Собеседования

Как подготовиться к собеседованию и чего делать не стоит

Каждый третий соискатель сталкивается с проблемами на этапе прямого общения с работодателем, выяснили в ходе опроса в одном из сервисов подбора работы. При поиске работы это отмечают 28% женщин и 16% мужчин. Рассказываем, что ожидать от этого этапа поиска работы, как к нему подготовиться и почему не стоит говорить плохо о бывших работодателях.
Как подготовиться к собеседованию и чего делать не стоит
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Зачем нужны собеседования

Собеседование — это возможность кандидату и работодателю задать друг другу вопросы и узнать, чего ожидать. Варианты развития встречи могут быть разными, но подготовиться к сложным и неудобным вопросом все же можно.

С помощью собеседования работодатель понимает, насколько человек подходит коллективу по характеру, впишется ли, будет ли остальным комфортно с ним работать.

Помимо этого в беседе можно узнать об опыте, навыках, прошлых обязанностях и сделать выводы, справится ли этот человек с работой. Но собеседование — это возможность познакомиться с работой и соискателю, а еще показать себя с лучшей стороны и узнать о цели компании, понять, интересны ли задачи, комфортны ли условия труда и, конечно, какая будет зарплата.

Вакансии на Клерк.Работа — найдите работу мечты с достойной зарплатой. Подпишитесь на рассылку, чтобы быть всегда в курсе свежих вакансий.

РАССЫЛКА435 804 читателя

Клерк.Работа

Еженедельная подборка свежих и интересных вакансий в бухгалтерии, аудите и финансах

Какие бывают собеседования

Формат собеседования может быть разным. Самый распространенныйличное собеседование, когда работодатель и соискатель встречаются лично, задают друг другу вопросы об опыте, навыках, квалификации и мотивации.

На таких встречах может быть несколько представителей компании, например, руководитель отдела и HR-специалист.

Виды личных собеседований:

  • Структурированное собеседование.

Каждому кандидату задаются одинаковые вопросы, а критерии оценки их ответов заранее определены и не подстраиваются под субъективное мнение того, кто проводит интервью.

  • Кейс-интервью.

Кандидату дается какая-то рабочая ситуация, он должен найти решение задачи. Таким методом проверяют аналитические навыки, логическое мышление, способности структурировать информацию.

Важно не просто найти решение, но и показать ход своих мыслей.

  • Проективное собеседование.

Кандидату даются разные задачи и открытые вопросы, которые позволяют интервьюерам проследить за мыслями и выявить какие-то скрытые психологические характеристики.

Примеры заданий: закончить предложение или придумать историю, что-то нарисовать, ассоциации слов, ролевые игры.

  • Поведенческое интервью.

Обычно используется методика STAR (Situation, Task, Action, Result — ситуация, задача, действие, результат). Кандидату предлагается описать конкретные ситуации из прошлого опыта, в которых он сталкивался с определенными задачами или проблемами, а затем описать свои действия и полученные результаты.

Через вопросы о прошлых работах работодатель пытается узнать, как человек будет реагировать на ситуации в будущем, и оценить навыки.

  • Стресс-интервью. Рекрутеры намеренно создают неприятные или напряженные ситуации, задают провокационные вопросы или используют другие тактики для вызова стрессовой реакции у кандидата.

Бывают собеседования, в которых участвуют не только несколько представителей работодателя, но и несколько соискателей.

Это групповое собеседование, в котором кандидаты взаимодействуют друг с другом в ролевых играх или коллективных заданиях. Цель — оценить способность работать в группе, коммуникативные навыки и лидерские качества соискателя.

Еще один формат — телефонное собеседование. Это предварительный этап отбора кандидатов, на котором проверяют коммуникативные навыки и адекватность соискателя.

Как правило, оно длится не более 15 минут, а после него кандидата приглашают на личное собеседование или высылают тестовое задание.

Порой, чтобы проверить навыки, недостаточно тестового задания — тогда проводится техническое собеседование. Обычно с этим форматом сталкиваются ИТ-специалисты.

Кандидата не только спрашивают об опыте, но и просят решить технические задачи в моменте, чтобы посмотреть, как человек справляется.

И последний формат — панельное собеседование (комиссия), в котором вместо одного интервьюера принимают участие сразу несколько сотрудников из разных отделов компании.

На такой встрече работодатель хочет получить мнение и оценку кандидата от разных коллег. Такая форма сокращает время проведения интервью, так как вопросы задаются сразу от нескольких человек: пока один обрабатывает ответ, другой задает вопрос.

Этапы собеседования

Если собеседование индивидуальное, то кандидат пройдет через несколько этапов:

  1. Анкета. Иногда работодателю проще посмотреть на структурированные ответы анкеты, чем находить их в резюме или спрашивать у кандидата уже в беседе. Обычно в таких анкетах собирают формальную информацию: желаемая зарплата, график или формат работы.

  2. Собеседование. Обычно у бесед есть какие-то обязательные моменты, которые встречаются в каждом из форматов собеседования. Это рассказ работодателя о компании и вакансии: что ждет, какие обязанности, какие цели компании, особенности, преимущества. Затем начинаются вопросы соискателю, а потом наоборот — работодатель предлагает задать вопросы о компании и вакансии.

  3. Тестовое задание. Если интервью прошло успешно, то кандидату отправляют задание, чтобы понять его навыки и способности решать будущие задачи. Иногда этот этап происходит до интервью — тогда приглашают тех, кто успешно справился с тестовым.

  4. Обратная связь. Если работодатель уважает кандидатов и время, которое они потратили на собеседование и тестовое, то он пришлет развернутую обратную связь. Что было не так, какие навыки стоит подтянуть, почему кандидат не подошел компании или, наоборот, подошел — все это обычно отправляется по электронной почте в течение двух недель после последнего общения.

Если собеседование групповое, то кандидат пройдет через следующие этапы:

  1. Заполнение анкеты, чтобы рекрутер сразу мог увидеть основную информацию о каждом соискателе и не тратить время всех на вопросы каждому.

  2. Затем рекрутер рассказывает всем соискателям о вакансии, обязанностях, а также о целях компании, каких-то особенностях условий труда (например, ненормированный рабочий график) и преимуществах.

  3. После формальных моментов начинаются ролевые игры и коллективные задания, в которых участвуют соискатели. Рекрутер следит за их действиями и делает выводы о коммуникативных навыках, способностях решать проблемы, лидировать.

  4. В конце встречи с кандидатами прощаются и дают обратную связь. Причем обратную связь могут отправить позже на электронную почту, разъясняя, почему кандидат не подошел или наоборот.

Как подготовиться к собеседованию

Перед собеседованием нужно почитать информацию о компании: отзывы сотрудников, интервью руководителей, посмотреть упоминания компании в социальных сетях. Так вы сможете заранее придумать вопросы, которые зададите на собеседовании, и показать свою заинтересованность в работе.

Помимо этого заранее стоит подготовить свою речь и ответы на возможные вопросы. Например, о том, почему хотите работать именно в этой компании или почему ушли с прошлой работы.

Также важно не забывать и о формальных моментах: посмотрите заранее, как лучше добраться до места собеседования и сколько времени займет дорога.

Адекватный работодатель не будет оценивать исключительно внешний вид, но подумать над образом тоже стоит заранее. Что надеть — зависит от должности и компании.

Рекомендуем остановиться на том, что вы бы выбрали в первый день работы.

Как правило, деловой стиль — беспроигрышный вариант. Это классический костюм, блузка или юбка не выше колен для девушек или деловой костюм для мужчин.

При этом важно учитывать уровень формальности компании. Если идете устраиваться в молодой стартап, то, скорее всего, деловой стиль будет не к месту.

Главное — это комфорт, а также чистота и аккуратность. Выбирайте одежду, в которой не будете чувствовать себя скованно, сделайте маникюр, уберите лишние аксессуары, почистите обувь и возьмите с собой салфетки на случай плохой погоды. Нужно выглядеть опрятно и аккуратно.

Как себя презентовать

Презентация себя на собеседовании — это ключевой момент, который поможет произвести хорошее впечатление и продемонстрировать профессиональные навыки и квалификацию.

Подготовьте краткую речь, которую можно сказать в начале собеседования: резюме вашего опыта и сильных качеств. Затем опишите конкретные достижения и результаты.

Упомяните проекты, которые вы успешно завершили, не забудьте добавить цифры (если увеличилось число подписчиков, то насколько?). Это поможет подтвердить вашу компетентность и мотивацию.

Вопросы на собеседовании

Самые популярные вопросы, с которыми можно столкнуться на собеседовании и к которым лучше подготовиться заранее: желаемая зарплата, сколько получали на прошлом месте работы, почему ушли с прошлого места работы (важно: не говорите ничего плохого о бывших работодателях), почему хотите работать именно в этом месте, почему нужно взять именно вас, какая задача или проект были самыми сложными, как справились, какой формат работы предпочитаете.

Но важно подготовить не только ответы, но и вопросы, которые вы зададите работодателю, чтобы показать свою заинтересованность в работе.

Старайтесь внимательно следить за беседой и, если есть возможность, попутно записывайте возникающие вопросы. Если же вопросов нет, то спросите что-то из этого:

  • Какие у вас ожидания от моей работы в первые три месяца?

  • Какую роль играет эта должность в структуре компании?

  • Есть ли возможности для профессионального роста? Если да, то какие?

  • Расскажите о стиле управления и корпоративной культуре компании.

  • Какие проекты есть у компании сейчас? В каких буду участвовать я?

  • Какие вознаграждения помимо зарплаты есть у сотрудников?

  • Какой график работы? Оплачиваются ли переработки?

  • Почему прошлый сотрудник ушел с этой должности?

  • Что будет после собеседования?

Как вести себя на собеседовании и чего не стоит делать

Будьте уверены в себе и спокойны. Если рекрутер опаздывает, то постарайтесь не злиться и не высказывать свое возмущение, но и сами не опаздывайте.

Будьте участливы и внимательны, задавайте вопросы, не прерывайте собеседника. Держитесь в рамках профессиональных отношений и не делитесь мнением о коллегах с прошлой работы или критикой.

Старайтесь не рассказывать много о личной жизни и проблемах. Не врите и не преувеличивайте свои достижения.

Постарайтесь задавать вопросы не только про зарплату и бенефиты, но и про компанию и будущие задачи. Обязательно поблагодарите собеседника в конце.

Что делать после собеседования

Продолжайте поиск вакансий, потому что нет никаких гарантий, что работа ваша, даже если собеседование прошло успешно. К тому же, если найдете другие вакансии, то будет выбор и возможность попросить зарплату больше.

Если на собеседовании вам рассказали о дальнейших шагах, то начните готовиться к следующему этапу. Прислушайтесь к обратной связи с других собеседований, проанализируйте сильные и слабые стороны.

Поддерживайте связь с работодателем. Если вам обещали прислать ответ в течение трех дней, но так ничего и не прислали, на четвертый напишите письмо и спросите про результаты.

Если прошло больше двух недель после собеседования, а работодатель не написал даже отказ, то напишите сами и попросите обратную связь.

РАССЫЛКА435 804 читателя

Клерк.Работа

Еженедельная подборка свежих и интересных вакансий в бухгалтерии, аудите и финансах

Начать дискуссию

Производителям алкоголя упростят получение лицензий

Власти сократят сроки получения лицензий на производство и оборот алкоголя, а также урежут список документов для получения разрешений.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

88% соискателей ждут обратной связи после собеседования

Кандидаты хотят получить от работодателей оценку своих сильных и слабых сторон, а также понять, как им вести себя во время следующих собеседований.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
4
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения
8
Зарплата

Работодатели обязаны оплачивать сверхурочную работу с учетом стимулирующих выплат

Теперь нельзя начислять сверхурочные только на основании тарифной ставки или оклада работника. В расчет нужно включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

25 апреля надо сдать уведомление на НДФЛ с кодом 31/01, до 3 мая – с кодом 31/11

До 25 апреля бухгалтеры должны сдать ЕНП-уведомление, куда входит НДФЛ, аванс по УСН и имущественные налоги.

Интересные материалы

Экспорт

Власти продлят требования по продаже валютной выручки до конца года

Экспортеров обяжут до конца 2024 года продавать не меньше 90% от суммы зачислений на российские счета по внешнеэкономическим контрактам.