Размещение стоянок согласно законодательству
Законодательство предусматривает разные подходы к организации стоянок личного автотранспорта в жилой зоне. Рассмотрим их подробнее.
Федеральный уровень: Градостроительный кодекс позволяет располагать стоянки автомобильного транспорта в пределах жилых территорий по ч. 3 ст. 35 ГК.
Региональный уровень: закон Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ уточняет, что разрешено хранение личного легкового автотранспорта на дворовых территориях в специально предназначенных местах (например, в одном ряду). Автовладельцам также предписывается обеспечить свободное передвижение уборочных машин и спецтехники (ст. 18 закона МО).
Право граждан на комфортную среду проживания
Законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите окружающей среды подчеркивают право каждого на благоприятную среду обитания, свободную от вредных воздействий по ст. 8 закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и ст. 11 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Таким образом, законодательство создает противоречивую ситуацию: с одной стороны, оно позволяет организовывать стоянки авто, а с другой — гарантирует гражданам комфортные условия проживания.
Нормы СанПиН и требования к расстоянию от стоянок до жилых помещений
Согласно старым правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, действовавшим ранее, существовали минимальные расстояния от мест хранения легковых автомобилей до жилых построек.
Однако теперь эти нормы упразднены новым СанПиН 2.1.3684-21, вступившим в силу с 2021 года, который не устанавливает ограничений по размещению автостоянок около жилых домов.
Что об этом думают суды
Большинство судебных решений (Третий КСОЮ, определение по делу № 8Г-2217/2022, определение по делу № 8Г-16185/2021 и Щербинский р-й суд г. Москвы, решение по делу № 2а-94/2018) склоняется против претензий жильцов, которые оспаривают организацию парковок перед своими домами. Причины отказа включают:
Отсутствие доказательств негативного влияния стоящих автомобилей на качество воздуха или шумовую обстановку.
Допустимость решения общих собраний собственников жилья о возможности оставлять автомобили на прилегающих территориях.
Отсутствие прямого законодательного запрета на размещение автомобилей в жилой зоне.
Тем не менее, иногда суды признают незаконным постоянное расположение автомобиля непосредственно под окнами жилого здания, если доказано негативное воздействие на здоровье жильцов.
Часто правила благоустройства и нормирования парковочного пространства зависят от местных нормативных актов и решений региональных властей.



Комментарии
1Законы здесь явно не на стороне жильцов, особенно проживающих на нижних (1-2-ой) этажи.
У нас на придворовой территории 1-х этажей попросту сами жильцы вкопали бетонные надолбы через 1.5 метра, чтобы автолюбители с парковкой не лезли.
И при всем этом в 100 метрах выстроен новый гаражный комплекс на 6-ть этажей и где как запаркованных машин не более четверти от всего гаражного комплекса.
Понятно в этой ситуации только одно, что платить за парковку мало кто хочет, а на халяву и на газоны, так это запросто.