Как перейти с зарубежной ERP-системы на 1С за два месяца: история одного импортозамещения

Весной 2022 года импортозамещение ПО стало насущной необходимостью для компаний, использовавших в облаке информационные системы зарубежных партнеров. Рассказываем на примере одного завода, как справиться с таким вызовом и с какими сложностями можно столкнуться.
Как перейти с зарубежной ERP-системы на 1С за два месяца: история одного импортозамещения
Иллюстрация: Вера Ревина /«Клерк»

Поговорили с Евгенией Безделиной, финансовым директором ООО «Бултен Рус», о том, как предприятие справилось с этим вызовом.

Остались без системы автоматизации

Мы выпускаем детали высокопрочного крепежа для автомобильной промышленности: 200 наименований крепежа и 7 500 позиций инструмента, который требуется для его производства.

Работаем по стандарту ISO 16949, который обязывает производителей отслеживать качество каждой партии, чтобы в случае дефекта запустить отзывную кампанию для уже проданных автомобилей.

В марте нас покинул шведский партнер, обозначив отключение учетной системы Infor M3 ERP в двухмесячный срок. Так перед нами встал вопрос выживания предприятия: 60 дней на выбор нового ПО, поиск подрядчика и миграцию на новую систему учета с возможностью вносить данные по закупкам, продажам, производству в оперативном контуре, а также выгрузкой данных в 1С:Бухгалтерию.

Как искали новое ПО и подрядчика

Над выбором нового ПО размышлять не пришлось: по сути, единственный российский аналог, который «покрывает» периметр наших задач — 1С:ERP.

Отсюда дополнительное условие: обеспечить преемственность систем, чтобы персонал «безболезненно» адаптировался к новым инструментам.

Искали внедренца 1С, который, во-первых, имел бы релевантный опыт внедрения 1С:ERP-систем на заводах c ISO 16949, а, во-вторых, смог реализовать проект в рекордно короткое время. Три потенциальных подрядчика оценили сроки от полугода до полутора лет. Это нас не устраивало. Так нашим партнером стала IT-компания Lad, которая предложила рисковый, но реалистичный вариант: двигаться двухнедельными спринтами по методу Scrum.

Подрядчик поставил условие: обеспечить ежедневное участие в проекте сотрудников-пользователей системы — производственных рабочих, которые вводят первичные данные, работников склада, планово-экономического отдела, отдела контроля качества. Внутренним приказом мы регламентировали, что они будут посвящать проекту от 4 до 8 часов рабочего времени ежедневно.

К моменту старта работ мы самостоятельно выгрузили НСИ и начальные остатки в Excel.

Что было важно

  • Разработать интуитивно-понятные рабочие места, которые упростили бы процесс ввода данных в учетную систему.
  • Наладить сквозную прослеживаемость производства на всех этапах и циклах, чтобы мы могли штатно продолжать поставлять продукцию автопроизводителям в соответствии с отраслевым стандартом ISO 16949.
  • Перенести нормативно-справочную информацию для более чем 8000 позиций.
  • Внедрить механизмы планирования производства и закупаемых материалов с учетом остатков.
  • Автоматизировать службу контроля качества, чтобы обеспечить наличие визы о допуске материала в работу на каждом производственном документе.
  • Наладить процессы выгрузки данных в 1С:Бухгалтерию.
  • Настроить адресный складской учет.

Как работали

Мы работали вместе со специалистами подрядчика, разбившись на три команды по три человека, в каждой из которых: консультант-методолог и программист со стороны подрядчика и наш сотрудник, ответственный за определенный участок учета. Расставляли приоритетность задач и последовательность, отдавая на спринт те из них, которые нужны срочно. В условиях ограниченности времени до минимума сократили документооборот, а процесс согласования проводили в формате ежедневных планерок.

Мини-команды разрабатывали макеты будущих автоматизированных рабочих мест, на каждом этапе разработки проверяли правильность выбранных решений, тестировали новые функции, определяли, какие данные следует загрузить в систему, сверяли результат загрузки таблиц Excel с данными предприятия. Это позволило на порядок быстрее делать необходимые доработки конфигурации и загрузить НСИ и начальные данные в систему.

Специалисты по 1С:ERP находили простые и быстрые решения, там, где это было возможно, настраивали типовой функционал программы. Для простоты использования системы решили заменить работу с типовыми документами на производстве на легкие в использовании АРМы по вводу данных в учетную систему: так были разработаны АРМ Покрытие, АРМ Планирование, АРМ Упаковки, АРМ Подбор металла и другие.

Например, АРМ «Производство», посредством которого рабочие вносят в систему учета первичные данные по выполнению производственных операций на каждом этапе производственного процесса:

Планово-экономический отдел получил АРМ «Планирование», который содержит необходимую для принятия решения информацию: заказы на отгрузку в ближайший квартал, наличие продукции на складе, доступность рабочих центров, оптимальные партии запуска, поступление металла от поставщика, обеспеченность всех заказов металлом и инструментом — c учетом трехмесячного горизонта планирования.

Вспомогательные алгоритмы «подсказывают» оптимальное решение о запуске заказа в производство.

Специалисты LAD сделали нам АРМы как надстройку на типовой функционал, то есть при обновлении системы в дальнейшем проблем возникать не должно.

Что получили

В последние две недели мая мы дублировали все документы в двух системах, а с первого июня старую учетную систему отключили, и весь учет перешел в 1С:ERP с подсистемами:

  • Закупки.
  • Продажи.
  • Складской учёт.
  • Производство.
  • Планирование (на месяц/квартал/год):
  • Производство.
  • Закупки.
  • Продажи.

Во время промышленной эксплуатации дорабатывали процессы и готовили инструкции для пользователей — на этом этапе автоматизировали:

  • Расчет позаказной себестоимости продукции с учетом выработки станков и сотрудников.
  • Интеграция с 1С:Бухгалтерией (обмен данными налажен в автоматическом режиме).

В июле мы смогли закрыть июнь и посчитать себестоимость готовой продукции, а в июле-августе перешли уже на сервисное сопровождение. Нас обслуживают два специалиста (консультант и программист).

И еще кое-что

Общий итог — предприятие бесперебойно работает на новой системе учета, но помимо этого мы можем предметно оценить бизнес-эффект от внедрения:

  • мы имеем интуитивно-понятные рабочие места, удобнее тех, которые были доступны в предыдущей системе: АРМы создают и корректно заполняют нужные документы, исключая вероятность ошибок по причине человеческого фактора;
  • детальный учет рабочего времени сотрудников на производстве и складе делает точной процедуру расчета фактической себестоимости каждого производственного заказа, а также позволяет на 70% сократить период расчета премий сотрудников;
  • быстрый и точный расчет цены на продукцию, который не был предусмотрен функционалом предыдущей системы;
  • сквозная отслеживаемость производственных партий за счет введения системы учета по штрих-коду;
  • автоматизация контроля качества с возможностью отслеживать качество выпускаемой продукции, входящего сырья, а также идентифицировать ответственного сотрудника отдела контроля качества. Ранее весь этот периметр работы велся «вручную» в таблицах Excel;
  • получили возможность формировать в системе 22 дополнительных отчета, среди которых: отчет по выработке, отчет по производству, отчет по отгрузкам клиентам, отчет по трудозатратам, анализ выдачи материалов, отчет по потреблению инструмента, отчет по покрытию, график рабочего центра, точность поставок, отчет по закупкам у поставщиков, отчет по приемке на склад с производства, незавершенное производство по полуфабрикатам и металлу, анализ стойкости инструмента, анализ остатков на 1-е число каждого месяца суммарно в тоннаже и т. д.

Почему у нас получилось

Мы сомневались в реальности плавного перехода на новый софт за 2 месяца с оперативным учетом, планированием и выгрузкой в бухгалтерию. Но теперь понимаем, что это возможно, если действовать «правильно».

Ключевой «секрет успеха» в том, что мы и подрядчик работали как одна команда в режиме нон-стоп. Это было непросто, ведь участие в проекте не отменяло наши прямые обязанности. Опытные сотрудники понимали важность ERP-системы для нормального функционирования предприятия, а потому были «заточены» на результативную совместную работу. Пользователи привлекались не только к процессу разработки рабочих мест и тестирования, но и к подготовке понятных для нашего персонала инструкций.

С партнером, который услышал нашу «боль» и выбрал правильный подход, мы выстроили конструктивный диалог: процессы вели параллельно, в тех случаях, где типовой функционал не решал наших задач, находили быстрый способ его доработать, функционал разрабатывали под настроенными правами пользователей системы — то есть участки учета сдавались «готовыми» к эксплуатации.

Мы уложились не только в срок, но и в отведенный под проект бюджет, причем по нижней границе. Если бы шли по классической технологии, когда внедрение проходит последовательно, то и сроки, и стоимость были бы как минимум вдвое больше.

Комментарии

1
  • Zyklon B
    детали высокопрочного крепежа для автомобильной промышленности: 200 наименований крепежа и 7 500 позиций инструмента

    ...и как, спрос есть, импортозамещённый?

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?