Зарплата

Какой следующий шаг государства по выводу зарплат из тени?

В ближайшее время государство добьется от работодателей выплат сотрудникам «белых» зарплат не ниже фиксированной суммы. Причем за основу будет браться не прожиточный минимум в регионе, а размер оплаты труда, установленный трехсторонним соглашением между органом власти, объединением профсоюзов и работодателей.

Рустем Амиров

В ближайшее время государство добьется от работодателей выплат сотрудникам «белых» зарплат не ниже фиксированной суммы. Причем за основу будет браться не прожиточный минимум в регионе, а размер оплаты труда, установленный трехсторонним соглашением между органом власти, объединением профсоюзов и работодателей.

Надежды государства на быструю легализацию зарплат не оправдались. В 2005 году единый социальный налог снизили почти на 10 процентов, а собираемость данного налога упала на 39,5 процента по сравнению с 2004 годом. Теперь борьба государства с «конвертными» зарплатами переходит в новую стадию, к ней подключились мэры и губернаторы. Каждому главе города и региона важно предоставить красивые отчеты по количеству «исправившихся» работодателей.

Например, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков заявил о намерении закрыть те предприятия, которые официально выплачивают зарплаты ниже прожиточного минимума. По данным статистики, в случае приведения заявления в жизнь, закрытие угрожает почти половине предприятий Ленинградской области (www.klerk.ru).

Межведомственные Комиссии

Для активизации работы по «легализации» зарплат во всех регионах создаются «Межведомственные Комиссии по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда». В состав Комиссий входят представители региональной или местной власти, МВД, прокуратуры, ПФР, ФСС и Гострудинспекции.

Принцип работы Комиссий везде одинаков: налоговые органы составляют списки организаций (индивидуальных предпринимателей), официальная зарплата в которых ниже прожиточного минимума по региону, и вызывают их руководителей и главных бухгалтеров для «профилактических бесед». Руководителям организаций придется объяснять Комиссии причину низких зарплат своих сотрудников, а также развеивать подозрения налоговиков в использовании «зарплатных» схем.

Например, Налоговым Управлением по г. Москве разработан порядок автоматизированного отбора организаций с низким уровнем официальной заработной платы. На начало 2006 года выявлено 58 516 организаций, уровень заработной платы в которых, заявленный для налогообложения, ниже величины прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы для трудоспособного населения. За период работы Московской Комиссии с 18 апреля 2006 года по 26 июня 2006 года:

  • проведено 409 заседаний, где рассматривалась деятельность налогоплательщиков, имеющих средний уровень заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в Москве (4 815 руб.);
  • заслушано 7 704 организации;
  • с доводами комиссии согласились и обещали принять меры по повышению заработной платы 4 240 организаций;
  • на заседании комиссии о самостоятельно принятых мерах по повышению заработной платы заявили 2 350 организаций;
  • по результатам рассмотрения материалов по 50 налогоплательщикам инспекции приняли решение включить их в планы выездных налоговых проверок (www.rnk.ru).

Как видим, результативность подобных «внушений» поразительная, в некоторых регионах размер выплат работникам вырос в несколько раз. Калининградская область стала одним из первых регионов, который ввел практику «профилактических бесед» еще в августе прошлого года. Как сообщили на своем сайте калининградские налоговики, поступления от НДФЛ за 6 месяце 2006 года выросли на 45 процентов (www.r39.nalog.ru).

Таким образом, государство сумело, если не полностью «обелить» зарплаты, то хотя бы довести «белую» часть до регулируемого самим государством уровня.

Налоговые последствия работы Комиссий

Массовое повышение «белых» зарплат имеет вполне ожидаемое налоговое последствие – перераспределение сумм поступлений по налогу на прибыль организаций и платежей во внебюджетные фонды. В результате перед налоговыми органами открылась «перспектива» не выполнить план по сбору налогов на 2006 год.

Например, Управление ФНС России по Томской области сообщает, что за январь – июнь 2006 года, по сравнению с тем же периодом 2005 года, налоговые поступления снизились на 6,1 процента, а поступления в государственные внебюджетные фонды выросли на 23,4 процента. В структуре налогов наибольший удельный вес приходится на налог на прибыль организаций, по нему поступления снизились на 5,3 процента (www.r70.nalog.ru).

Неожиданный компромисс

Фискальные органы Москвы предложили оригинальный компромисс. В последнее время УФНС России по г. Москве придерживается мнения («Спутник главбуха», август 2006), что организации должны выплачивать сотрудникам зарплату не ниже 4 100 рублей (данная сумма установлена как городской минимум оплаты труда с 1 мая 2006 года, закрепленный трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, объединением профсоюзов и работодателей).

Напомним, что региональный прожиточный минимум, установленный постановлением Правительства Москвы от 11.07.06 № 491-ПП, составляет 5 752 рубля. Таким образом, Московская налоговая инспекция уменьшила свои требования к размеру заработной платы с 4 815 рублей в начале года до 4 100 рублей в настоящее время. Видимо, меньшая сумма обязательной заработной платы позволит налоговикам достичь запланированных показателей по собираемости налога на прибыль.

 

Начать дискуссию