Бюджетный учет

Шпаргалка по проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками у бюджетников

Для начала формируем оборотки по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000.
Шпаргалка по проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками у бюджетников

Финансово-хозяйственная деятельность любого учреждения и организации предполагает наличие в учете расчетных обязательств с различными контрагентами. На приобретение товаров (работ, услуг) заключаются договоры (контракты), в соответствии с которыми производятся расчеты. Проверка таких расчетов может быть предметом отдельной проверки либо входить в программу проверки, включающую проведение контрольных процедур в отношении всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Рассмотрим основные вопросы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Предмет проверки

Расчеты с поставщиками и подрядчиками предполагают возникновение в учете дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — это сумма обязательств, причитающихся учреждению со стороны других организаций, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами. В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав. Для учета дебиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками обычно используется счет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Кредиторская задолженность — это денежные средства, временно привлеченные учреждением, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены. В учете государственного (муниципального) учреждения указанная задолженность сконцентрирована на счетах 0 302 20 000 «Расчеты по работам, услугам», 0 302 30 000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов».

Следовательно, объектом проверки будет вся информация, связанная с использованием перечисленных счетов, отражаемая в регистрах бухгалтерского учета.

Документы, подлежащие проверке

Для проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо запросить у учреждения:

— учетную политику учреждения;

— сформированные за проверяемый период формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности, включая таблицу пояснительной записки «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169, 0503769);

— журналы операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за проверяемый период;

— инвентаризационные описи и иные документы, составленные в ходе инвентаризации (акты сверок расчетов, акты о результатах инвентаризации, протокол инвентаризационной комиссии);

— оборотные ведомости по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;

— аналитические данные по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;

— контракты (договоры) поставки товаров, выполнения работ, возмездного оказания услуг;

— акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные на поставку товаров.

Основные вопросы проверки

Основные вопросы проверки приведены в Методических рекомендациях по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Федеральным казначейством 31.12.2019 (см. приложение 2). Из рекомендаций вытекает, что в ходе контрольного мероприятия надлежит:

1. Изучить документы учетной политики в отношении учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

2. Провести анализ остатков по счетам учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, на предмет необоснованного роста показателей).

3. Проверить соответствие итоговой суммы реестра кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками итоговой сумме данных оборотной ведомости (ф. 0504036).

4. Проверить, проводилась ли сверка остатков, числящихся на соответствующих счетах, с данными кредиторов, и сравнить их с аналогичными показателями предыдущих периодов. Сравнить оборот кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов.

5. Проверить наличие неучтенных обязательств.

6. Проверить, раскрыты ли раздельно в отчетности данные по кредиторской задолженности перед руководителями, членами совещательных органов (наблюдательного совета) и прочими аффилированными лицами объекта контроля (при наличии).

Проведение проверки

Анализ кредиторской (дебиторской) задолженности. С этой целью запрашивается реестр кредиторской (дебиторской) задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Далее проводится анализ контрактов (договоров), заключенных, исполненных в проверяемом периоде. Необходимо изучить контракты (договоры) на предмет правильности совершенных расчетов. Анализ лучше вести в таблице по наименованиям организаций поставщиков (подрядчиков). В таблице следует последовательно отразить:

— номер и дату заключения контракта (договора);

— сумму контракта (договора);

— размер авансового платежа (если он предусмотрен договором (контрактом));

— информацию об исполнении договорных обязательств поставщиком (подрядчиком) — поставке товара (оказании услуги, выполнении работы). Данная информация должна быть подтверждена первичными учетными документами — товарно-транспортной накладной, актом об оказании услуг, выполнении работ;

— сведения о завершении расчетов по исполненным обязательствам.

Если контракт (договор) был исполнен несвоевременно или не исполнен вовсе, то следует установить, были ли начислены и уплачены пени, неустойки. Данная информация также должна быть отражена в таблице.

Далее необходимо проверить соответствие итоговой суммы реестра кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками итоговой сумме данных оборотной ведомости (ф. 0504036).

Переходим к обоснованности имеющихся остатков по задолженности контрагентов.

Обоснованность остатков по задолженности контрагентов. В ходе проверки устанавливается соответствие сведений, отраженных в отчетности, фактическим данным. С этой целью запрашиваются данные инвентаризации. Напомним, что в соответствии с п. 79 СГС «Концептуальные основы» инвентаризация активов и обязательств осуществляется в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким образом, информация, сконцентрированная на счетах 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 302 20 000 «Расчеты по работам, услугам», 0 302 30 000 «Расчеты по поступлению нефинансовых активов», должна быть подтверждена результатами проведенной инвентаризации.

В ходе инвентаризации, как правило, проводится сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, которая оформляется соответствующими актами. При этом инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна:

— установить обоснованность сумм дебиторской, кредиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета;

— выявить суммы подлежащей списанию невостребованной кредиторской задолженности либо не подлежащей взысканию дебиторской задолженности.

Если в результате инвентаризации расчетов выявлена просроченная дебиторская задолженность, сконцентрированная на счете 0 206 00 000, то ее необходимо перенести на соответствующие счета аналитического учета счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» (0 209 34 000, 0 209 36 000). При этом согласно разъяснениям Минфина задолженность по возврату авансов текущего года, отраженная на счете КРБ 1 209 34 000 и не исполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем отчетного периода на счет КДБ 1 209 36 000. Далее она отражается в сведениях (ф. 0503169) в составе просроченной задолженности (см. Письмо Минфина РФ №02-06-07/103995, Федерального казначейства №07-04-05/02-29148 от 31.12.2019).

В отношении просроченной дебиторской задолженности учреждением должны проводиться мероприятия, направленные на ее погашение (проведена претензионная работа с контрагентами в досудебном порядке, предъявлено в судебные органы исковое заявление с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы).

Напомним, что ГК РФ устанавливает, в частности, следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

— истечение срока исковой давности (ст. 196);

— невозможность исполнения обязательства (ст. 416);

— прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417);

— ликвидация юридического лица (ст. 419).

Так, согласно п. 110 Инструкции №174н суммы, списанные с балансового учета в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Названная задолженность одновременно отражается на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Если по результатам инвентаризации выявлена просроченная кредиторская задолженность, то учреждением должны быть выяснены причины ее образования и приняты меры к ее погашению. В случае если кредиторская задолженность не востребована кредиторами, она подлежит списанию с балансовых счетов и принятию на забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». В случае истечения срока исковой давности, ликвидации юридического лица (смерти физического лица) кредиторская задолженность списывается с учета безвозвратно на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном в учетной политике учреждения.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете учреждения.

Таким образом, в ходе контрольного мероприятия результатов инвентаризации проверяющими лицами должны быть установлены:

— факт проведения сверки расчетов с контрагентами;

— обоснованность возникновения дебиторской, кредиторской задолженности;

— задолженность, подлежащая списанию с учета.

Проверка правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется с применением счетов 0 302 20 000 и 0 302 30 000 (п. 256 Инструкции №157н). Аналитический учет расчетов ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (п. 257 Инструкции №157н).

Порядок отражения операций приведен в инструкциях №162н, 174н, 183н.

В ходе изучения журналов операций обращается внимание:

1. На соблюдение общих требований к формированию журнала операций, установленных п. 11 Инструкции №157н.

2. На наличие первичных документов, подтверждающих законность отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с контрагентами, приложенных к журналу операций.

В силу п. 26 СГС «Концептуальные основы» первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа.

3. На своевременность принятия к учету первичных учетных документов.

4. На достоверность (полноту и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг.

Напомним, что записи в регистрах бухгалтерского учета должны оформляться по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета.

При проверке следует обратить внимание на счета, которые применяет учреждение при принятии к учету документов, на их соответствие методологии учета, а также Порядку №209н (если проверяются 2019 и 2020 годы), Указаниям №65н (если проверяются 2017, 2018 годы).

Нередко учреждения неправильно устанавливают характер совершаемой операции, соответственно, применяют ошибочный код КОСГУ и, как следствие, используют неверный счет бухгалтерского (бюджетного) учета.

Проверка расчетной дисциплины (соблюдение размеров авансового платежа). Данный пункт проверки обязателен, если проверяется использование средств бюджетов РФ. Поэтому далее акцентируем внимание на следующих моментах, связанных с соблюдение расчетов по заключенным договорам. Как правило, при заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не установлен — в разумный срок после возникновения обязательства. На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок.

Напомним, что все федеральные государственные казенные учреждения обязаны соблюдать конкретные размеры предварительной оплаты при заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В частности, на 2020 год размеры авансовых платежей установлены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 №1496 (в редакции от 22.02.2020).

В договорах (контрактах), заключаемых в 2020 году, главные распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им казенные учреждения вправе предусматривать условие о казначейском обеспечении обязательств в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим договорам (контрактам), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них эти цели на соответствующий финансовый год (п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 №1803).

Таким образом, превышение установленных законодательством РФ размеров авансовых платежей, выявленное в ходе проверки, является нарушением.

Проверка соблюдения целевого характера использования бюджетных средств. Это также обязательный пункт любой проверки, касающийся использования бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Напомним, что код классификации расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности учреждений. Он состоит (п. 1 ст. 21 БК РФ):

— из кода главного распорядителя бюджетных средств;

— из кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, полностью или частично не соответствующих целям, определенным:

— законом (решением) о бюджете;

— сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью);

— лимитами бюджетных обязательств;

— бюджетной сметой;

— договором (соглашением);

— правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Так, нецелевым расходованием бюджетных средств считается (см. Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Федеральным казначейством 19.12.2017):

— расходование бюджетных средств на оплату денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, подлежащих финансированию по другому коду классификации расходов бюджета;

— расходование бюджетных средств на оплату денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам без подтверждения первичными учетными документами и не в соответствии с целями осуществления закупки;

— расходование бюджетных средств на оплату товаров (работ, услуг), несвязанных с деятельностью казенного учреждения;

— расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений.

При этом ревизорам следует взять на заметку разъяснения, приведенные в Письме Минфина РФ от 09.07.2019 №02-09-06/1/50753. Из него следует, что показатели бюджетной сметы, не соответствующие основаниям и целям формирования лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться при формировании выводов о нецелевом использовании бюджетных средств при условии, что расходование указанных средств было осуществлено согласно обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых были сформированы лимиты бюджетных обязательств.

Вместе с тем несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным лимитам бюджетных обязательств, в том числе обусловленное некорректным применением кодов классификации операций сектора государственного управления, следует рассматривать в контексте нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.

Начать дискуссию

Как в трудовом договоре с дистанционщиком указывать место работы

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых

Учет расходов на самозанятых схож с учетом расходов на поставщиков и подрядчиков других организационно-правовых форм и налоговых режимов. Однако, сотрудничество с самозанятыми имеет нюансы, которые влияют на порядок отражения в учете. 

Как бизнесу учесть расходы на самозанятых
Адвокат

Новый закон ужесточил требования к адвокатам

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Сравнение вашего предложения с альтернативными вариантами организации бухгалтерии клиентом, или почему ваше предложение самое выгодное?

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг.

Сравнение вашего предложения с альтернативными вариантами организации бухгалтерии клиентом, или почему ваше предложение самое выгодное?
Акцизы

Путин подписал закон о новых акцизах на игристые вина

С 1 мая акциз на игристое и российское шампанское составит 119 рублей за 1 литр.

Кадры

Нормы о молодых работниках и специалистах прописали в законе

Внесены изменений в федеральный закон «О молодежной политике в РФ».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Импорт

Параллельный импорт могут отправить на маркировку

Чтобы сократить долю контрафактной продукции на рынке, ФАС предлагает маркировать товары, которые поступили по параллельному импорту.

Распоряжение правом требования по субсидиарки. Способы распоряжения и сроки

❓Что происходит после того как закончились суды и контролирующих лиц привлекли к субсидиарной ответственности?

Есть ли на майских праздниках-2024 сокращенные рабочие дни

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков! Ведите кадровый и управленческий учет, сотрудничайте с компаниями, которые занимаются внешнеэкономическими сделками и выходите на новый уровень дохода! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

Зарплаты в вакансиях выросли почти на 13%

Предложения работодателей по зарплате обогнали ожидания соискателей. В среднем компании указывают в вакансиях вознаграждение в размере 64,2 тысячи рублей.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Привлекать к сотрудничеству несовершеннолетних лиц по гражданско-правовым договорам (ГПД) законодательно не запрещено. Но есть некоторые нюансы, которые нужно знать заказчику, прежде чем начинать сотрудничать с подростком. В частности, нужно получить согласие законных представителей и указать корректные формулировки в договоре.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать

Решили стать предпринимателем! Придумали бизнес-идею. Прикинули, сколько нужно денег через финансовое моделирование. Зарегистрировали компанию. Открыли в банке счет. Нашли первых клиентов. Закупили товар. И даже призадумались над маркетинговыми стратегиями, рекламой и набором персонала.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов

Есть мнение, что «айтишники» способны сами решить все свои проблемы. Но это работает не всегда — бывают ситуации, когда определенные задачи лучше передать специалистам.

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

ВЭД

Что изменилось в валютном контроле в апреле 2024 года

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2

Интересные материалы

🔥 Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.