Бухгалтерия

Товар получен и уже продан, а документов на него до сих пор нет. Что делать бухгалтеру?

Современный бухгалтер часто даже и не представляет, как можно вручную, не пользуясь программными средствами, разнести банковскую выписку, свести расчетную ведомость по заработной плате человек на 150-200, или рассчитать сумму какого-либо налога.
Товар получен и уже продан, а документов на него до сих пор нет. Что делать бухгалтеру?

Современный бухгалтер часто даже и не представляет, как можно вручную, не пользуясь программными средствами, разнести банковскую выписку, свести расчетную ведомость по заработной плате человек на 150-200, или рассчитать сумму какого-либо налога.

Точно также многие просто-напросто не могут даже и представить, что документы от поставщика — акт приема-передачи, счет и счет-фактура — могут передаваться не одновременно с отгрузкой товара, а спустя какое-то (иногда и довольно продолжительное) время.

И в такой ситуации, когда товар (материалы) давно получены, и уже проданы (или отпущены в производство), а документов на них до сих пор нет, кое-кто впадает в ступор.

Ситуация

История, рассказанная на одном из форумов. По всей видимости, товар был получен еще в ноябре-декабре прошлого года и тогда же и продан. До сдачи готового отчета остались считанные дни, а когда придут закрывающие документы — покрыто неизвестным мраком. Коллега в сердцах обозвала что менеджеров поставщика, что своих — раздолбаями, но этим делу не помочь.

Отмечу, что ситуация для бухгалтера со стажем, еще заставшего как ведение учета вручную, так и бумажный документооборот, вполне рядовая, и методы её разрешения были предусмотрены как нормативно-правовыми актами и Минфина СССР, так и сейчас — Минфина России.

Сразу обратимся к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. С этого года, в связи с выходом ФСБУ 5/2019 «Запасы», они утратили силу. Но, тем не менее, читать старые документы бывает полезно.

И раздел V «Неотфактурованные поставки» этих Методических указаний как раз и посвящен порядку отражения в регистрах бухгалтерского учета материально-производственных запасов при отсутствии расчетных документов поставщика.

Точно такой порядок учета неотфактуровок следует применять и для целей налогообложения.

Итак, неотфактурованными поставками признаются поступившие в организацию запасы, на которые отсутствуют расчетные документы поставщика (п. 36 Методических указаний).

То есть сам факт поступления запасов подтверждается каким-то первичным учетным документом — накладной, актом приема-передачи и т. д., но там указано только их количество. Для складских работников, производственников и прочего нефинансового люда такого документа вполне достаточно, чтобы оприходовать эти материальные ценности, затем, допустим, продать, или отпустить в производство.

А то, что неизвестна их цена, упомянутых выше товарищей это, вполне естественно, не волнует, да и волновать не должно.

Ценности он получил, за что расписался в накладной или акте, затем их передал по назначению, что тоже удостоверил свой подписью. А то, что соответствующие службы поставщика почему-то не хотят как можно быстрее получить свои деньги...

Вот что делать бухгалтерии в этой ситуации, когда количество поступивших и израсходованных материалов известно (и документально подтверждено), а их стоимость — нет?

Как было раньше

Ещё раз повторю, что в прошедшие времена такая ситуация была вполне рядовой, и какого-либо затруднения, а тем более паники, не вызывала.

Бухгалтер, занимавшийся учетом материалов (бухгалтер-материалист) шел* к инженерам производственно-технического отдела, или (реже) в отдел снабжения и, протягивая копию такого первичного документа, кратко произносил: неотфактуровки.

Занимающийся такими вопросами сотрудник в кратчайшие (или не очень) сроки возвращал накладную (акт), в котором он проставлял цены на указанные в ней материалы. Обычно это была или их сметная (договорная) стоимость, или цена, по которой такие же материалы были приобретены относительно у других поставщиков, и т. д. Бухгалтера достоверность этих цифр уже не волновала, так как указавший их сотрудник ПТО (или МТО) официально подтверждал эту информацию своей подписью.

И бухгалтер, имея на руках полностью оформленный первичный учетный документ (где было указано не только количество поступивших запасов, но и их, пусть и примерная, но все так стоимость), принимал к учету указанные в нем материалы проводкой:

  • Дебет счета 10 (41) Кредит счета 60 (субсчет «Неотфактурованные поставки»).

А сейчас?

В Методических указаниях как раз и указано, что запасы, признанные неотфактурованными поставками, приходуются по учетным, или рыночным ценам (п. 39).

Сразу обращаю внимание, что проводки:

  • Дебет счета 19 Кредит счета 60,

а тем более:

  • Дебет счета 68.02 Кредит счета 19

бухгалтер сделать не вправе.

Счета-фактуры (или УПД) в наличии нет. Следовательно, никакой суммы налога на добавленную стоимость, которую мы имеем право принять к вычету, не возникает, и возникнуть не может.

А как вести аналитику по указанному выше субсчету к счету 60, это уже пусть каждый определяет самостоятельно. То ли общей кучей, то ли в разрезе каждого поставщика, или, может, как-то ещё.

И далее эти материалы (точнее, запасы) уже ничем не будут отличаться от тех, на которые расчетные документы есть в наличии.

И в какой-то момент поставщик наконец-то соизволит прислать весь положенный пакет документов, в том числе и счет-фактуру (или УПД). И только тогда мы узнаем их реальную стоимость, а также и величину НДС.

Только после этого можно сделать проводки:

  • Дебет счета 19 Кредит счета 60;
  • Дебет счета 68.02 Кредит счета 19.

При поступлении расчетных документов можно скорректировать учетную стоимость материалов и расчеты с поставщиками (п. 40 Методических указаний).

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то (п. 41 Методических указаний):

  • учетная стоимость материальных запасов не меняется;
  • уточняются расчеты с поставщиком.

При этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:

  • уменьшение стоимости запасов отражается записью Дебет счета 60 Кредит счета 91-1— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • увеличение стоимости запасов отражается записью Дебет счета 91-2 Кредит счета 60 — убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

Так что вступление в силу новых НПА Минфина России не означает, что старые (пусть и формально утратившие силу) нужно немедленно забыть и никоим образом не применять.

В каких-то ситуациях, пусть и не часто, они могут принести пользу. В новых, порой, регламентировано далеко не всё.

Комментарии

3
  • Михаил

    Вот смешно)) Автор не в курсе что это проблемы не в бухучете, а в налогах. И бухпаника не потому, что не знают что делать, а потому что понимают во что это выльется. Сделать проводки вообще не проблема. Как у автора легко - принять на баланс и списать, а потом скорректировать расчеты и ладушки. А реальности мало того, что придётся (по-хорошему) делать уточненки по налогам, как раз в примере про следующий год, например прибыль придётся уточнять по всем квартальным, а это до 4 штук сразу. Так и делать это надо при каждом поступлении прошлогодних документов.

    А поскольку база 1С (например) и для бухучета и для расчета налогов одна, то делать корректировки расчетов в бух текущей датой и править регистры налогучета в прошлом, это такой геморой и неразбериха, что ё-моё. Лучше сразу утопиться.

    и вишенка - автор подводит буха под статью за формирование фиктивных операций.

    • Сергей Верещагин

      А это почему? Есть документ о приходе запасов - накладная, приходный ордер и пр. - но нет цены. С чего вы взяли, что операция фиктивная? Определяем справедливую стоимость данного актива. Где и какие нарушения? Или, поскольку вашей программой это не предусмотрено, то, значит и нельзя? Типичная логика оператора 1С.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

И да, это как раз из серии — чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было. 

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Интересные материалы

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.