Консолидация отчетности

Зачем бизнесу консолидация отчетности

Консолидация в финансах — это процесс сбора данных с дочерних компаний с целью предоставления их доходов, расходов, активов, обязательств, капитала и денежных потоков как элементов одного экономического субъекта — группы: от двух небольших компаний до крупных холдингов со сложной иерархичной структурой владения.
Зачем бизнесу консолидация отчетности

Консолидация в финансах — это процесс сбора данных с дочерних компаний с целью предоставления их доходов, расходов, активов, обязательств, капитала и денежных потоков как элементов одного экономического субъекта — группы: от двух небольших компаний до крупных холдингов со сложной иерархичной структурой владения.

Консолидированная отчетность по международным стандартам включает данные о внутренних оборотах купли-продажи между дочерними предприятиями, конвертации из множества национальных валют в валюту группы и другие действия. Все это кажется вполне очевидным и понятным процессом. Но почему компании вкладывают миллионы рублей в автоматизацию консолидации и нанимают целые отделы персонала?

Кому нужна консолидированная отчетность

Если у компании нет внешних инвесторов, она не обращается на бирже, не берет кредиты в банке и ее не обязывает к этому закон — она не обязана привязываться к международным стандартам в своей отчетности.

Но для публичных компаний, торгующих на бирже, ведущих дела с иностранными партнерами или попадающих под действие законодательства, ведение регламентированной консолидированной отчетности — это необходимость.

Отчетность с точки зрения математики: просто, но не верно

Составить отчетность для одной компании просто. Например: за месяц продали товаров на 10 000 рублей — выручка составляет 10 000 рублей. Купили оборудования на 7 000 рублей — расходы составляют 7 000 рублей. Вычтем расходы из доходов и получим прибыль за месяц в размере 3 000 рублей.

Все просто!

Но вот две компании решили объединиться в группу и сделать ее публичной — и отчетность усложняется.

Представьте, что есть девочка Маша. Она работает, получает зарплату, совершает покупки — это ее доходы и расходы. Есть мальчик Саша, он тоже получает зарплату, совершает траты — это его доходы и расходы. Или, если говорить языком финансов — P&L отчет о прибылях и убытках.

?Маша и Саша познакомились, начали жить вместе, затем поженились и встал классический вопрос — как вести семейный бюджет?

Если серьезно, то нельзя просто сложить доходы компании А с доходами компании В. Допустим, в течение месяца компания А продала компании В товаров на 20 000 рублей и купила у компании В услуг на 9 000 рублей. Если мы захотим посчитать выручку группы за этот месяц, мы просто сложим 20 000 9 000 и получим, что доходы группы составляют 29 000 рублей. Это верно с точки зрения математики, но не с точки зрения финансов.

Когда нужно показать выручку группы компаний, мы не можем просто сложить доходы всех входящих в нее дочерних предприятий и сказать, что это и есть прибыль группы. Доходы и расходы от продаж и покупок услуг, оборудования или других активов между компаниями группы не являются доходами и расходами с точки зрения этого объединения. Группа не должна отражать эти операции в своей консолидированной отчетности.

У наших героев теперь есть сын — Петя. Представьте, что родители дают ему 100 рублей на карманные расходы: с точки зрения Пети его доходы выросли, но с точки зрения семьи — ничего не изменилось, мы просто переложили 100 рублей из кошелька мамы в карман ребенка.

Получается, что хотя и компания А и компания В имеют какие-то операции, у группы в целом выручки нет. Но если бы наши компании вели деятельность не только друг с другом, но еще и, например, со сторонней компанией С, то эти операции в отчетности нужно было бы учитывать.

А теперь Петя получил в подарок на день рождения от друзей 500 рублей. С точки зрения всей семьи — это доход, несмотря на то, что принадлежат эти деньги Пете.

Так в чем же сложность? Разве сложно исключить операции внутри компаний группы? Почему компании вкладываю миллионы рублей в автоматизацию консолидации и нанимают целые отделы персонала?

Отчетность в реальности: сложно, но правильно

В жизни все гораздо сложнее, чем в примере, описанном выше. В реальности у компаний не бывает по 2, 3 или 10 операций за период — обычно их десятки тысяч, и вручную исключить тысячи внутригрупповых операций из общего списка задача практически не выполнимая. А если и выполнимая, то к тому моменту, как вы закончите сводить все операции, наступит новый отчетный период, и все придется начинать заново. И это без учета ошибок и человеческого фактора.

А что, если в группу входят компании из России, Европы и Азии? У каждой из них свой отдельный учет, свои бухгалтеры, свои стандарты и планы счетов. В этом случае даже с простым математическим сложением будет не легко: как мы не можем складывать бананы с машинами, так и складывать различные национальные стандарты мы тоже не должны. Потому что одни и те же показатели в разных стандартах нельзя интерпретировать одинаково.

Вернемся к нашей семейной паре. У них есть друзья Толя и Оля, которые тоже ведут семейный бюджет. У обеих семей в бюджете есть статья «развлечения», но наши герои тратят на нее примерно в 2,5 раза больше, чем их друзья. Начали разбираться. В конце концов выяснили, что Саша и Маша под «развлечениями» понимают все возможные траты на досуг, в том числе и расходы на отпуск. А Толя и Оля расходы на отпуск относят в отдельную статью «отпуск». После приведения всех затрат к одному знаменателю все встало на свои места.

Чтобы при составлении отчетности учитывать разницу в стандартах компаний, используют единый формат — консолидацию по международным стандартам (МСФО) — сопоставимые, понятные и единые для всех требования к предоставляемой отчетности. Это помогает систематизировать процессы компании и получить прозрачное и четкое представление о ее финансовом положении.

Отчетность, подготовленная по этим принципам, будет справедливой оценкой финансового состояния компании. Она будет содержать всю необходимую информацию как для собственников и акционеров, так для банков и инвесторов.

Дополнительные сложности: доли владения

А потом в игру вступают доли владения. Вероятно, вы слышали такие термины, как «доля миноритариев», «ассоциированные компании», «элиминация гудвилла», «пропорциональная консолидация».

Во-первых, все они нужны для того, чтобы исключить все вложения «мамы» в «дочек»: с точки зрения группы это будет инвестиция в себя.

Во-вторых, нужно учесть, что «мама» может владеть «дочками» не полностью, а, например, только определенным процентом.

Если группа владеет одной из дочерних компаний только на 60%, то логично, что она не может присваивать себе 100% прибыли «дочки».

Но высчитывать проценты отдельно по каждой статье, опять же, довольно трудоемко. В этом случае помогает расчет NCI — non-controlling interest или доля миноритариев— той части прибыли «дочки», которой мы не владеем. Посчитанный NCI необходимо исключать из итоговой прибыли группы.

Вывод

Для ведения этого процесса есть множество инструментов: начиная от excel заканчивая сложными CPM системами. Вести отчетность в excel для 10 дочерних компаний — сложно, но реально. А вот с ростом группы все это из задачи «со звездочкой» превращается в невыполнимую миссию. И чтобы не сходить с ума над файлами в конце отчетного периода, нужно вовремя пересмотреть процессы и внедрить автоматизированное решение.

Начать дискуссию

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

Бесплатно с Страховые взносы

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действуют уже несколько лет (п. 2.4 ст. 427 НК, ред. от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Однако по сей день контролеры и даже суды полагают, что право на эти тарифы надо подтверждать заявлением. Разбираемся, как ответить на претензии инспекторов в данной ситуации.

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Зарплата

Можно ли направлять расчетные листы в электронном виде

В соответствии со ст. 136 ТК работодатель обязан при выплате зарплаты обязан сообщать сотрудникам о составных частях выплаты, компенсациях и иных выплатах, удержаниях и общей сумме.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik
НДФЛ

Налоговики сложат зарплату и доход от брокеров и доначислят НДФЛ 15%

За 2023 год налоговые агенты отдельно считают НДФЛ по каждой налоговой базе, а ФНС потом все суммирует и пересчитывает налог с дохода свыше 5 млн рублей.

Спрос на акции «МТС банка» в 15 раз превысил объем выпуска

Размещение акций «МТС банка» на Мосбирже стало рекордным по числу заявок от инвесторов.

Интересные материалы

Как один бизнес снизил налоги в 11 раз и еще четыре кейса законной оптимизации

Компания работает в ноль и владелец сидит без дохода, бухгалтер постоянно косячит, а ФНС доначислила миллионы из-за сомнительной налоговой схемы? Кажется, что легче закрыть фирму, чем постоянно латать финансовые дыры. На самом деле в большинстве случаев можно не только решить проблему с деньгами, но и найти ресурсы на развитие бизнеса.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру