Как изменилась работа бизнеса на удаленке за год и причем тут ОЦО

Мы постоянно рассказываем про общие центры обслуживания (ОЦО), но у многих возникает вопрос: а нашей компании-то это как поможет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы подробно расспросили обо всем эксперта компании, которая вывела в ОЦО часть своих процессов и опробовала это на практике, в том числе на удаленке.
Как изменилась работа бизнеса на удаленке за год и причем тут ОЦО

Мы постоянно рассказываем про общие центры обслуживания (ОЦО), но у многих возникает вопрос: а нашей компании-то это как поможет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы подробно расспросили обо всем эксперта компании, которая вывела в ОЦО часть своих процессов и опробовала это на практике, в том числе на удаленке.

Наш собеседник — Наталья Старикова, директор ОЦО «УРАЛХИМ».

Предыстория. В «УРАЛХИМе» в ОЦО вывели ведение бухгалтерского учета, подготовка отчетности по налоговому учету, РСБУ и МСФО. Также в ОЦО находятся операционное казначейство, ИТ-поддержка и HR-сервисы. Большую часть прошлого года сотрудники центра работали дистанционно.

— Наталья Владимировна, какие бизнес-процессы у вас изменились при работе на удаленке?

­— Во-первых, существенно увеличилась нагрузка на ИТ-службу ОЦО. Как известно, не во всех ОЦО есть ИТ-сервис, у нас он есть, и именно его специалисты активно занимались переводом компаний, которые находятся на обслуживании, на удаленную работу. В одной из компаний порядка 4 тыс. сотрудников, в другой — около 10 тыс., 30-40% из них были вынуждены перейти на удаленку, а вся работа по их переводу и поддержке легла на нашу ИТ-инфраструктуру. Приходилось как настраивать удаленные рабочие места, так и решать проблемы с техническим оснащением рабочих мест сотрудников предприятий на дому.

Второй момент — мы поменяли алгоритм обмена первичными документами. Схема работы с документами в электронном виде осталась прежней. А вот приемка документов на бумажных носителях изменилась. Мы понимали, что сотрудников и ОЦО, и бизнеса, и контрагентов в большинстве нет на рабочих местах. Поэтому разрешили клиентам присылать первичные документы по электронной почте, причем не только с рабочей, но и с личной. И мы принимали эти документы к учету, но обязательно ставили признак «копия документа». Соответственно, требовали, чтобы контрагент либо позже направлял оригиналы, либо предлагали оперативно перейти на электронный документооборот.

К сожалению, на ЭДО перешла только небольшая часть контрагентов — около 10%, хотя мы рассчитывали на более существенный прирост электронных документов за апрель-май.

Третий важный момент — работа в HR-блоке. Опыт удаленной работы поменял мышление не только специалистов ОЦО, но и людей из бизнеса, которые раньше лишний раз перестраховывались, главным образом это касается юридических подразделений. Если до пандемии они были категорически против перевода определенных документов в электронный вид, то сейчас все изменилось. Если изначально мы рассчитывали, что переведем кадровый документооборот в электронный вид к 2023 году, то сейчас думаем, что уже к концу 2021 года нам удастся по максимуму перейти на кадровый ЭДО. Разработаны личный кабинет сотрудника в электронном виде, люди активно обмениваются кадровыми документами в режиме онлайн, но пока остается пул законодательно обязательных документов, которые подписываются в бумажном виде.

Если мы перейдем на взаимодействие по кадровому документообороту только в электронном виде, то кадровики в бизнесе, скорее всего, станут методологами. К примеру, в банках операционисты исчезли, потому что мы сами все стали делать онлайн. Наверное, в кадровом секторе постепенно произойдет то же самое. Если расчет зарплаты и контроль за правильным оформлением документов останется, то подготовка документов и занесение их в систему как функции серьезно трансформируются.

В целом, расширение электронного документооборота — одно из ключевых направлений экономии для нашего ОЦО. Мои коллеги из других сервисных центров подтвердят, что переход на ЭДО дает до 20% экономии.

К 2021 году мы планируем довести работу по ЭДО с контрагентами до 50%. Здесь важно сотрудничество с клиентом: если он не готов к переходу, значит, мы не очень правильно ему все объяснили. Клиенту должно быть удобно работать на ЭДО.

— Какие еще резервы для сокращения затрат вы видите?

— Важное направление — роботизация процессов. К концу года у нас должно быть около 50 роботов по направлениям кадрового сервиса, финансовый сервис, и НСИ. Роботы (мы их называем цифровыми сотрудниками) у нас сейчас закрепляются за функциями и переходят на контроль к самому подразделению.

Есть и еще несколько направлений. Мы сейчас работаем по передаче управленческого учета в ОЦО, а также постоянно рассматриваем процессы, которые можно упростить. Так, по казначейским операциям можно исключить согласование платежей: чем качественнее оформлена карточка договора в системе, тем полнее она закрывает все зоны контроля.

Вообще, у нас целый пул задач по снижению количества контрольных мероприятий. Приведу только один пример: в нашей ИТ-системе формируется сразу три вида отчетности — по РСБУ, МСФО и управленческая отчетность. Так вот управленцы нас перепроверяют, мы сейчас анализируем, что они делают и зачем. И это касается всех систем контроля. Мы смотрим на процессы целиком: есть контроли со стороны бизнеса, есть матрицы контролей в ОЦО и в управляющей компании. Мы смотрим, что можно упростить и за счет этого снять нагрузку с сотрудников, которые заняты контрольными процедурами.

­— Какие главные выводы вы сделали по итогам дистанционной работы?

— Самый главный вывод — бизнес увидел, что дистанционно все работает нормально, благодаря этому мышление у людей начинает меняться. Это станет сильнейшим катализатором для изменения многих процессов. Выйдя с удаленки, бизнес уже не будет прежним.

Готовность бизнеса к работе с онлайн-инструментами будет точно выше минимум в два раза: и к электронному обмену документами на всех направлениях (в HR, с контрагентами), и к онлайн-коммуникациям. Благодаря этому, к примеру, поменяется структура командировок. Люди теперь понимают, что можно эффективно коммуницировать и удаленно.

Хотя, конечно, я чувствую, что при дистанционных коммуникациях пропадает визуальный контакт, приходится подробно проговаривать то, что можно было раньше быстро и на ходу обсудить. Но если речь идет о командировках, то нужно более взвешенно оценивать необходимость поездок. Онлайн-решения позволят расширять горизонты.

— Что изменится в работе с персоналом?

— Точно расширятся возможности по подбору персонала. Я думаю, что мы сможем привлекать сотрудников, в том числе узкой квалификации, в любом регионе. Пакет релокации теперь будет обсуждаться в последнюю очередь, гораздо актуальнее решить, как более эффективно организовать удаленное рабочее место.

Наверное, мы пересмотрим свои позиции по отношению к сотрудницам, находящимся в декретном отпуске. Если мама в декрете готова работать, чтобы не терять своей квалификации, то мы можем привлекать ее удаленно, хоть и не на полный рабочий день. Как вариант, в пиковые периоды, когда нужно срочно обработать большой пакет документов.

Изменится отношение к сотрудникам на больничных листах. Если человек на больничном, но готов удаленно работать (состояние здоровье позволяет), то почему бы и нет. Готовы привлекать людей с ограниченными возможностями, которые вынуждены сидеть дома, но могут профессионально и эффективно выполнять задачи сервисного центра.

Начать дискуссию

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру