Финансовый кризис

Группа бизнес-смертников, или как выживает отельный бизнес

Коронавирус перекрыл весь туристический и деловой поток в двух столицах и в самое неудачное время, сейчас как раз сезон.
Группа бизнес-смертников, или как выживает отельный бизнес

В период острого кризиса приходится действовать быстро и решительно. Управляющий партнер компании Piter Palace Юрий Соколкин объясняет, как отельному бизнесу подготовить команду к возможным проблемам, коммуницировать с арендодателями, а также почему не стоит ждать помощи от государства в непростых условиях

Начнем с неприятной вещи: отельеры попали в группу «бизнес-смертников». Коронавирус перекрыл весь туристический и деловой поток в двух столицах и в самое неудачное время, сейчас у нас сезон. Самое страшное еще состоит и в том, что отели работают по предоплате и многие из них сейчас не то что не получают прибыли, а возвращают предоплату не только за апрель, но уже и за май. А, как вы понимаете, у многих отельеров деньги уже потрачены или вложены.

Я не буду описывать именитые бренды, у них есть «подушка безопасности» и репутация, на Западе им компенсируют убытки (недополученную прибыль) или предоставят щадящий кредит.

Гостевой бизнес в России — это часть группы «смертников» наряду с другими категориями.

Отельеры — словно «прокаженные» для банков и кредитных учреждений. Нам говорят, что мы проблемный и неустойчивый бизнес в современных условиях, еще и в арендуемом здании. У малого и среднего бизнеса своего помещения, как правило, почти нет. Все арендуется примерно на 10 лет, так что «Простите и до свидания», — говорят нам финансовые институты.

Малый и средний отельный бизнес сейчас закрыт повсеместно. Так что этот бизнес в оригинальной изначальной концепции посуточной аренды номерного фонда и приема гостей схлопнулся.

Но все же сейчас ситуация крайне философская: с одной стороны, рынок «чистится», отваливаются отели/хостелы, которые были слабо закреплены на рынке — это философская правда. А вот реальные факты говорят нам о том, что многие гостевые бизнесы умрут изнутри, их «иммунная» система слабая, фонд оплаты труда страшно бьет по системе, многие участники этого бизнеса получали именно проценты за результат, а мы помним, что туристический поток — как внутренний, так и внешний — равен нулю, отели пусты. Так получилось, что опытные сотрудники увидели всю слабость этой категории — и в скором будущем будут искать себя в другом направлении, а рынок станет слабо компетентен за счет вновь пришедших сотрудников. Для многих аренда сейчас — непосильная ноша, она стала инсультом головного мозга как в прямом, так в переносном смысле.

Но мы увидели во всем происходящем некие возможности, и многое, кстати, зависит от ниши и финансов. У нас в Петербурге 8 объектов и один в Москве общим количеством 100 номеров.

Как действовать в данной ситуации?

1. Коммуникационная стратегия: сейчас время пиара, да и в общем работы с обществом через онлайн-коммуникацию. Заводим новые партнерские программы, закладываем перспективу на будущее.

2. Тактический подход выглядит следующим образом:

  • Применение двух бизнес-крайностей, то есть переход со сдачи посуточно на сдачу по месяцу или к сдаче апартаментов при часовой оплате. Да, это менее прибыльно и интересно, но другого варианта на данный момент нет, у нас обязательства.
  • Подошли сейчас к загрузке номерного фонда на 80%. Производим в некоторых отелях/апартаментах редизайн, обновление (освежить помещение не мешало бы многим, кстати).
  • Направляем сотрудников на повышение квалификации компетенций (за все время текущего кризиса мы не уволили ни одного сотрудника).

Исходя из вышеизложенного, хочется сказать о главном: кризис в компаниях случается по двум сценариям — первый, когда кто-то о чем-то заранее не подумал, а уже только потом кризисы и форс-мажоры.

Что сделали мы еще до кризиса

Первое, что мы внедрили — это «Less friction experience», так называемый «опыт без трения». Это современные технологии противостояния страхам. Мы создали инновационные апартаменты (Piter Palace) без ресепшена с функцией электронного бронирования через мессенджеры и с мгновенным заселением без лишних контактов с персоналом, с получением всех электронных ключей доступа через мессенджер.

У нас нет ресепшена вообще и, как следствие, очередей, необходимости заполнения бумаг и всякой макулатуры. Все оформляется через удаленный сервис с пошаговой инструкцией, выбор тематического номера также происходит через приложение самостоятельно на свой вкус. Отели максимально задействуют всю полезную площадь и используют ограниченное количество персонала, что позволяет сэкономить бюджет и разместить отель в наиболее ценных для туристов местах пребывания.

В общем, следствием данного подхода стало наличие небольшого количества персонала «на зарплате» и отсутствие сокращений. Многие операционные моменты мы передали на аутсорсинг: текущий ремонт, стирка, еда. Уборка номеров производится также через электронный запрос от постояльца, никто не ломится к вам в неподходящий момент, как это часто бывает в турецких и египетских отелях.

Что касается страхов, то они оказались для нас напрасны, гостям все наши нововведения пришлись по нраву, многие отмечали крайнюю неприязнь к вынужденным неискренними улыбкам и заспанным лицам персонала в других отелях.

Человек получает уникальный опыт, он сам может ознакомиться через приложение со всеми свободными номерами и оформить заказ на нужный срок, получая электронные ключи от доступа в отель и в номер непосредственно после оплаты, а также всю необходимую информацию: коды от дверей, как добраться, разместиться, где поесть.

Всегда есть прямая связь с администратором через все мессенджеры из любой точки мира на двух языках. Все отели оборудованы комплексной системой безопасности, пультовой охраной, «прямой трубкой» общения с администратором.

Существуют правила размещения и инструкции буквально ко всему. В каждом номере есть все атрибуты домашнего уюта.

Как мы сотрудничаем с арендодателями

У нас есть несколько подходов. Все юридические аспекты раскрыть я не могу, но прописано примерно следующее:

при наступлении кризиса или форс-мажора мы переходим от прямой аренды по фиксированной ставке к перераспределению прибыли по особому алгоритму, исходя из конечной прибыли и убытков по итогу за квартал.

Да, сейчас большая часть прибыли в процентном соотношении достается арендодателю, но после восстановления туристического потока все вернется к фиксированной аренде.

Второй вариант — это когда собственник здания является и соучредителем отеля как бизнеса и имеет там долю. Дальше по старой схеме, описанной выше, или садимся и на время договариваемся об особых условиях, но не более, чем на три месяца.

Как мы взаимодействуем с государством

Тут у нас есть огромные опасения, исходя из форм юридического статуса владения помещением. Суть в том, что когда мы владеем непосредственно самим зданием, то нас ждут налоги по кадастру и имущественные налоги. А в текущей ситуации это чрезмерная нагрузка на наш бизнес и ее можно погасить только из «кубышки». Текущая выручка не способна погасить весь протокол налоговой нагрузки.

Многие отельеры не регистрировали прямой код ОКВЭД, а имеют гибридную форму гостевого бизнеса и де-юре не являются отелем и не попадают под реестр наиболее пострадавших категорий, они остались сами с собой наедине и, возможно, вообще останутся без внимания и помощи государства.

Чего мы ждем от государства

Есть оперативная необходимость — уменьшение или перенос уплаты налогов всех форм на несколько месяцев после отмены самоизоляции.

В глобальном смысле мы уже несколько лет ждем от нашего государства создания туристического бренда России. Мы хотим показать россиянам и иностранцам все красоты нашей страны, традиции, культуру разных регионов и республик, это однозначно увеличит туристический поток. Нам есть, что показать!

Гостевой бизнес вообще работает по схеме: сначала что посмотреть или кого встретить, а потом где остановиться. Так вот, от государства мы просим начать вести не политику запретительных мер, а политику открытых дверей, когда, например, те же жители Финляндии смогут приехать в Санкт-Петербург на три дня по упрощенной визе, Калининградская область вообще могла бы стать рекордсменом по принятию гостей из ближайших стран Европы. Государство вообще не ведет разъяснительную работу туристического характера как внутри, так и за пределами нашего государства.

Скорость развития правового регулирования и появления новинок в сфере гостеприимства и предложений форматов гостевого размещения в России не меняется так быстро, как в развитых странах и, зачастую, ограничивается короткими разрешительными законами прошлого времени. А рынок требует перемен и свободного выбора мест размещения от палатки до 5 звезд.

Гостевой туристический бизнес во многих странах является стратегическим направлением как с точки зрения экономики, так и мощным политическим мультикультурным рычагом через демонстрацию своих внутренних намерений, уклада жизни, культурного кода. Приезжающие гости тепло отзываются о нашей стране и их должно быть больше, но нужны условия для них: простота оформления визы, достойный сервис, да и национальной кухни должно быть больше.

Что мы планируем делать

Учитывая, что сейчас стал развиваться мега тренд на онлайн-коммуникацию, а в каком-то смысле «правильный туризм» — это обучение и освоение культурного кода, где вам покажут прикрасы не из окна автобуса, а за руку отведут в потаенные места, спрятанные от глаз. И вот на фоне всего происходящего нами было принято решение начать проектировать электронное туристическое приложение для гостей столицы, где местные жители, «старожилы», которым есть что показать, будут иметь возможность коммуницировать с гостями столицы. Да и местные жители, зачастую, не знают своего города, эту задачу мы сейчас решаем.

Источник: Практический онлайн-журнал «Деловой мир».

Начать дискуссию

Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 1 мая — три новые формы заявлений по налогам

ФНС утвердила новые бланки и форматы заявлений для возмещения НДС, акциза, а также по банковским гарантиям.

Сбер выплатит инвесторам дивиденды за 2023 год: сколько

Держатели акций Сбербанка получат дивиденды в размере 33,3 рубля на одну ценную бумагу.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года

В уведомлении за апрель не будет взносов. Будет и НДФЛ с 1 по 22 апреля и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года

Производителям алкоголя упростят получение лицензий

Власти сократят сроки получения лицензий на производство и оборот алкоголя, а также урежут список документов для получения разрешений.

Кадры

88% соискателей ждут обратной связи после собеседования

Кандидаты хотят получить от работодателей оценку своих сильных и слабых сторон, а также понять, как им вести себя во время следующих собеседований.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
5
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Интересные материалы

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы