Онлайн-кассы

Можно ли прожить без кассового аппарата?

За редким исключением все, кто продает товары за «наличку», обязаны пробивать чек ККТ. А можно ли, соблюдая закон, не применять кассовый аппарат при наличных расчетах между фирмами? На практике выходит, что можно. Рассмотрим некоторые варианты.

Ю. Никерова, эксперт бератора «Современная налоговая энциклопедия»

За редким исключением все, кто продает товары за «наличку», обязаны пробивать чек ККТ. А можно ли, соблюдая закон, не применять кассовый аппарат при наличных расчетах между фирмами? На практике выходит, что можно. Рассмотрим некоторые варианты.

Нужна альтернатива!

Торгуя за наличные деньги, вы должны выдать покупателю кассовый чек. Редкие счастливчики, которым разрешено этого не делать, названы в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Остальным придется обзавестись кассовым аппаратом. Причем выбирать машину нужно только из тех моделей, которые включены в государственный реестр контрольно-кассовой техники (их перечень можно узнать в своей налоговой инспекции).

Но прежде чем начать использовать аппарат, необходимо:

  • заключить с ЦТО (центром технического обслуживания) договор на техническое обслуживание и ремонт ККТ;
  • зарегистрировать кассовую машину в налоговой инспекции.

Кроме того, в штатное расписание нужно включить должность кассира-операциониста. Правда, если вы этого не сделаете, никто вас не накажет. Просто обязанности операциониста придется выполнять руководителю или главному бухгалтеру фирмы.

Итак, вы стали «счастливым» обладателем кассовой машины, потратив не только деньги, но и время. Но это еще не конец трудностей, а только начало. Во-первых, визиты налоговых контролеров теперь станут чаще – готовьтесь к внезапным налоговым проверкам и контрольным закупкам. Во-вторых, придется оформлять множество бумаг по операциям, связанным с применением ККТ: различные акты, журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста и прочие.

Зачем все это фирме, у которой расчеты наличными случаются крайне редко (за месяц – два-три клиента с «наличкой»)? А что делать тем, у кого операция с наличными вообще разовая сделка? Понятно, что в таких случаях от покупки кассовой машины больше вреда, чем пользы. А выход найти надо.

Альтернатива № 1: Сбербанк

Можно отправить клиента в Сбербанк России. Перечислить деньги на ваш расчетный счет он сможет в любом отделении, внеся наличные и заполнив квитанцию формы № ПД-4. Образец квитанции приведен в письме Сбербанка России от 24 апреля 1998 г. № 01-04-1688. Этот способ универсален, его могут использовать любые компании.

Однако у покупателей не всегда есть время или желание идти в банк, стоять там в очереди, платить комиссию (обычно она составляет 3 процента от вносимой суммы). Кроме того, по квитанции № ПД-4 могут расплачиваться только граждане. Подобные платежи от организаций Сбербанк России не принимает. Поэтому на ваш расчетный счет поступят деньги не от фирмы-покупателя (например, от ООО «Пассив»), а от человека – представителя этой фирмы. В компании, которая получает до сотни платежей в день, это может затруднить аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями». Ведь, увидев квитанцию с фамилией человека (а не с названием компании), бухгалтер вынужден будет каждый раз выяснять, от какой именно фирмы пришли деньги.

Альтернатива № 2: деньги взаймы

Вместо одного договора вы заключаете с покупателем два.

Первый – договор беспроцентного займа, по которому покупатель передает вам наличные деньги. То есть ваша фирма выступает заемщиком, а покупатель – заимодавцем. Получая деньги взаймы, компания не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги. Значит, применять ККТ в данном случае не нужно (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). На это указывает и Минфин России в своем письме от 1 июня 2006 г. № 03-01-15/4-121. Поэтому вы получаете наличные лишь на основании приходного кассового ордера.

Второй – договор купли-продажи, по которому через некоторое время вы отгружаете товар. Таким образом, у вас возникают две задолженности по двум самостоятельным договорам: дебиторская (покупателя за переданный товар) и кредиторская (перед покупателем за полученный заем).

В такой ситуации вы можете оформить встречные требования, составив акт взаимозачета. Подписать его нужно тем числом, когда ваша фирма должна вернуть заем. Обратите внимание: чтобы налоговики не признали эту сделку мнимой, сумма по договору займа должна отличаться от суммы по договору купли-продажи хотя бы на рубль.

Пример

Фирма «Актив» заключила договор беспроцентного займа с ООО «Пассив» на сумму 60 000 руб. сроком на семь дней. Договор подписали 3 июля 2006 года, в этот же день наличные были внесены в кассу «Актива».

5 июля 2006 года «Актив» и «Пассив» заключили договор купли-продажи товаров на сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. В этот же день «Актив» отгрузил товары «Пассиву».

10 июля стороны подписали Акт зачета взаимных требований на сумму 59 000 руб.

В этот же день «Актив» перечислил «Пассиву» остаток займа в сумме 1000 руб.

Бухгалтер «Актива» делает такие проводки:

3 июля 2006 года

Дебет 50 Кредит 66

– 60 000 руб. – получен беспроцентный заем от ООО «Пассив»;

5 июля 2006 года

Дебет 62 Кредит 90-1

– 59 000 руб. – отражена задолженность покупателя за отгруженные ему товары;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 9000 руб. – начислен НДС с выручки от продажи товаров;

10 июля 2006 года

Дебет 66 Кредит 62

– 59 000 руб. – зачтены взаимные обязательства сторон;

Дебет 66 Кредит 51

– 1000 руб. – возвращена часть долга по договору займа.

Внимание: бумаги!

Раз уж речь зашла о взаимозачетных сделках, нелишним будет напомнить о том, как их нужно оформлять. Обычно стороны составляют Акт зачета взаимных требований (реже – Акт сверки расчетов). Унифицированной формы этого документа не существует. Поэтому Акт составляют произвольно, используя все необходимые для «первички» реквизиты, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на то что печать не названа в списке реквизитов для «первички» (см. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), Акт лучше «проштамповать».

Итак, у тех, кто продает товары за «наличку» в первый и последний раз, есть, по крайней мере, два способа не вешать на свои плечи обузу в виде кассовой машины. И при условии, что все необходимые бумаги вы оформите грамотно, претензий контролеров удастся избежать.

обратимся к закону

Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

для справки

Взаимозачетные операции часто путают с бартерными (товарообменными). Однако между ними существует принципиальная разница. Так, «по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой» (статья 567 ГК РФ). То есть обмен товарами происходит в рамках одного договора. При взаимозачете же стороны гасят взаимные задолженности по двум самостоятельным сделкам. Отдельным договором зачет встречных требований не оформляют.

образец

ЗАО «Актив»

г. Москва

10 июля 2006 г.

Акт зачета взаимных требований

ЗАО «Актив» в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и ООО «Пассив» в лице генерального директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, составили настоящий акт о нижеследующем.

Задолженность ЗАО «Актив» по договору беспроцентного займа от 3 июля 2006 г. № 45 в сумме 59 000 рублей засчитывается в счет погашения задолженности ООО «Пассив» по договору купли-продажи товаров от 5 июля 2006 г. № 56.

Задолженность ЗАО «Актив» по договору беспроцентного займа от 3 июля 2006 г. № 45 в сумме 1000 рублей перечислена ООО «Пассив» по платежному поручению № 378 от 10 июля 2006 г.

Расчеты по договорам произведены полностью. После подписания акта стороны претензий друг к другу не имеют.

Реквизиты и подписи сторон:

ЗАО «Актив»

ИНН Юридический адрес Банковские реквизиты р/с к/с БИК Генеральный директор

Иванов (Иванов И.И.) МП

ООО «Пассив»

ИНН Юридический адрес Банковские реквизиты р/с к/с БИК Генеральный директор

Петров (Петров П.П.) МП

Начать дискуссию