Госзакупки

Возможно ли объединить в предмете одного договора поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с разными сроками оплаты

Учреждение планирует заключить в соответствии с законом № 223-ФЗ договор с организацией, предоставляющей услуги по участию в выставке. Данная организация также занимается трансфером и бронированием гостиницы. В договоре указано, что оплата за одни услуги происходит по 100% предоплате, а за другие путем авансирования 30% и позже оплаты по акту. Возможно ли такое в одном договоре? Какие еще есть варианты для проведения такой оплаты?
Возможно ли объединить в предмете одного договора поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с разными сроками оплаты
Иллюстрация: freepik/freepik

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Заказчик вправе объединить в предмете одного договора поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с разными сроками оплаты.

Обоснование вывода:

Закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) устанавливает только общие требования к описанию заказчиком предмета конкурентной закупки (смотрите ч. 6.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

При этом, определяя, правила описания предмета закупки, закон № 223-ФЗ не регламентирует формирование (содержание) предмета договора, его существенных условий, за исключением ряда обязательных требований*(1).

Требования к содержанию (условиям) договора, заключаемого в соответствии с законом № 223-ФЗ, как видно из ч. 2 ст. 2, ч. 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ, определяются в первую очередь положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования НМЦД, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в чч. 3.1 и 3.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ).

Следовательно, хотя отдельные требования к содержанию договора, заключаемого в соответствии с законом № 223-ФЗ, как отмечалось выше, следуют из норм этого закона, большая часть регулирования процесса закупки, в том числе установление требований к порядку заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров, оставляется на усмотрение самого заказчика (смотрите письма Минфина от 30.06.2020 № 24-03-08/56265, от 18.09.2020 № 24-03-08/82269, от 22.07.2020 № 24-03-06/63771).

Это означает, что проектом договора могут быть предусмотрены условия, формулировки которых не противоречат требованиям положения о закупке (и, разумеется, требованиям закона (п. 1 ст. 422 ГК)).

Поэтому в той части, в которой содержание тех или иных условий не предписано императивно положением о закупке, заказчик руководствуется принципом свободы договора (п. 2 ст. 1п. 4 ст. 421 ГК, смотрите также п. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом ВС от 16.05.2018, решение ФАС от 21.03.2017 № 17/20952/17, решение ФАС от 27.01.2016 № 17/5608/16, решение УФАС по Оренбургской области № 07-16-01/2017). В частности, согласно п. 2 ст. 1пп. 124 ст. 421 ГК стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Однако при осуществлении закупок должны соблюдаться принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Недопустимость ограничения конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг в соответствии с законом № 223-ФЗ также следует из положений ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — закон № 135-ФЗ). Частью 3 этой статьи запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение этих правил является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 закона № 135-ФЗ). При этом понятие функциональной и технологической взаимосвязи законодательством не раскрывается.

Анализ правоприменительной практики по разным аспектам проблемы показывает, что все формализованные признаки, характеристики закупок, как то отнесение товаров, работ, услуг к одному или разным классам различными классификаторами, необходимость наличия каких-либо лицензий, членства в СРО или отсутствие такой необходимости для поставки разных товаров, выполнения разных работ или оказание разных услуг и т.п., не могут сами по себе определять наличие технологической или функциональной взаимосвязи таких товаров, работ, услуг. Представляется, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным, поэтому в случае возникновения спора по данному вопросу окончательно разрешить его может только суд.

Представляется очевидным, что к признакам, определяющим наличие функциональной или технологической связи, не могут относиться и сроки оплаты, тем более что закон № 223-ФЗ не регулирует подробно этот вопрос, устанавливая только общий максимальный срок оплаты фактически поставленного товара, выполненной работы, оказанный услуги — не более 7 рабочих дней с даты приемки, оставляя, однако возможность установления иного срока как законодательством или Правительством (в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства), так и заказчиком в положении о закупке (ч. 5.3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

К сожалению, материалов правоприменительной практики, подтверждающих наше мнение по данному аспекту вопроса, нам найти не удалось. Заметим, впрочем, что это само по себе может свидетельствовать о том, что споров по данному вопросу на практике не возникает.

Полагаем, что относительно объективных критериев технологического и функционального единства товаров, работ или услуг в рамках одной закупки может выступать обоснование того, что выполнение тех или иных работ (поставка товаров, оказание услуг) невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного выполнения других работ (поставки определенных товаров, оказания услуг) с точки зрения достижения конечного результата, требуемого заказчику.

Приоритет потребностей заказчика при определении требований к предмету контракта в отношении аналогичных требований законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд признавался судебной практикой еще в период действия закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (смотрите постановление Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11017/10).

В развитие данной позиции в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС от 28.06.2017, уже в период действия закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывалось по общему правилу на то, что указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Этот же подход применяется судебной практикой и в отношении описания предмета закупки по закону № 223-ФЗ (смотрите постановление АС Поволжского округа от 26.03.2021 № Ф06-2699/21постановление АС Уральского округа от 14.02.2018 № Ф09-7955/17, постановление Одиннадцатого ААС от 01.02.2022 № 11АП-16814/21, постановление Девятого ААС от 11.02.2022 № 09АП-78137/21, постановление АС Волго-Вятского округа от 17.03.2021 № Ф01-615/21 и определение Верховного Суда от 05.07.2021 № 301-ЭС21-10447, отказавшего в пересмотре последнего постановления).

Начать дискуссию

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13
Лучшие спикеры, новый каждый день

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Пенсии

Юбилярам выплатят повышенную пенсию

Пенсионеры, которым исполнилось 80 лет, а также инвалиды первой группы получат доплату в размере 100% фиксированной части пенсии.

Банки

С 1 мая между своими банковскими счетами можно переводить без комиссии и до 30 млн рублей

Отправить деньги на свой счет в другие банки можно без комиссий. Также кредитным организациям запрещено ограничивать размер и число переводов в пределах 30 млн рублей.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.

Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

Обновил дивидендный календарь, оставил дивиденды, которые утверждены на май, ведь что? Ведь дивидендный сезон в самом разгаре, вот что. Компании объявляют и выплачивают годовые дивы за весь 2023 год, а также некоторые компании платят за первый квартал 2024.

Дивиденды мая. Ну вот, опять богатеть

​Налоговая оговорка. Оговорка не приговорка (каламбур)

Нас уже несколько раз просили разобрать вопрос налоговой оговорки.

​По ту сторону судебного процесса: история одного дела

Как известно нашим уважаемым подписчикам, на канале мы регулярно приводим обзоры наиболее интересных дел, выводы по которым могут быть полезными налогоплательщикам. Однако, гораздо больше сил и времени наши консультанты тратят на непосредственное участие в самих судебных процессах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

А как у них? Налогообложение в Катаре

Сегодня поговорим о Катаре – стратегическом партнере России на ближнем востоке. Государство, которое занимает третье в мире место по запасам природного газа, но у которой ограниченный ресурс в агропромышленной сфере из-за суровых условий региона местоположения.

С 1 мая в России переводы между своими счетами в разных банках станут бесплатными

Сейчас на переводы себе и другим людям действует общий лимит СБП — 100 тысяч рублей в месяц.

«Тинькофф Инвестиции»: 3 мая завершается прием заявок на обмен заблокированных иностранных активов

«Тинькофф Инвестиции» опубликовали инструкцию по обмену заблокированных иностранных активов для своих клиентов в Telegram-канале.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Нет тела — нет дела! Или нет документа — нет уголовного дела!

Мнение адвоката о защите по экономическим преступлениям и спорам.

Интересные материалы

Общество

Туристы получили больше гарантий

С 1 мая 2024 года существенно выросла сумма финансового обеспечения ответственности туроператоров перед туристами.