке перевести деньги со вклада на другой счет будет появляться всплывающее окно с предупреждением о риске потери процентов.

Случайная страховка

Попасть в ловушку с ненужной страховкой клиент может и без всякого навязывания или тайного подключения со стороны банка. Порой достаточно проявить неосторожность и нажать не ту кнопку в приложении, интернет-банке или банкомате. «Я по ошибке нажала кнопку страховки кредита в феврале и с меня сегодня (23 марта. — Прим. ред.) страховку сняли, а это почти 1,5 рублей», — рассказывает пользователь мобильного приложения Тинькофф Банка. В ее случае ситуация разрешилась благополучно. Плату за страховку банк вернул.

Однако не всегда банки такие сговорчивые. «Родители-пенсионеры. Пришли снимать пенсию по карте в банкомат... Случайно подключили навязчивую, никому не нужную страховку», — жалуется клиент МИнБанка под ником bagas. Списание обнаружили лишь спустя два месяца, страховку в отделении банка отключили, но уже уплаченные деньги не вернули.

«Клиент вправе отказаться от услуги страхования в течение 14 календарных дней. Но зачастую клиенты подключают услугу и обращаются уже по истечении указанного времени, потому что она не пригодилась (такова специфика страховых продуктов). По таким обращениям банк принимает решение индивидуально», — сообщили в кредитной организации. Процедуру оформления страховки в банке считают прозрачной: интерфейс предполагал возможность отказа от продукта, и информация о подключении программы отображалась на чеке.

Будьте внимательны, пишите письма

Судя по «Народному рейтингу», подобные случаи — не редкость. Возникают они обычно из-за невнимательности клиентов, багов и неудобного интерфейса банковских приложений.

Банки стараются решить такие вопросы «на берегу». До Центробанка доходят единичные жалобы, вероятно, еще и потому, что пользователи признают ошибку за собой. Регулятор лишь советует клиентам быть внимательными при совершении любых операций в мобильных приложениях или на сайтах. «В случае возникновения ситуаций, при которых у гражданина складывается впечатление злоупотребления его правами при совершении той или иной операции финансовыми организациями, можно обратиться в Банк России с подробным описанием возникшей проблемы для проведения соответствующего разбирательства», — отмечают в пресс-службе Банка России.

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.