Бухгалтерский софт точка ру

Алексей Коршунов. Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Рынок бухгалтерских программ, кажется, заполнен полностью. Сегодня корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин беседует с Алексеем Коршуновым, генеральным директором ООО «БухСофт.ру».

Алексей, как «БухСофт.ру» позиционирует себя на рынке бухгалтерских программ? Считаете ли вы себя конкурентом «1С»?

На мой взгляд, нет бухгалтерской программы, по отношению к которой «1С Бухгалтерия» не являлась бы конкурирующей программой. На сегодня рынок так сложился, что некоторые пользователи ставят знак равенства между понятиями «бухгалтерская программа» и «1С». Естественно, программы «БухСофт» тоже конкурирует с программами «1С», так как у этих программ единая задача - комплексно автоматизировать бухгалтерский (и не только бухгалтерский) учет предприятия или предпринимателя. И у нашей программы, и у «1С Бухгалтерии» есть все необходимые функции, которые востребованы в повседневном учете.

Но есть и различия, которых не так уж мало. Эти различия касаются как самих программ, так и способов их распространения и обслуживания. «1С»– это не только программы, но и среда разработки (программирования) с большими возможностями в части настройки и доработки программ самими пользователями. «БухСофт» – это готовая к использованию бухгалтерская программа. Новые возможности, настройки и доработки в ней также возможны, но осуществляются они только разработчиком.

Если говорить кратко, то конкуренция программ «1С» и «БухСофт» имеется только в той нише рынка, в которой присутствуют базовые (типовые) конфигурации программ 1С. В остальном же – это принципиально разные ценовые категории и подходы. И это надо учитывать при дальнейшем сравнении и выборе программ.  

Могли бы вы определить хотя бы основные критерии, которыми  рекомендуете руководствоваться бухгалтеру при выборе бухгалтерской программы?

Действительно, рынок бухгалтерских программных продуктов очень разнообразен. Потребности у всех разные и каждая программа ориентирована на своего потребителя. В первую очередь для пользователя актуален вопрос о степени настраиваемости программы. Кому-то нужно, чтобы программа была бы простая и понятная – сел и начал работать. Кто-то, напротив, готов потратить недели на настройку программы, сделать ее очень «умной», но чтобы потом она максимально автоматизировала труд бухгалтера именно на данном конкретном предприятии. В этом случае настроек недостаточно, возникает необходимость программировать «новые возможности под себя».

Во-вторых, под термином «бухгалтерская программа» разные пользователи понимают разные возможности программ. Кто-то к бухгалтерской программе отнесет ту программу, которая позволяет «набивать» баланс и декларации, кто-то таковой считает складскую программу и т.п. На мой же взгляд, к бухгалтерской программе можно отнести только комплексную программу, которая решает все задачи стоящие перед бухгалтером. Как минимум, в этой программе должна быть автоматизация учета ОС, НМА, учет покупок и продаж, склад, производство, кадры, табель, зарплата, расходы будущих периодов, банк, касса, налоговый учет, отчетность (включая электронную), свод проводок (журнал операций), свод документов (журнал документов). Если чего-то из этого не хватает, бухгалтеру придется работать вручную или искать еще одну программу, что, как правило, очень неудобно.

Далее, имеет значение, как в программе организована технология доступа к данным. Либо это файл-серверная, либо клиент-серверная технология. Не касаясь технических деталей, можно отметить, что вторая технология более дорогая, более трудоемкая в обслуживании. В небольших организациях она попросту не нужна. А вот для  крупных организаций при больших объемах информации она позволяет решать проблемы быстродействия и надежности хранения данных.

Сервис или техническая поддержка программы – это один из ключевых показателей для пользователя бухгалтерской программы. Купить программу мало, надо еще иметь надлежащую техническую и желательно консультационную поддержку. Причем консультации желательны не только по технической, но и собственно по бухгалтерской (налоговой) части. Специалисты-разработчики должны уметь быстро, грамотно и понятно объяснить пользователю, как произвести учет определенной бухгалтерской операции, как учтены в программе те или иные изменения в правилах учета.

Кстати, говоря о техподдержке программы для бухгалтерии, нужно отметить, что важно  оперативно отражать в программе те изменения, которые произошли в законодательстве (своевременные обновления).

Основные различия в бухгалтерских программах кроются в перечисленных выше показателях. Но и, помимо основных характеристик, каждый разработчик имеет свой «конек», дополнительные отличительные свойства программы, которые позволяют ему гордиться ею. В «БухСофте», например, мы постарались сделать контроль над типовыми бухгалтерскими ошибками, или, например, заранее максимально продумать типовые бухгалтерские настройки «по-умолчанию».

К особенностям программ можно отнести такие характеристики, как интерфейс, логика ввода данных, наличие подсказок, технические способы решения бухгалтерских задач и т.п. Список этих показателей длинный и оценивают его пользователи, как правило, по субъективным предпочтениям.

Ну и, конечно же, цена. Она в нашем секторе может колебаться от бесплатных возможностей до многих тысяч долларов. Причем цену надо учитывать не только с учетом стоимости самой программы, но и с учетом расходов на последующее обслуживание.

Какие еще фирмы вы считаете своими конкурентами?

Если говорить о конкурентах вообще, то программа, осуществляющая для бухгалтера какой-либо сервис - уже наш конкурент. Если же говорить о наших прямых конкурентах, то это программы, которые поставляются в настроенном, готовом к применению виде, программы, включающие в себя все необходимые участки управленческого и бухгалтерского учета. В наших программах используется файл-серверная  технология доступа к данным, аскетичный интерфейс без особых украшений. Ценовой диапазон – от 3 до 20 тысяч рублей за программу  (включая календарный год обслуживания) и от 1,5 – 10 тысяч за обслуживание в последующие годы. Важным отличием «БухСофта» является то, что программы распространяются в основном через сеть Интернет.

Вот по перечисленным критериям и надо искать прямых конкурентов. Но, полагаю, что полного совпадения ни с одним разработчиком у нас нет. Хотя, если брать за основу какой-то один критерий, например, цену, то конкурентов будет много.

А как, на ваш взгляд, вообще обстоят дела с конкуренцией на рынке бухгалтерских программ?

Растет рынок сбыта, растет спрос на программные продукты. Одновременно растет ассортимент бухгалтерских программ, а с ним и конкуренция. Часто встречаю мнения, что в нашем секторе конкуренции нет из-за «1С». Но, на мой взгляд, это не совсем так. «1С» -  лидер на рынке, и это ко многому обязывает. Как в гонке «с преследованием»: лидеру всегда тяжелее, а тем, кто позади - проще. Компания «1С» связана некими обязательствами перед своими партнерами-франчайзи, а они, в свою очередь, связаны обязательствами перед «1С». Так или иначе, конечным пользователям программ  «1С» проходится «кормить»  и фирму «1С» и ее партнерскую сеть, а это сказывается на цене программных продуктов и, главное, на цене последующего обслуживания. Последнее, как правило, вызывает основное недовольство.

С другой стороны эти партнеры – настоящие союзники «1С» в битве за пользователя. При выборе программы любой бухгалтер советуется  со своим окружением. А это окружение, как правило, посоветует именно «1С». Кто-то искренне любит эту программу, кто-то к ней привык, кто-то больше и не слышал ни о каких других программах, кому-то просто  выгодно «внедрить» именно «1С. В результате, как правило, бухгалтер сначала пробует поработать в «1С», а уже потом оглядывается на иные предложения на рынке.

В целом же у меня ощущение, что всех разработчиков устраивает лидерство «1С». Во всяком случае, сейчас нет организации, которая агрессивно желала бы обойти лидера, и имела бы к этому все предпосылки. Рынок настолько велик, что «своих» пользователей хватает всем. Ну, или почти всем - за начинающих разработчиков мне сложно говорить. При определенном подходе к рекламной компании у «1С» не сложно отобрать некую часть пользователей, но, с другой стороны, от нежелательного пользователя (и такое бывает) можно избавиться стандартной фразой:  «Ну, тогда вам в «1С»!».

Поэтому конкуренцию на рынке бухгалтерских программ можно охарактеризовать как мирное существование и развитие.Каждый разработчик предлагает что-то особенное, за что имеет свой достаточный круг благодарных клиентов.

Какая доля рынка сейчас приходится на вашу программу?

Думаю, точно этого не знает ни один разработчик. Для того, чтобы знать долю, надо знать сколько всего предпринимателей и организаций нуждаются в бухгалтерской программе. Таких данных нет. Много несуществующих уже фирм, неработающих предпринимателей, кто-то ведет учет вручную, кто-то на нелицензионном софте и т.д.

Может примерные данные и есть, но все это очень условно. Могу лишь сказать в абсолютных величинах, что сейчас у нас количество зарегистрированных пользователей превысило двадцать две тысячи.  Сюда также можно добавить тех, кто пользуется бесплатными возможностями программ и тех, кто покупает отдельные наши программы в киосках за 200-220 рублей. По нашим оценкам это еще примерно 10-15 тысяч пользователей.

Тяжело ли вам удерживать свои позиции?

Тяжело было раньше, когда был начальный этап развития фирмы и программ. Возможностей в программе было не много, а клиентов мало. Это был период постоянного аврала. Надо было исправлять текущие ошибки и развиваться. Сейчас гораздо легче. Рынок бухгалтерских программ имеет свойство инерции. Как правило, тяжело завоевать расположение пользователей. Удержать проще, так как для этого надо быть не существенно лучше конкурентов, а хотя бы не хуже. Мы стараемся обеспечить всех наших пользователей надлежащим сервисом, чтобы мысль о смене программы им даже не приходила бы в голову.

Много новых пользователей приходит по рекомендации, и это нам очень приятно. А вообще же самым главным преимуществом, которое мы имеем по отношению к большинству иных бухгалтерских программ  - то что программы «БухСофт» можно скачать в Интернете и несколько месяцев работать со своими реальными данными без всякой оплаты. Наш лозунг – «Скачай и работай!». Именно поэтому у нас практически нет недовольных пользователей. Как правило, покупают программу те, кто уже давно убедился в том, что она данной организации или предпринимателю полностью подходит.

Как вы планируете дальше завоевывать рынок (если планируете) ?

Свой рынок мы уже завоевали. Конечно, останавливаться не собираемся, но те темпы развития, которые есть сейчас, достаточны для гармоничного развития. Более быстрые темпы потребуют других подходов в управленческой политике, и это может негативно отразиться на качестве обслуживания.

Была идея увеличить продажи путем выпуска «коробочных» версий наших программ. Но пока Интернет-пользователей более, чем достаточно. Обслуживать их гораздо удобнее и выгоднее. По этой же причине с 2003 года мы перестали участвовать в специализированных выставках.

Так что, скорее всего, в ближайшее время мы оставим для себя сектор Интернет-пользователей, и он нам будет вполне достаточен. Темпы развития Интернета весьма внушительные, а наша задача, несмотря на рост пользователей, сохранить высокое качество обслуживания.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.