Права потребителей

Как вернуть страховку, навязанную с кредитом или займом

На самом деле, все достаточно просто.
21,1 тыс. 20 тыс.
Как вернуть страховку, навязанную с кредитом или займом
Нередки случаи, когда клиенты микрофинансовых организаций вместе с займом получают дополнительные услуги. Некоторые МФО, не спрашивая согласия заемщика, включают в договор продукты, не связанные с займом, но повышающие итоговую сумму. Результат — растущее число жалоб в надзорные организации. Заемщики спрашивают: «Навязали страховку по кредиту, как вернуть?».

Страховка в микрозаймах: как работает принуждение

Несмотря на то что согласно части 3 статьи 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» перед организациями установлена обязанность получить согласие на услугу еще до заключения договора, многие этот закон нарушают.

Услуги, в которых заемщик не заинтересован, могут быть навязаны ему разными способами:

  • под предлогом обязательной страховки, без которой в займе будет отказано;
  • манипуляцией с вниманием клиента, когда он подписывает договор, не зная, что в нем перечислены дополнительные услуги;
  • нередко операторы кол-центра или менеджеры дают понять, что согласие на определенную страховку будет способствовать одобрению заявки.

Как вернуть страховку по займу

Если клиента вынудили оформить страховку, деньги можно вернуть по закону. Для этого нужно позвонить на горячую линию страховой компании, указанной в договоре, и уточнить, где скачать образец заявления на возврат средств. Обычно форма этого документа находится на сайте страховщика.

К заполненному заявлению нужно приложить ксерокопии паспорта, кредитного договора и договора страхования. После этого пакет документов требуется отправить заказным письмом на адрес страховой компании.

Как отказаться от страховки в микрозайме

При оформлении онлайн-займов данные услуги по умолчанию включены, и клиент, не обратив на них внимания и не сняв «галочки», автоматически подключает их.

Данная практика введена искусственно и никоим образом не коррелируется с качеством клиента как потенциального заемщика, считает Алексей Федосеев, член Совета СРО «Единство» и управляющий ООО МКК «Касса № 1».

«Клиенты не то что могут, они должны отказываться от любых навязанных услуг. В данное время на рынке существует огромное количество кредитных организаций, и найти и выбрать ту, которая готова предоставить заемные средства без допплатежей, не составляет особого труда. Как правило, кредиторы мотивируют оформление допуслуг через снижение процентной ставки, но снижение ставки незначительно, а переплата за счет допуслуг с лихвой превышает ту выгоду, которая предлагается».

Согласно Указанию № 4500-У ЦБ РФ от 21.08.2017, отказ от страховки при микрозаймах необходимо отправить в течение 14 календарных дней после оформления договора займа. Дата поступления соответствующего заявления в страховую компанию учитывается по почтовому штемпелю.

Если услуга страхования навязывается, нужно действовать. Можно написать жалобу и отправить в одну из уполномоченных организаций: СРО, ЦБ РФ, Роспотребнадзор, финансовому омбудсмену, Роскомнадзор.

Как правило, регулирующие органы реагируют на массовые жалобы клиентов и результатом становятся ограничения для кредитных организаций и улучшение условий для заемщиков.

Что думает ЦБ по поводу дополнительных услуг

До МФО доводятся рекомендации и положительные практики предоставления дополнительных услуг, отметили порталу Zaim.com представители регулятора. В частности, рекомендуется исключать автоматическое проставление «галочек» о согласии на дополнительные услуги, оформлять отдельное заявление на дополнительные услуги, устанавливать «период охлаждения» на все дополнительные услуги и более 14 дней для договора страхования, принимать к рассмотрению обращения заявителей по вопросам заключенного посредством МФО договора на предоставление услуг третьими лицами (режим «одного окна»), в том числе обращения, связанные с отказом от заключения таких договоров.

Банк России рекомендует внимательно изучать договор и все приложения к нему. Документы могут насчитывать несколько десятков страниц, но когда речь идет о деньгах, не стоит торопиться. Перед тем как ставить подпись, лучше внимательно изучить договор дома.

Подписывать договор следует только в том случае, если все его положения понятны и не вызывают вопросов. Если что-то остается неясным, не нужно стесняться уточнять информацию у консультанта. Задавайте вопросы и требуйте разъяснений до тех пор, пока все вопросы не будут сняты.

Заемщикам также нужно помнить о праве отказаться от ненужной страховки и вернуть уплаченные деньги — полностью или частично — в «период охлаждения», который длится как минимум 14 дней.

Комментарии

1
  • АннЮрьна

    Банки предлагают % по кредиту со страховкой один, а без страховки другой, выше раза в 1,5. Плюс положительное решение без страховки не гарантировано. Страховка включается в тело кредита и на нее рассчитываются проценты. Даже отказавшись от страхования в течение 14 дней, вы продолжите платить банку проценты за неё. А месяца через 2 банк в одностороннем порядке пересмотрит ваш процент, и на основании того, что вы отказались от договора страхования, ваш процент по кредиту поднимут на величину, которую изначально предлагали при кредитовании без страховки. Я так именно и попала с ВТБ.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
11
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Стало известно, на сколько выросла выручка ИТ-компаний в России

По предварительным данным Минцифры выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год.

Акцизы

В декларации по акцизам появятся новые коды для алкоголя

Для заполнения декларации по акцизам с 1 мая нужно указывать новые коды для алкогольной продукции с содержанием спирта.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

1
101

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 
1
50
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Верховный суд РФ может изменить практику назначения выездных налоговых проверок

Мнение налогового адвоката о судебном иске к ФНС о незаконности налоговой проверки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
4
93

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

199
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

109

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
7
137

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.

Интересные материалы

Шведский бизнес Avito переехал в Калининградскую область

Шведская компания Avito AB провела редомициляцию и теперь будет зарегистрирована как международная компания в специальном административном регионе.