Трудовые отношения

«Матответственное лицо» увольняется. Что делать, если нет преемника

Ситуация… Обязательна ли при увольнении материально ответственного лица передача дел другому сотруднику? Что делать, если в организации нет работников, готовых принять на себя материальные ценности увольняющегося?
703 252
«Матответственное лицо» увольняется. Что делать, если нет преемника
Иллюстрация: wavebreakmedia-micro/freepik

В соответствии с ч. 1 ст. 244 ТК с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество, могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а также типовая форма такого договора утверждены постановлением Минтруда от 31.12.2002 № 85.

Этот Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, что подтвердил Роструд в письме от 19.10.2006 № 1746-6-1.

Основанием для заключения с работником договора о полной индивидуальной материальной ответственности в равной степени могут являться либо занятие должности, либо выполнение работ, поименованных в Перечне.

Поэтому работодатель вправе заключить договор о полной материальной ответственности с работником, занимающим должность, не поименованную в разделе I Перечня, если в его трудовую функцию входит выполнение работ, указанных в разделе II Перечня (см., например, определения Ивановского областного суда от 01.02.2012 № 33-190, Алтайского краевого суда от 04.09.2013 № 33-6630-13).

Обратите внимание! Вместе с тем трудовым законодательством не установлен порядок смены материально ответственных лиц в организации. Нормами ТК не установлен и обязательный порядок передачи материальных ценностей при смене материально ответственных лиц в организации.

В силу ст. 8 ТК работодатель может установить порядок приема-передачи дел при смене материально ответственных лиц в своих локальных нормативных актах, нормы которых, однако, не должны ухудшать положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При смене материально ответственных лиц обязательным является проведение инвентаризации.

Пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н); п. 81 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н).

Порядок ее проведения установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49 (далее — ​Указания).

Так, передача товарно-материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому осуществляется по итогам инвентаризации, проводимой на день приемки-передачи дел (п. 1.5 Указаний). При этом материально ответственное лицо, сдавшее имущество, расписывается в описи в сдаче этого имущества, а принявший — ​в принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Указаний).

При проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственного лица, сдающего имущество, обязательно (п. 2.8, п. 2.10 Указаний).

Предполагается, что проведение инвентаризации должно осуществляться до увольнения этого работника, и присутствие обоих материально ответственных лиц (сдающего и принимающего) является обязательным.

Разобраться с особенностями кадрового учета поможет курс повышения квалификации «Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП».

После курса сможете вести учет с соблюдением всех требований и избежать штрафов и претензий от трудовой инспекции и ФНС. Получите диплом ФИС ФРДО. Сейчас на курс действует скидка: 6 499 ₽ 29 900 ₽. Торопитесь, акция скоро закончится.

Купить курс

Обратите внимание! В ситуации, когда новый сотрудник принимается на работу не в день увольнения предыдущего материально ответственного лица, он, естественно, не может участвовать в инвентаризации и подписывать акт приемки-передачи дел. Соответственно, чтобы передать и закрепить материальные ценности за новым ответственным лицом, на период временного промежутка между увольнением предыдущего и принятием нового ответственного лица (при условии возникновения такой ситуации) имущество должно быть вверено кому-то из действующих сотрудников учреждения (к примеру, временно исполняющему обязанности по данной должности).

В любом случае окончательное решение по этому вопросу должно быть принято руководителем организации, который является ее единоличным исполнительным органом (ст. 273 ТК).

Так, в частности, материальные ценности могут быть приняты руководителем лично и переданы после приема на работу соответствующего сотрудника.

Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации при отсутствии очевидных кандидатур, в том числе для временной передачи ценностей, оформить акт передачи следует на руководителя организации.

Начать дискуссию

⚡️Итоги дня: депутаты хотят цирк без животных, Роналду оштрафовали за неприличный жест, а основатель Wildberries на первом месте в Forbes

Подготовили обзор главных событий дня. Всё самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

142

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На продление программы материнского капитала выделят еще 600 млрд рублей

Татьяна Голикова с Минтрудом подсчитала, что на выплату материнского капитала будут нужны дополнительные 600 млрд рублей.

Брокер ВТБ начнет проводить сделки с ценными бумагами в выходные дни

В первую очередь в нерабочие дни инвесторы смогут управлять БПИФ денежного рынка «Ликвидность».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовые отношения

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем

Разберем, кто имеет право на неоплачиваемый отпуск, когда его нужно согласовать с работодателем, почему нельзя массово отправить работников в отпуска без содержания и за что суды взыскивают с работодателей внушительные суммы в качестве компенсаций за нарушение трудовых прав граждан. 

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем

Алкогольным компаниям с уставным капиталом меньше 100 млн рублей перестанут выдавать лицензии

Чтобы получить лицензию на производство алкоголя, у компании должен быть уставный капитал не меньше 100 млн рублей. В этом капитале доля акционеров, зарегистрированных в офшорах, не должна превышать 25%.

Инвестиции

За 6 лет появится минимум 100 индустриальных технопарков-кластеров

Такое поручение дал правительству В. Путин в ходе обращения к Федеральному Собранию 29 февраля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Исполнительное производство

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Регламент по работе с исполнительными листами очень строгий, и любые отклонения от него недопустимы. Поэтому при получении исполнительного документа повторите наш мини-курс.

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Кому можно сдавать упрощенную отчетность и кто должен проходить обязательный аудит

Пора готовиться к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Нужно проверить, может ли ваша компания вести упрощенный учет и попадет ли бизнес под аудит.

🌺 Как заполнить декларацию по УСН, заявление на возврат денег с ЕНС и трудовой договор с дистанционщиком: разъяснения экспертов

Ежедневно наши эксперты готовят для вас статьи-разборы и мини-курсы о законопроектах, новых правилах, разъясняют действующие нормы НК и ТК, на примерах показывают, как заполнить декларацию, провести операцию в 1С и прикладывают образцы, бланки и другие полезные документы. Сегодня собрали топ таких разборов за неделю.

Налоговики не будут определять точные критерии дробления бизнеса

ФНС считает, что достаточно сложившейся правоприменительной практики по делам с искусственным дроблением, а в законе определять «дробленку» излишне и даже вредно.

РСВ

Вышли новые контрольные соотношения для РСВ

Налоговики сверят, сходится ли сумма взносов с суммой начислений, умноженной на тариф. По каждому работнику проверят превышение базы.

НДС

Четыре неоднозначные ситуации с исчислением и уплатой НДС

Налог на добавленную стоимость — один из самых проблемных в практике налогоплательщиков. Есть ситуации, которые вызывают вопросы даже у опытных бухгалтеров.

Иллюстрация: vwalakte/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеров шокируют на собеседованиях, а из профессии они уходят из-за высоких рисков и нервотрепки. 💃«Ночной бухгалтер» №1633

Бухгалтер и без того непростая профессия, но когда тебя не берут на работу из-з духов или знака зодиака, а собеседование проводит некомпетентный главбух, поневоле задумаешься — а тем ли я занимаюсь? На уход из профессии влияют и высокие риски (наравне с директором), и конфликты с руководством. Слушаем «глас народа» и про профновости, конечно, не забываем.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Для обрабатывающей промышленности увеличат базу расчета амортизации

Такое предложение сделал В. Путин 29 февраля в ходе выступления перед Федеральным собранием.

Бесплатно с ФСБУ Аренда

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Малое предприятие на общем налоговом режиме приобрело автомобиль в лизинг. Разберем по шагам, как при упрощенном учете лизинга (без дисконтирования) правильно заполнить отчетность.

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Что такое well-being и как эта система помогает бизнесу

Мы живем в мире с неопределенным будущим: от нагнетания глобальной катастрофы до радикального продления жизни. В этой парадигме well-being рассматривается как благополучие человека, общества и планеты в целом. Поэтому наше общее будущее зависит от вклада каждого человека и каждой компании в well-being.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
49

Уведомлять о ведении бизнеса станет проще: создаётся единый реестр

Правительство утвердило постановление об упрощённом порядке подачи уведомлений о предпринимательской деятельности

Взносы на травматизм платят до 15 числа в СФР и не включают в уведомление по ЕНП

В уведомление по ЕНП идут налоги и взносы с авансовой системой уплаты, которые администрирует ФНС. КБК этих налогов начинается на 182.

Инвестиции

Путин: вложения бизнеса в науку должны вырасти не менее чем в 2 раза

Такую задачу обозначил президент в ходе обращения к Федеральному собранию 29 февраля.

Интересные материалы

Цифра дня. Про стандартный вычет

Налоговый вычет на второго и каждого последующего ребенка будет увеличен в два раза.

Цифра дня. Про стандартный вычет
234