Учет расходов

Документ «Расход материалов» в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0: как списывать материальные запасы

Документ «Расход материалов (Требования-накладные)» предназначен для списания материальных запасов, необходимых для производства и нужд организации, для отражения операций по передаче сотрудникам инвентаря, спецодежды, техники и прочих ценностей, операций по переработке давальческого сырья, а также для передачи тары в эксплуатацию.
Документ «Расход материалов» в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0: как списывать материальные запасы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В этой статье мы на практических примерах рассмотрим в каких ситуациях можно использовать документ «Расход материалов (Требования-накладные)» в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 и какие проводки формируются при его проведении. 

Документ «Расход материалов (Требования-накладные)» в программе можно найти в разделе меню «Склад», либо в разделе меню «Производство».

По кнопке «Создать» мы введем новый документ «Расход материалов» и посмотрим, какие операции в нем доступны для пользователя.

Раскрыв поле «Вид операции», мы видим, что программой предусмотрено три варианта для выбора: «Использование материалов», «Передача сотруднику», «Передача тары в эксплуатацию».

В зависимости от того, какой вид будет выбран, документ будет отличаться своей формой, а также проводками, которые будут сформированы после его проведения. Рассмотрим каждый вид подробнее.

О том, как вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет по правилам 2024 года, рассчитывать и уплачивать налоги, формировать отчетность без ошибок, рассказываем на курсе «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С».

Сейчас вы можете купить курс по выгодной цене за 4 290 рублей вместо 18 990 рублей!

Купить курс

После обучения вы получите сертификат о прохождении программы «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» на 112 ак. часов.

1. Вид операции «Использование материалов»

Такой вид операции используют для списания материальных запасов на нужды организации, передачу материалов в производство, а также для отражения операций по переработке давальческого сырья.

1.1 Списание материалов на нужды организации

Рассмотрим списание материалов в программе на примере офисной бумаги. Организация приобрела 1 пачку бумаги стоимостью 360 рублей (в т.ч. НДС 60 руб.). В разделе меню «Покупки» — «Поступления (акты, накладные, УПД)» введем документ поступления.

Обратимся к проводкам проведенного документа. Стоимость бумаги отнесена на счет 10.06.

Для списания расходов на затратный счет воспользуемся документом «Расход материалов». Для удобства создадим его по кнопке «Создать на основании» документа поступления.

Выберем вид операции «Использование материалов». Вкладка «Материалы» автоматически заполнилась на основании документа поступления.

Заполним поле «Счет затрат» для того, чтобы определить на какой счет попадут расходы и укажем цель расхода, например, «Общехозяйственные нужды организации».

Обратите внимание, можно использовать один документ «Расход материалов» для списания материалов на разные счета учета затрат.

Для этого нужно перейти по ссылке возле поля «Счет затрат» и выбрать «В списке».

В таком случае появится возможность выбора счета затрат для каждой позиции в табличной части документа «Расход материалов».

Проведем документ и посмотрим какие сформировались проводки. Стоимость бумаги включена в расходы на счете 44.

Внизу документа «Расход материалов» есть синяя гиперссылка «Комиссия». Здесь можно указать членов комиссии для печатной формы акта на списание материалов.

Нажав на кнопку «Печать» доступны печатные формы: требование-накладная и акт на списание материалов.

В акте на списание будут указаны те члены комиссии, которых мы указали ранее.

1.2 Списание материалов в производство

Документ «Расход материалов» не привязан к определенному выпуску готовой продукции. Если вам нужно списать материалы на конкретный выпуск — используйте документ «Выпуск продукции (Отчеты производства)», который находится в разделе «Производство».

Рассмотрим пример списания материалов в производство при изготовлении мебели. Организация приобрела материалы для изготовления мебели на сумму 13 200 рублей (в т. ч. НДС 2 200 руб.).

Отразим поступление материалов в программе в разделе «Покупки» — «Поступления (акты, накладные, УПД)».

Проверим проводки проведенного документа. Материалы успешно оприходованы на счет 10.01.

На основании документа поступления создадим документ «Расход материалов», передадим материалы в производство.

Оставляем предложенный программой вид операции — «Использование материалов». И укажем цель расхода — «Отпуск материалов в производство».

Перейдем к заполнению поля «Счет затрат». Выберем счет 20, который предназначен для обобщения производственных затрат. Для детализации учета затрат заполним номенклатурную группу, статью затрат, подразделение и продукцию. Проведем документ.

Программа сформировала проводки, согласно которым материалы успешно переданы в производство: они списаны со склада, а их стоимость отнесена за счет затрат.

Также для учета движения материалов по кнопке «Печать» есть возможность получить печатные формы документов, например, форма «Требование–накладная М-11».

1.3 Списание давальческого материала в производство

Рассмотрим списание на примере организации, которая получила давальческие материалы для переработки на сумму 18 000 руб.

Отразим в программе поступление материалов. Документ «Материалы в переработку» можно создать на вкладке «Производство», либо на вкладке «Покупки» — «Поступление (акты, накладные, УПД)».

Заполним документ поступления в соответствии с предоставленным заказчиком документом и проведем его.

Поскольку материалы были переданы на давальческих условиях и не перешли в собственность организации, они не должны быть учтены на балансе.

Для этого используется забалансовый счет 003.01 «Материалы на складе».

Привычным способом создадим на основании документа поступления документ «Расход материалов».

Программа корректно подставила вид операции «Использование материалов». Цель расхода укажем «Отпуск в производство для переработки». Полученные материалы автоматически перенесены на вкладку «Материалы заказчика».

Поле «Счет затрат» необходимо заполнить в соответствии с особенностями учета организации для включения в расходы стоимости материалов, которые находятся на вкладке «Материалы».

В нашем случае не имеет значения выбранный счет, поскольку вкладка «Материалы» у нас в примере не заполняется, и счет затрат не будет отражен в проводках. Мы выбрали счет 20.

После проведения документа мы видим, что материалы переданы в производство и отнесены на счет 003.02 «Материалы, переданные в производство».

2. Вид операции «Передача сотруднику»

Вид операции «Передача сотруднику» предназначен для учета стоимости материалов, спецодежды, инвентаря, малоценного оборудования в составе расходов при передаче конкретному сотруднику.

При этом документом предусматривается возможность при необходимости осуществлять дальнейший контроль за переданными материалами и после включения их стоимости в расходы.

Рассмотрим списание материалов с последующей передачей сотруднику. Организация приобрела принтер для офиса и пачку бумаги для нужд отдела продаж.

Отразим поступление ТМЦ в программе в разделе меню «Покупки» — «Поступления (акты, накладные, УПД)», создав документ с видом «Товары (накладная, УПД)». Обратите внимание на поле «Счет затрат».

Мы отразили покупку принтера как приобретение малоценного оборудования и сразу задали счет для списания затрат. Бумагу оприходовали на склад в качестве материалов на счет 10.06.

Сформированы корректные проводки — стоимость бумаги отнесена на счет 10.06, а стоимость принтера отнесена на затратный счет только по бухгалтерскому учету, в налоговый учет сумма попадет только при передаче в использование.

Перейдем к списанию материалов с последующей передачей сотруднику. На основании документа поступления вводим два документа «Расход материалов».

В первом документе выбираем в поле «Вид операции» — «Передача сотруднику» и редактируем табличную часть так, чтобы в ней остался только принтер.

В поле «Сотрудник» укажем ответственное лицо и выберем «Расход и остатки». Такая настройка позволит контролировать последующее наличие инвентаря, оборудования и других ценностей у сотрудников. При этом документ сформирует проводки, аналогичные проводкам документа «Передача материалов в эксплуатацию» в разделе «Склад».

Выберем счет затрат и проведем документ.

Видим, что закрылись субсчета по малоценному оборудованию, теперь стоимость принтера отражена в расходах по налоговому учету. Забалансовый счет МЦ.04 содержит информацию о товарно-материальных ценностях, которые теперь числятся за сотрудником.

Руководство сможет контролировать его наличие, сформировав оборотно-сальдовую ведомость по счету МЦ.04 по конкретному сотруднику в разделе меню «Отчеты» — «Оборотно-сальдовая ведомость по счету».

Чтобы сформировать такую ОСВ по счету МЦ.04 нажмите на кнопку «Показать настройки», на вкладке «Группировка» укажем галочки в поле «Работники организаций» и «Номенклатура».

На вкладке «Отбор» поставим галочку в поле «Работники организаций», укажем нужного сотрудника.

С принтером разобрались, теперь нужно списать бумагу. Для этого создадим еще один документ «Расход материалов (требование-накладная)», снова выберем вид операции «Передача сотруднику», но поскольку бумага — материал, не требующий последующего контроля, выберем в строке «Учитывать по сотруднику» позицию «Расход».

При выборе такой настройки себестоимость материалов спишется в расходы, но сальдо на забалансовом счете не останется.

Закончим пример до конца, выберем сотрудника и определим счет затрат. Проведем документ.

Проводки сформированы корректно. Бумага списана со склада и ее стоимость включена в составе прочих затрат по счету 44. Имея оборот по Дт и Кт, забалансовый счет МЦ.04 закрылся.

3. Вид операции «Передача тары в эксплуатацию»

Вид операции «Передача тары в эксплуатацию» предназначен для списания стоимости тары в расходы при упаковке готовой продукции (товаров).

Отразим поступление тары в качестве несущественного актива, используя счет 10.21. Создадим документ с видом «Товары (накладная, УПД)» в разделе «Покупки» — «Поступления (акты, накладные, УПД)».

Номенклатура «Короб деревянный» имеет вид «Малоценное оборудование». Это позволило указать счет затрат сразу в документе поступления.

После проведения документа проверим корректность сформированных проводок.

Проводки отразили поступление тары на склад. Ее стоимость отнесена на счет затрат в бухгалтерском учете. Для включения данной суммы в налоговом учете необходимо провести документ списания материалов. Создадим его на основании поступления.

Для корректного отражения тары на забалансовом счете необходимо выбрать вид операции «Передача тары в эксплуатацию». В поле «Цель расхода» можно указать «Упаковка товара».

Выберем необходимый счет затрат и проведем документ.

В налоговом учете на счет 44 отнесены затраты на приобретение тары, счет 10.21 закрылся. И обратите внимание на счет 012.01. Это забалансовый счет «Возвратная тара на складе».

Теперь при осуществлении реализации товаров или готовой продукции будет возможность включить в состав документа продажи возвратную тару, учтенную за балансом.

Начать дискуссию

🌳 Благоустройство отнесли к социально ориентированной деятельности

В России расширится перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Курсы повышения
квалификации

19
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС будет курировать систему регистрации и учета арбитражных управляющих

Создание ФНС системы регистрации, учета и анализа сведений об арбитражных управляющих запланировано на декабрь 2024 года.

Хакеры за час могут взломать почти 60% паролей

Чтобы сохранить свои личные данные в безопасности, нужно придумать свой пароль для каждого интернет-сервиса, не использовать банальные комбинации и подключить двухфакторную аутентификацию.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Одобрен закон о технологическом суверенитете

Госдума приняла в первом чтении законопроект правительства о технологической политике.

Инвестиции

Доллар адаптировался, недвижка пробивает потолок, жильё для богатых, новые дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Так доллар ещё никто не унижал, как санкции, но он справился и адаптировался. То ли дело в недвижке — продавцы не успевают повышать цены. Но это будет ровно до 30 июня, а потом позволить себе жильё смогут лишь настоящие дворяне и богатые господа, а я поборол нервный срыв и собрал все самые интересные новости в этом посте. Заскакивайте!

Доллар адаптировался, недвижка пробивает потолок, жильё для богатых, новые дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

3
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бухгалтеры

Что есть бухгалтер. Праздничное меню

Продолжаем пополнять нашу любимую рубрику про кулинарию, готовку и вкусную еду. Сегодня у меня были гости, поэтому стол был соответствующий.

Что сдаем за полугодие-2024, ЕФС-1 при увольнении, новые семейные выплаты-2025, возложение обязанностей директора на время отпуска. Дайджест разборов

Подготовили для вас еженедельный дайджест Разборов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как составить табель учета рабочего времени при вахтовом методе работы: образец

Табель учета рабочего времени — инструмент для подсчета зарплаты работника, учитывающий фактически отработанные часы. Как правильно составить табель учета рабочего времени при вахте сотрудников сроком три месяца и рассчитать зарплату и сверхурочные?

Как составить табель учета рабочего времени при вахтовом методе работы: образец
Таможенное право

Таможенное оформление станет более быстрым и простым

Зампредседателя правительства Дмитрий Григоренко провел рабочую встречу с руководством Таможенной службы, где сказал, что на сегодняшний день практически все процедуры таможенного оформления оцифрованы.

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году
99
Социальный вычет

Когда ФНС создаст сервис для упрощенного получения социальных вычетов: известен срок

Автоматизация функционала для предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке намечена ФНС на декабрь 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Криптовалюта

Криптообменник в Стамбуле: как купить или продать криптовалюту в Турции?

Главное преимущество любой криптовалюты заключается в ее децентрализации. Она не зависит от банковской системы, политического режима, географического положения владельцев токенов, и т.д. Поэтому не имеет никакого значения, где обменять наличные на USDT (или любую другую крипту): в Москве или в Стамбуле.

Криптообменник в Стамбуле: как купить или продать криптовалюту в Турции?
Общество

Утверждены приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий

Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоёмких технологий».

Цифровой рубль

Для операций с цифровым рублем установят период «охлаждения»

Банки смогут на два дня приостановить подозрительные переводы цифровых рублей, если есть риск что операция проводится без согласия клиента.

Общество

За неполученный в 90-ые годы ваучер никакой компенсации не предусмотрено

Ваучерная приватизация проходила на начальном этапе рыночных экономических реформ в РФ. Ее основной задачей было формирование у граждан собственности, которая способствовала бы реализации предпринимательских инициатив.

Скоро перестанет действовать конвенция между США и РФ об избежании двойных налогов

17 июня Минфин Соединенных Штатов Америки опубликовал у себя на сайте уведомление о приостановлении по взаимному согласию действия Налоговой конвенции 1992 года с Россией.

Инвестиции

Дивидендные акции нефтяников: кто платит больше?

Ни для кого не секрет, что наш фондовый рынок очень сильно зависит от нефтяников, которые, в свою очередь, известны щедрыми дивидендами. Нефть добывают, экспортируют, перерабатывают, снова добывают, валютную выручку продают, стабилизируя курс рубля, платят дивиденды и заходят на новый круг.

Дивидендные акции нефтяников: кто платит больше?

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Видишь умысел? И я не вижу, а он есть

«Распаковка» акта выездной налоговой проверки.

3

Интересные материалы

Как директору понять, что он нанимает грамотного главбуха: советы дают сами бухгалтеры. 🔥«Ночной бухгалтер» № 1708

В соцсети «Клерка» бухгалтеры помогают разобраться, как нанять грамотного главбуха на ОСНО. И задаются вопросом - как директор будет проверять результаты тестирования или собеседования такого сотрудника? А еще сегодня пятница, поэтому новости для бухгалтера будут короткими, а в конце, как всегда, напряжем мозги и посмотрим новый выпуск БухТуба.

Иллюстрация: Вера Ревина  / Клерк.ру