Отчетность

Отчетность через «Контур»

Сегодня бухгалтеры имеют возможность не отстаивать длинные очереди в налоговых инспекциях, а сдавать свою отчетность по Интернету. Разработчики программного обеспечения для учета и отчетности предлагают все новые и новые продукты. А как все это начиналось? Историю создания одной из подобных программ «Контур-Экстерн» корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Леонид Волков, руководитель проекта «Контур-Экстерн», заместитель генерального директора ЗАО «ПФ «СКБ Контур»
Отчетность через «Контур»
На фото заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Сегодня бухгалтеры имеют возможность не отстаивать длинные очереди в налоговых инспекциях, а сдавать свою отчетность по Интернету. Разработчики программного обеспечения для учета и отчетности предлагают все новые и новые продукты. А как все это начиналось? Историю создания одной из подобных программ «Контур-Экстерн» корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Леонид Волков, руководитель проекта «Контур-Экстерн», заместитель генерального директора ЗАО «ПФ «СКБ Контур»

Леонид, эта система создавалась по заказу регулирующих органов, или это была исключительно идея вашей компании?

Будете смеяться, но за все время разработки системы мы не получили ни копейки из каких бы то ни было государственных денег. Разработку начали полностью по своей инициативе летом 2000 г., и, честно скажу, изначально не предполагалось, что это будет система «Интернет-отчетности», нам просто хотелось уйти от постоянного обновления программ-набивалок – «НДФЛ-Отчет», «ПФ-Отчет», «Отчет-200X» – при каждом изменении в законодательстве. Сделать это можно было единственным способом – реализовать всю подготовку данных в виде web-интерфейса: бухгалтер использует форму документа, актуальную в текущем моменте, вносит туда данные, как только форма меняется, мы у себя что-то оперативно поправляем, и на следующий день бухгалтер будет пользоваться более актуальной формой документа. То есть ему ничего не надо искать, скачивать, устанавливать. Однако в итоге, подготовив файл с данными, бухгалтер должен записать его на дискету, и как обычно отправиться в инспекцию – по крайней мере, так тогда мы себе это представляли… 

Это сейчас может показаться странным, но тогда, для нашей компании – крупного разработчика программного обеспечения для учета и отчетности – действительно главной проблемой было то, как раздать 50 тысяч дискет с обновлением программы клиентам по всей стране при изменении в законодательстве. И лишь месяцев через девять (именно столько времени потребовалось для того, чтобы идея вылежалась) у нас родилось понимание, что можно двинуться дальше – раз уж бухгалтер зашел в Интернет, и там подготовил отчет, то зачем дальше нужна дискетка, зачем нужен пеший поход в инспекцию? Стали разбираться в технологиях защиты информации, в телекоммуникационных технологиях и, постепенно, методом проб и ошибок, реализовали функциональность сдачи налоговой отчетности через Интернет.

И тут как раз начался 2002 г.: закон об ЭЦП, потом сразу приказ МНС России №БГ-3-32/169, регулирующий порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Нам стало ясно, что, сделанная нами программа, отлично годится для бизнеса в соответствии с этими нормативными документами. 

Но хотя в исходной постановке задачи не было даже духа «Интернет-отчетности», в нее на много лет вперед была заложена главная технологическая особенность – возможность подготовки всех данных на web-сервере и, следовательно, полная независимость клиента от законодательных обновлений. Так что выбранный изначально «неверный» путь оказался очень даже удачным.

Оцените, пожалуйста, спрос на эту систему? Кому больше всего она интересна?

Спрос носит в целом лавинообразный характер. Удивительно, но удвоение количества абонентов по-прежнему происходит не реже одного раза в год. Когда два года назад у нас было 10 тысяч абонентов, мы подключали по 1000 новых абонентов в месяц, и боялись, что скоро подойдем к пределу насыщения рынка. Сейчас, когда у нас 130 тысяч абонентов, мы стабильно подключаем порядка 10 тысяч абонентов в месяц, не хочется сглазить, но конца и края, не видно. Видимо, работает какое-то «сарафанное радио», отступает страх перед «Интернет-отчетностью» как перед чем-то экзотическим. Плюс – улучшается инфраструктура доступа в Интернет, приходят молодые бухгалтеры, которые с Интернетом уже давно на «ты». 

Нашими клиентами являются настолько разнообразные предприятия, что очень сложно выделить какой-то специфический целевой круг абонентов. В ряде регионов через «Контур-Экстерн» уже отчитывается более 20% налогоплательщиков, то есть речь идет о действительно массовом явлении. И даже доля индивидуальных предпринимателей, которые раньше считали, что это все вообще «не для них», постоянно растет.

Если бы меня попросили нарисовать «образ» нашего абонента, то я бы выделил следующие типичные для большинства характеристики:

- во-первых, это небольшое предприятие (реально – одно, а на бумаге – может быть пара юридических лиц и пара индивидуальных предпринимателей), которое активно ведет хозяйственную деятельность в конкурентной среде. Руководитель предприятия думает о снижении издержек, о комфорте своих сотрудников, поэтому неизбежно приходит и к мысли о переходе на сдачу отчетности через Интернет – и денег куда меньше на сдачу отчетности тратится, и ресурсы бухгалтера можно использовать куда более эффективно...

- во-вторых, это фирмы, которые занимаются в том или ином виде аутсорсингом бухгалтерских услуг. Подобные компании обслуживают иногда 20, может быть 50, редко больше клиентов, хотя среди наших абонентов есть фирмы по бухгалтерскому обслуживанию с 300 и более клиентами. Соответственно, эти компании должны эффективно решить для себя задачу доставки всей этой массы отчетности своих клиентов в самые разные инспекции и в самые сжатые сроки. Не держать же штат курьеров?

Но, повторюсь, среди абонентов есть и колхозы, и заводы, и нефтяные компании, и индивидуальные предприниматели, и научные институты...

За время существования вашей системы случались ли случаи когда ваши клиенты обращались в компанию с жалобой на налоговые органы, не принимающие отчетность без бумажного носителя? Случались ли какие-либо разбирательства (в том числе судебные) по этому поводу?

Такое если было, но давно. Конечно, когда мы вышли за пределы больших городов, всякое бывало. Но у нас есть специальная служба по технической поддержке контролирующих органов, она собирает все подобные случаи, и проводит разъяснительные беседы с инспекцией, о том, что согласно 169-му приказу «инспекция не вправе отказать в приеме декларации в электронном виде; налогоплательщик вправе не представлять бумажный носитель». Если не помогает – обращаемся в региональное УФНС. Этого хватает уже всегда. Так что до судебных разбирательств никогда не доходило.

Отличаются ли правила приема отчетности по Интернету, требования к этой отчетности, в налоговых инспекциях принадлежащих разным регионам страны? Приходится ли адаптировать систему для компаний из разных регионов?

Практически нет. Этот вопрос был очень актуален раньше, когда было много региональных и местных форм отчетности (налог на милицию, рекламу, благоустройство и т.д.). Этому периоду мы, кстати, очень обязаны – благодаря огромному количеству форм нам пришлось создавать в системе очень универсальные механизмы настройки и создания

новых форм, и теперь мы умеем на региональные особенности реагировать очень быстро и просто.

Сейчас собственно в процедурах документооборота отличий нет. А в самих формах – остаются небольшие, в тех пределах, в которых позволяет законодательство, и это не является большой проблемой. По-настоящему специфических региона у нас, пожалуй, два: Волгоград. Здесь внедрен Центр обработки данных (ЦОД), и вся информация через нашу систему поступает не в инспекции, а в ЦОД, и уже из ЦОДа – в инспекции. Это несколько усложняет цикл документооборота, зато снижает количество ошибок и проблем, связанных с документооборотом между спецоператором и инспекциями – ведь мы взаимодействуем только с одним ЦОДом. На формы отчетности это никак не влияет, но можно сказать, что из-за ЦОДа (или благодаря ЦОДу) в Волгоградской области абоненты системы «Контур-Экстерн» быстрее, чем в других регионах, получают квитанции о доставке документов и информационные рассылки, и несколько медленнее – протоколы контроля и выписки из инспекций. Впрочем, эти различия не очень существенны.

Второй регион – это Москва. В отличие от всей страны, где в налоговых органах работает система ЭОД, в Москве внедрена система АИС «Налог 2 Москва». Технически, взаимодействие нашего программного комплекса с АИС «Налог 2 Москва», существенно отличается оттого, что происходит во всех остальных регионах. Практически, для налогоплательщика, разница в следующем: только в Москве пока возможна сверка платежей и доступ к лицевому счету в режиме он-лайн; и в Москве существенно выше скорость доставки протоколов контроля из ИФНС, чем в регионах

Комментарии

7
  • Леонид Волков
    Большое спасибо редакции "Клерк.Ру" за подготовку и размещение этого интервью! Буду рад ответить и на любые другие вопросы посетителей сайта.
  • У меня есть вопрос.
    Ваши потенциальные клиенты - те, кто сейчас сдает отчет на дискетах. Им нужен тестирующий модуль. Есть конечно Тестер, но к нему много нареканий.
    Наша компания БухСофт обращалась к вам с предложением сделать на вашем сервере, который тестирует файлы отчетности, для наших пользователей возможность тестировать файлы без процедуры регистрации (или точнее с автоматической регистрацией).
    То есть выглядеть будет так: наш пользователь в нашей программе формирует файл отчетности и нажимает кнопку Тестировать. По этой команде файл тестируется на Вашем сервере с выдачей результата и Вашей рекламой "типа а еще и по почте можно отправить".
    Предложение будет интересно не только нам, но и другим разработчикам.
    Такском пока ничего подобного не предлагает и возможно не будет предлагать, там политические препятствия.
    С Вашими менеджерами я потерял кучу времени, но вразумительного ответа так и не получил.
    Может внесете определенность ДА или НЕТ этому предложению?
  • Леонид Волков
    Вношу определенность.
    Для всех разработчиков у нас открыта возможность для интеграции - есть специальная платформа "Лайт", ее внешние программные интерфейсы позволяют легко встроить ее в любое решение. Интеграция проведена с нашими программами, с программи от фирмы "Овионт", от фирмы "1С". И Вы можете пойти по этому пути.
    Но на сегодняшний день при интеграции с нами на платформе "Лайт" Вы сможете пользоваться сервисами наших серверов обработки данных только для зарегистрированных пользователей.

    Технически, нетрудно реализовать это все и для незарегистрированных. Однако, прежде чем что-то делать забесплатно, надо очень хорошо себе представить целесообразность. Бизнес-план какой-нибудь посмотреть... Я, признаться, пока не чувствую в этом большого смысла.