Налоговые проверки

Как защититься от незаконных проверок?

Когда контролирующие органы нарушают права организации, директоры часто говорят о несовершенстве законов и невозможности отстоять правду, вместо того, чтобы разобраться, какой нормативный акт может им помочь. Не зная своих прав, руководители предпочитают «договариваться» с проверяющими, провоцируя повторные «проверки».

Ольга Мацнева

Соблюдение процедур, указанных в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» помогает значительно снизить количество незаконных проверок.

Когда контролирующие органы нарушают права организации, директоры часто говорят о несовершенстве законов и невозможности отстоять правду, вместо того, чтобы разобраться, какой нормативный акт может им помочь. Не зная своих прав, руководители предпочитают «договариваться» с проверяющими, провоцируя повторные «проверки».

Правовые основы проверок

Деятельность любого государственного органа, его права и обязанности по проведению мероприятий контроля в отношении организаций, как правило, регулируются специальными нормативными актами. Например, проверки, проводимые налоговыми органами, регламентируются первой частью Налогового кодекса, проверки, проводимые МВД – законом «О милиции», вопросы, касающиеся государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов–постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 987.

Кроме специальных нормативных актов, существует Закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», которым регламентированы:

  • порядок проведения проверок;
  • ограничения на проведение проверок;
  • периодичность проведения проверок;
  • права проверяемых;
  • обязанности проверяющих;
  • порядок оформление результатов проверок;
  • обязанности и ответственность должностных лиц при проведении проверок.

Знание положений этого Закона позволяет организациям активно отстаивать свои права.

Приведем примеры:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2005, 15.12.2005 по делу № А40-69550/05-21-420 признано незаконным постановление Роспотребнадзора о привлечении организации к административной ответственности в виде наложения штрафа на сумму 30 000 рублей.

Причем суд не оспаривал наличия правонарушения, но признал постановление незаконным, так как был нарушен порядок проведения проверки, в частности, в момент проведения мероприятия по контролю генеральный директор организации отсутствовал.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2005 по делу № А40-45287/05-146-421 признано незаконным постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов.

Основанием для решения суда явилось нарушение требований ст. 9 Закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ. В частности, проверка была проведена не теми лицами, которые указаны в приказе о проведении мероприятия по контролю.

Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2005 № А41-К2-17927/05 признано незаконным постановление Госадмтехнадзора о привлечении организации к административной ответственности в виде наложения штрафа на сумму 30 000 рублей за несоблюдение территориальных строительных норм.

Решение суда вынесено в связи с тем, что Госадмтехнадзор осуществляет контроль за соблюдением правил обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, а данное нарушение находится за пределами его компетенции.

Журнал учета мероприятий по контролю

Примеры показывают, что Закон № 134-ФЗ дает организациям эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

Требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например:

  • приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62;
  • постановление Госстандарта РФ от 01.09.03 № 99 «Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора», пункт 17;
  • приказ Минздрава России от 17.07.2002 № 228 «О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора», пункт 22.

Форму журнала организация может разработать самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона. Журнал должен быть пронумерован, прошит и удостоверен печатью.

Грамотное и аккуратное ведение «Журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не является обязательным, однако оно нужно самой организации, так как защищает ее права. Заполнение журнала позволит уменьшить количество незаконных проверок и, кроме того, поможет при отстаивании своих прав в суде.

Приказом руководства необходимо утвердить инструкцию по взаимодействию с контролерами. В инструкции руководитель фиксирует свои указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. В частности, там можно записать, что весь персонал может быть задействован в проверке только с согласия руководства. Отдельным приказом утверждается перечень полномочных представителей руководства, которые могут представлять организацию во время проверки. В инструкцию стоит внести пункт и о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров рядовым сотрудникам (не должностным лицам) запрещено, руководитель имеет законное право на внесение подобных пунктов. Также полезно разработать памятку при проведении контрольных мероприятий.

Памятка при проведении контрольных мероприятий

1. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю организации или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом организации), одновременно с предъявлением служебного удостоверения поверяющего.

Всю информацию о распоряжении необходимо внести в журнал проверок.

Если во время проведения проверки в организации отсутствует руководитель, а поверяющие настаивают на вручении распоряжения и проведении контрольных мероприятий, сотруднику организации следует известить проверяющих о занимаемой должности, и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой.

2. В распоряжении указывается:

  • номер,
  • дата,
  • наименование государственного органа, выдавшего его;
  • ФИО уполномоченного на осуществление контроля лица;
  • наименование юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю;
  • цели и задачи проведения мероприятия по контролю;
  • вид мероприятия по контролю;
  • даты начала и окончания мероприятия по контролю.

Если в распоряжении не указано что_то из вышеперечисленного, следует сделать запись об этом в журнале (например, если не указана дата проведения контрольного мероприятия, сделать запись что «дата не указана», а не оставлять поле пустым).

3. Плановое мероприятие по контролю может быть проведено каждым органом госконтроля не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Обязательно указать характер мероприятия по контролю – плановое/внеплановое.

4. Внеплановой проверке подлежит деятельность организаций в случаях:

  • выявления ранее нарушений и выдачи соответствующих предписаний;
  • возникновения аварийных ситуаций;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
  • обращения граждан, организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

При внеплановой проверке должен быть четко указан предмет проверки. Необходимо занести в журнал проверки цель контрольного мероприятия. В конце проверки сравнить, соответствуют ли выявленные нарушения этой цели. При несоответствии обратить внимание проверяющих на данное несоответствие.

5. По результатам проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

Представители организаций вправе непосредственно присутствовать при осуществлении контрольных мероприятий, знакомиться с результатами проверок, давать объяснения и указывать в актах сведения о своем ознакомлении, согласии или несогласии. В случае если должностное лицо организации не согласно с составленным проверяющими документом, при подписании можно сделать пометку «не согласен» или подписаться только в его получении (т.е. не конкретизировать свое несогласие, а впоследствии скорректировать позицию по этому вопросу с юристом в спокойной обстановке). Подписание или не подписание документов представителем предприятия не имеет значения для правовой оценки результатов проверки.

Один экземпляр акта с копиями приложений (отбор проб (образцов) вручается руководителю предприятия или его заместителю (их представителям) под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении.

Наряду с этим, по результатам проверки должностным лицом контрольного органа делается соответствующая запись в «Журнале учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии журнала в акте указываются сведения об этом факте.

6. Закон устанавливает:

  • недопустимость взимания органами контроля платы с организаций за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения им расходов на осуществление исследований и экспертиз;
  • недопустимость получения денежных средств непосредственно проверяющими, в случаях составления актов об административных правонарушениях.

7. Юридические лица вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

При проверках действует презумпция добросовестности, т.е. на проверяемых действует правило «разрешено все, что не запрещено», для проверяющего наоборот — «все, что не разрешено, то запрещено» (на все действия необходимо специальное разрешение). Этим можно воспользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, законность которых вызывает сомнение.

Таким образом, во время проведения проверки составляются следующие документы:

  • акт с приложениями (2 экземпляра);
  • протокол об административном нарушении (2 экземпляра);
  • предписание (2 экземпляра);
  • запись в журнале учета мероприятий по контролю.

Границы применения закона 134-ФЗ

Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяется к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, таможенного, лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий и прокурорского надзора.

Начать дискуссию

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка Юридического Лица

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Если не соблюдать логику, заложенную разработчиками и просто загрузить движения регистров, не глядя на содержимое документа, то разобраться потом в данных программы будет невозможно. Обязательно выплывут ошибки в данных, связанные с нарушением проектной логики разработчиков.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Компании, которые обмениваются бумажными документами с контрагентами, знают, сколько головной боли это приносит. Сначала нужно подготовить документы у себя, потом отправить их курьером или почтой и ждать, пока их доставят. А потом бывает и так, что документы не возвращают, и приходится проходить весь путь заново. С такой проблемой к нам обратилась Валерия Шентова. Рассказываем, как при помощи СБИС мы помогли наладить документооборот. 

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать
Проверки

С проверяющими можно будет заключить соглашение

Сенаторы обсудили подготовку изменений в федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в части регулирования перехода на риск-ориентированный подход при проведении контрольных и надзорных мероприятий».

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Приходилось ли вам ощущать себя несовременным в мире, где ежедневно появляются новые устройства, программы и облачные сервисы? Страх новых технологий присущ людям разных профессий и возрастов. Бухгалтеры тоже сталкиваются с этой проблемой. Рассказываем, как перестать бояться технологий и обратить их себе на пользу.

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года

В апреле 2024 года опубликовали закон, по которому оплата за сверхурочную работу должна включать компенсационные и стимулирующие выплаты. Закон начнёт работать 1 сентября 2024 года, но есть рекомендации применять новый порядок расчёта уже сейчас.

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года

Экосбор в 2024 году

Экологический сбор — это один из видов неналоговых платежей, который обязаны уплачивать многие российские компании и индивидуальные предприниматели. В 2024 году порядок расчёта и уплаты данного сбора был обновлён. Изучим новые правила уплаты экосбора и сдачи отчётности в Росприроднадзор.

Экосбор в 2024 году

Интересные материалы

Открытые данные ФНС о компаниях теперь открыты намного меньше времени

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.