Ведение бизнеса

Как повысить эффективность деятельности компании при помощи закупок

Роль закупок в компаниях всегда была неоднозначной: для одних компаний это просто функция снабжения, для других – бизнес-партнер. То же самое можно сказать и про метрики эффективности закупок: их много и каждая компания считает их по-своему. Поэтому, говоря про эффективность в закупках, все подразумевают разное.
Как повысить эффективность деятельности компании при помощи закупок
Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Но что в действительности является эффективностью? Стоимость содержания функции, своевременность обеспечения, экономия от снижения затрат или же полная стоимость владения (TCO – total cost of ownership)? Существует много способов и методик в организации закупочного процесса, которые могут сделать закупки эффективнее. Все они хорошо известны и доступны.

Казалось бы, все достаточно просто – берем методологию, трансформируем функцию и получаем эффекты. Но тогда почему до сих пор на рынке столько компаний с низким уровнем зрелости закупок?

Давайте попробуем разобраться.

Стать партнером

Напомню классическую модель трех столпов, на которых держатся закупки: цена, скорость и качество. Рынок никогда не позволит выиграть по всем трем параметрам – это аксиома. И в любой компании, если рассматривать процесс закупки, вы обнаружите, что интересы участников будут различаться. Если смотреть на примере производства, то закупщику нужно дешевле, механику надежнее, а производственнику быстрее.

Создается некая суперпозиция интересов внутри компании, которая, с одной стороны заставляет тщательно выбирать поставщиков, а с другой препятствует быстрому принятию решений. И здесь может быть несколько путей решения на уровне внутренних регламентов по закупкам.

Первый: дать привилегии одной из сторон в принятии решений – и тогда получим «классическое снабжение», когда все срочно и за любую цену, потому что заказчик так требует, либо «диктатуру закупок», везем то, что дешевле и только в регламентные сроки.

Второй путь – партнерский и подразумевает он более гибкую схему в принятии решений за счет внедрения категорийного управления затратами. Такой подход позволяет объединить усилия всех специалистов в достижении лучшего результата и расставить приоритеты и зоны ответственности для каждого участника процесса. Но для такого подхода нужен диалог «на равных» на уровне руководителей функций.

Помимо внутреннего партнерства также важны взаимоотношения с поставщиками. Внедрение системы управления взаимоотношениями с поставщиками или SRM (Supplier Relationship Management) сделает выбор поставщика прозрачным, а также решит ряд других связанных задач, таких как сегментация, оценка, проверка на добросовестность и аудит производства.

Кроме того, система SRM позволит выгружать аналитическую информацию, которая поможет сделать правильные выводы и принять эффективные тактические и стратегические решения.

На российском и зарубежном рынке сейчас существует огромное множество решений в этой сфере. Но выбор такой системы процедура сложная и трудоемкая – вы столкнетесь с выбором между ценой и функциональностью.

Здесь стоит уделить внимание самой методологии выбора. Для начала придется сформировать «лонглист» решений и выбрать те, которые подходят под технические требования. Затем, из получившегося шорт-листа выбрать подходящую исходя из ценовых предложений.

Как показывает практика, если делать выбор исходя из ценового предложения, велика вероятность, что компания приобретет продукт, который снизит ее эффективность, так как не будет отвечать техническим требованиям.

С этого нужно было начать

Обычно трансформацию закупок начинают со стандартизации процессов и их дальнейшей централизации. С точки зрения внедрения изменений так и есть, но нужно учесть, что это возможно только тогда, когда закупки уже являются бизнес-партнером.

Суть состоит в том, чтобы процессы максимально привести к одному виду и объединить в одном месте. Такое изменение повысит не только прозрачность и понимание процессов, но и позволит легко перенести их в учетную систему.

При этом централизация не всегда нужна – есть случаи, когда процессы эффективнее ведутся на местах.

При этом централизация бизнес-процессов и централизация закупок носят разный характер и требуют разных подходов. Суть централизации бизнес-процессов в том, чтобы данными процессами управляли профильные подразделения (документооборот, закупки инициаторами). Суть централизации закупок в объединении закупок сети филиалов, носит стратегический характер и является частью категорийного управления. Здесь нет универсального решения и подход вырабатывается для каждой компании персонально.

Как правило, самая эффективная форма управления – гибридная, когда часть категорий централизуется, а часть остаются децентрализованными.

При принятии решения анализируют следующие параметры:

  • степень унификации закупочной номенклатуры;

  • географическую удаленность подразделений;

  • структуру рынка поставщиков;

  • потенциал сбережений;

  • требуемую экспертизу рынка закупаемых товаров и услуг;

  • изменения уровня цен;

  • запросы конечных потребителей.

Часто для таких трансформационных мероприятий компании обращаются за помощью к внешним консультантам.

Управлять процессом

Проблема эффективности закупок напрямую связана со сложностью самого процесса. Дело в том, что от закупщика в моменте требуется выполнение сразу нескольких задач:

  1. поиск поставщика;

  2. подписание договора;

  3. размещение заказа;

  4. мониторинг поставки;

  5. оплата поставщику;

  6. прием первичной документации.

На практике приоритет отдается поиску поставщика, а остальной процесс страдает. Именно по этой причине важно разделить процесс по составляющим и ответственным. Это позволит делать задачи параллельно, нанять сотрудников с меньшей квалификацией для выполнения простых операций, повысить количество операций на одного сотрудника за счет выполнения однотипных задач, снизить коррупционный риск за счет разделения полномочий.

Но главное – это своевременность выполнения всех необходимых шагов.

При этом у компаний всегда есть выбор каким образом разделить этот функционал: нанять сотрудников, передать в ОЦО или на аутсорсинг. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы.

Нанять сотрудников

Плюс такого подхода будет в том, что весь контроль процесса будет в одних руках, появятся должности с меньшими требованиями по компетенциям и более низкой оплатой, что позволит не платить дорого за простые операции, а также выстроить карьерный трек сотрудников внутри компании и выращивать своих экспертов из специалистов.

Минус такого подхода в сложности управления, дополнительной нагрузки на HR и отсутствии гибкости при возникновении пиков нагрузки, так как бюджет на функцию планируется на год.

Передать процессы в свой ОЦО или на аутсорсинг

Плюс такого подхода – такие центры готовы поддерживать уровень сервиса, утвержденный в договоре(SLA – service level agreement). Минус – требуется провести большую работу с персоналом функции и заказчика по налаживанию коммуникаций с сервисной организацией и пройти сложный период выстраивания процесса и культурных изменений.

Решение построить свой ОЦО или отдать на аутсорсинг будет зависеть от общей ситуации в компании, конечного количества передаваемых процессов, срочности реализации и желания либо нежелания дополнительных инвестиций.

Нужно считать всё

В завершение хотел бы сказать о том, что нужно считать. Я не буду заострять внимание на финансовых показателях – они, безусловно, важны и их итак все измеряют.

Поговорим про OTIF (on time in full) – показатель того насколько мы сделали что-то вовремя и в полном объеме. Считается он по формуле:

OTIF = % Количественное соответствие * % Качественное соответствие * % Временное соответствие.

Многие компании измеряют OTIF как показатель своевременности поставки, но для процесса закупки важно отслеживать своевременность соблюдения всех шагов процесса, поэтому рекомендуется считать его раздельно для каждого шага.

Приведу пример: допустим, что закупщик по какой-то причине взял в работу заявку заказчика позже регламентного срока, но поставщик каким-то образом привез вовремя. Если измерять по первой методике, то OTIF будет равен 100% и мы не узнаем, что часть процесса выполняется неэффективно, пока не произойдет срыва поставки, а следовательно не будем принимать никакие меры. Если OTIF измерять по предложенной мною методике и брать за результат меньший показатель OTIF, то он будет равняться нулю. Это создаст прецедент для анализа ситуации и позволит принять соответствующие меры.

Курс повышения квалификации «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Полное погружение в вопросы закупок по правилам 2024 года с тестами и практикой: вы научитесь искать выгодные закупки, пользоваться тендерными площадками, составлять заявки на участие и готовить пакет документов. Сейчас научиться госзакупкам можно по сниженной цене 13100 9900 руб.

После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 часа и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора. Станьте специалистом, который поможет бизнесу заработать больше! 

Записаться по акции 

Я намеренно не рассматривал в данной статье ЭДО и автоматизацию процессов в закупках, чтобы сфокусировать читателей на самих процессах закупок. Как видите, закупки – это не только снабжение, но и важный бизнес-партнер. А в самих процессах закупок заложен большой огромный потенциал для улучшений деятельности компании, при этом существенные эффекты можно получить, не уходя в долгие поиски инноваций, а лишь должным образом выстроив процесс и систему контролей.

Комментарии

1
  • увидела знакомую фразу в статье (компаний с низким уровнем зрелости закупок), с удовольствием прочитала. Так все красиво))

Общество

Бесплатная юридическая помощь станет более доступной и качественной

Минюст предложил утвердить стандарт оказания бесплатной юридической помощи.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Посоветуте курс

Что делать, если мобильный оператор требует оплатить навязанные услуги

Роспотребнадзор разъяснил, что все правовые основы деятельности в области связи установлены федеральным законом № 126-ФЗ «О связи».

Лучшие спикеры, новый каждый день

Предложено провести эксперимент по маркировке моторных масел

C 1 сентября 2024 по 31 августа 2025 года Минпромторг планирует проведение эксперимента по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей.

Налог на прибыль

Глава РСПП: повышение налога на прибыль не должно влиять на инвестируемую часть прибыли

Александр Шохин назвал дифференциацию по налогу на прибыль организаций справедливой и важной для развития страны.

Экономика России

Озвучены цели развития РФ до 2030 года: жизнь будет дольше, бедных будет меньше

Основные национальные цели развития России на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года утвердил свои указом Президент.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Роспотребнадзор: что нужно знать, чтобы принять доставленный другому человеку заказ

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

В России создается новая свободная экономическая зона

Депутаты одобрили законопроект, который предоставит предпринимателям из Белгородской, Курской и Брянской областей такие же льготы, как у бизнеса из Новороссии.

Бесплатно с Коды ОКВЭД

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР

Страхователю, который не подтвердил ОКВЭД, СФР вправе установить взносы на травматизм по самому «опасному» виду деятельности из тех, что были заявлены в ЕГРЮЛ (постановление Кабмина от 01.12.2005 № 713). Рассказываем, что можно сделать в такой ситуации.

Что будет и что делать, если не подтвердили основной вид деятельности ОКВЭД в СФР
Воинский учет

Единый реестр военнообязанных заработает 1 ноября: как будут вручать повестки и какие ограничения накладываются на граждан

Правительство утвердило постановление, которое регулирует работу единого реестра военнообязанных и реестра повесток. Согласно документу, обе системы должны заработать 1 ноября 2024 года.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Госдума хочет заморозить авторские гонорары иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными с 1 мая 2024 года

С 1 мая 2024 года изменены правила работы с электронными больничными. Теперь для того, чтобы запросить в СФР сведения из электронных больничных бухгалтерии нужна машиночитаемая доверенность, выданная руководителем компании.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства для детей

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Проводки по начислению и уплате единого налогового платежа

Для бухгалтерского учета единого налогового платежа (ЕНП) налогоплательщики должны завести обособленный субсчет, на котором будут отражаться платежи в бюджет и зачет налоговых обязательств. О порядке отражения в бухучете операций по ЕНП читайте в статье.

Иллюстрация: nensuria/freepik
Инвестиции

Российским инвесторам разрешили выводить доходы со счетов типа «С»: условия

Если после 1 марта 2022 года в цепочке владения ценными бумагами не было представителей недружественных стран, то инвесторы могут вывести свои доходы со специальных счетов.

Отменять фиксированные взносы для ИП-пенсионеров не будут: почему

Если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных взносов, то начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Путин стал президентом еще на 6 лет, выросли цены на кофе, а на заводе Toyota начнут выпускать Aurus

Подготовили обзор главных событий дня — 7 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Прощайте автообзвоны и СМС рассылки. Как бизнесу без штрафов рекламировать свои услуги?

Сегодня расскажу, правда ли, что бизнесу придется попрощаться с автообзвонами и рекламными рассылками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Не шутка: в России впервые промаркировали пиво для собак

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Интересные материалы

Выписки из государственного адресного реестра заказали больше 130 000 пользователей

Получить выписку из ГАР можно бесплатно, направив запрос в налоговые органы во время личного визита, по почте или через порталы ФИАС и Госуслуги.