Экономика России

Онлайн-обучение школьников и студентов будет развиваться дальше. Что нас ждет...

Весной этого года многие родители школьников и студентов пережили шок, когда для продолжения обучения в условиях самоизоляции их чада перешли на онлайн обучение. Но теперь такая форма обучения станет обязательной в случае объявления чрезвычайных ситуаций.
1,2 тыс. 25
Онлайн-обучение школьников и студентов будет развиваться дальше. Что нас ждет...
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Весной этого года многие родители школьников и студентов пережили шок, когда для продолжения обучения в условиях самоизоляции их чада перешли на онлайн обучение. Но теперь такая форма обучения станет обязательной в случае объявления чрезвычайных ситуаций.

Все совпадения случайны

Возможно, что немало родителей были удивлены тому, как система среднего и высшего образования смогла в апреле этого года перейти на онлайн обучение. На развертывание соответствующего программного обеспечения школам, вузам и другим образовательным учреждениям потребовалось не так уж много времени — в основном около двух недель.

На первых порах большинство учителей и педагогов связывалось с ученикам через социальные сети и месседжеры. Но очень скоро, особенно в крупных образовательных учреждениях, для организации учебного процесса стали использовать специальные программные продукты. Почему удалось сделать это так быстро? Ведь очевидно, что на разработку таких программных продуктов требуются длительное время (месяцы, а то и годы).

Оказывается, о необходимости развития онлайн образования федеральные органы власти задумались еще в 2017 году. И тогда в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» были утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным государственным образовательным организациям высшего образования.

Гранты предоставляли вузам на реализацию приоритетных целей:

а) для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайн-обучения;

б) для создания программного обеспечения, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создания информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна»;

в) для создания системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения;

г) для продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения приоритетного проекта.

Удивительно, но в 2017 году предполагалось, что основные мероприятия приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках госпрограммы «Развитие образования» будут закончены в 2020 году. А весной 2020 года на страну обрушилась коронавирусная инфекция — случайное совпадение?! Вероятно, именно результаты исследований, проведенных в рамках таких грантов, позволили федеральным органам в короткие сроки перевести образовательные учреждения на онлайн обучение в условиях самоизоляции в период распространения коронавирусной инфекции весной этого года.

Перспективы светлые

В прошлом году Правительство РФ постановлением от 08.05.2019 г. № 570 утвердило Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям на реализацию отдельных мероприятий на создание и развитие информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

А 15 апреля 2020 года Министерство науки и высшего образования РФ на своем сайте в разделе «Документы» разместило объявление о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета для разработки образовательных программам высшего образования, в том числе в формате онлайн-курсов, (шифр конкурсного отбора 2020-11-МП-0001). Желающие могут получить гранты на создание онлайн-курсов по тематике:

  • математических и естественных наук;
  • инженерного дела, технологий и технических наук;
  • здравоохранения и медицинских наук;
  • сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук;
  • науки об обществе;
  • образования и педагогических наук;
  • гуманитарных наук;
  • искусства и культуры.

В своем объявлении Минобрнауки сообщает, что предельный размер всех грантов в 2020 г. составляет не более 200 млн. рублей, при этом предельный размер выдаваемого гранта одной организации по каждому направлению — не более 3 125 000 рублей. Работы по грантам надо завершить до 1 августа 2021 г.

Заметим, что Минобрнауки — не единственный грантодатель на развитие онлайн обучения. В Фонде Президентских грантов в этом году так же можно получить финансовую поддержку на развитие онлайн образования. Одним из направлений проектов в области науки, образования, просвещения, поддерживаемых этим Фондом, является «Содействие получению профессионального образования в отдаленных от крупных городов территориях путем дистанционного обучения».

Однако у федеральных органов власти есть и более далеко идущие цели. Так согласно паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» к 2025 году число обучающихся в образовательных организациях, прошедших обучение на онлайн курсах для формального и неформального обучения, должно составить 11 млн. чел. При этом количество онлайн курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, доступных для освоения в текущем году должно составить 4000 единиц. Таким образом, федеральные органы власти в ближайшей перспективе продолжат активное внедрение в образовательных учреждениях онлайн обучения.

Обучение в особых условиях

Опыт онлайн обучения, полученный во время вынужденной самоизоляции школьников и студентов в период распространения коронавирусной инфекции, оказался крайне полезным. Изучив полученные результаты, законодателем были внесены изменения в статьи 71.1 и 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». И теперь при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуация (ЧС), введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Напомним, что организация и осуществление мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений и других органов местного самоуправления. Следовательно, органы местного самоуправления обязаны создать все условия, чтобы обеспечить своевременный переход обучающихся на дистанционные формы обучения в условиях возникновения ЧС.

И что из этого следует?

Конечно, сделать какие-то определенные выводы из истории внедрения онлайн-обучения весной этого года пока трудно. Но кое-что все же можно предположить.

Во-первых, в ближайшее время возрастет спрос на серверное и другое специальное оборудование со стороны образовательных учреждений и органов местного самоуправления. Следовательно, в бюджетах всех уровней увеличится доля соответствующих расходов.

Во-вторых, учителя и педагоги вынуждены будут развить свои лекторские способности и умение держать внимание не только в аудитории (классе) перед учениками, но и научиться делать это «в кадре». Кроме того, поскольку для онлайн обучения не имеет принципиального значения численность аудитории (это могут быть десятки или тысячи человек), то умение четко и эффектно передать знания «в кадре» (онлайн) может стать решающим для сохранения своего рабочего места.

В-третьих, родителям надо что-то придумывать, когда они, уходя на работу, будут оставлять своих детей одних для онлайн обучения. Скорей всего, спрос на разного рода нянечек и «бабушек», которые будут курировать детей дома, кормить их и учить полезным навыкам, возрастет.

Переход на онлайн обучение в перспективе может обеспечить экономию бюджетных средств на выплату заработной платы учителям и педагогам, снизить затраты на содержание имущественных комплексов учреждений и т.п. В свою очередь массовое внедрение информационных технологий в деятельности учреждений может стать причиной очередного этапа реформирования бюджетной сферы. Кроме того, можно предположить, что у готовых к постоянному самообразованию взрослых людей появится шанс пройти обучение в уютной атмосфере, не отходя от своего холодильника и дивана.

Комментарии

4
  • Copypasta

    Особенно удобно онлайн обучение, когда дома два-три разновозрастных ребенка. Зашибись будет результат.

  • Елена Ткачева1

    Что ещё последует: лечить людей и животных будут онлайн-выпускники, увидевшие шприц только на мониторе. Перевозить людей и грузы всеми видами транспорта будут такие же выпускники. Рискнёте полететь на самолёте, которым будет управлять такой выпускник? Продолжать по группам профессий? Не стоит? А науки кто будет развивать? В конце статьи названа главная цель - сокращение бюджетных средств на образование. Куда дальше?

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
11
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Стало известно, на сколько выросла выручка ИТ-компаний в России

По предварительным данным Минцифры выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год.

Акцизы

В декларации по акцизам появятся новые коды для алкоголя

Для заполнения декларации по акцизам с 1 мая нужно указывать новые коды для алкогольной продукции с содержанием спирта.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

1
104

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 
1
50
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Верховный суд РФ может изменить практику назначения выездных налоговых проверок

Мнение налогового адвоката о судебном иске к ФНС о незаконности налоговой проверки.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
4
95

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

200
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

110

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
7
137

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.

Интересные материалы

Шведский бизнес Avito переехал в Калининградскую область

Шведская компания Avito AB провела редомициляцию и теперь будет зарегистрирована как международная компания в специальном административном регионе.