Компьютерные «заморочки»

Первые дни на новой работе часто становятся для главбуха очередным жизненным испытанием. Ведь всегда есть риск обнаружить «недоделки», оставленные бывшим сотрудником. Например, по части учета основных средств. Своим опытом делится москвичка Евгения Родионова.
4 тыс. 1,6 тыс.
Компьютерные «заморочки»

Первые дни на новой работе часто становятся для главбуха очередным жизненным испытанием. Ведь всегда есть риск обнаружить «недоделки», оставленные бывшим сотрудником. Например, по части учета основных средств. Своим опытом делится москвичка Евгения Родионова.

«Я пришла главным бухгалтером в фирму в октябре 2006 года. Своего предшественника я не застала: он уволился сразу после того, как сдал квартальный отчет. Акт передачи дел был, но по его содержанию я поняла, что документ составили формально. Как оказалось, это – только «цветочки». А вот самое интересное началось, когда я стала проверять, как налажен учет основных средств.

Принтер стоимостью 6000 рублей был приобретен в 2005 году. Тогда же его ввели в эксплуатацию, а первоначальную стоимость списали на затраты. Насторожило то, что в составе основных средств компьютеров нет! Значит, формально подключать принтер было просто не к чему?! Конечно, физически он был подключен к старенькому компьютеру. Так что при необходимости работу принтера (а не его присутствие в качестве мебели) продемонстрировать можно кому угодно. А вот откуда взялся этот компьютер, мне еще предстояло выяснить.

Но, обо всем по порядку. Понятно, что раз принтер начали эксплуатировать в 2005 году, то и учитывать его надо было по нормам, которые действовали в это же время. Я решила ознакомиться с учетной политикой. То, что фирма в 2005 году (до вступления в силу изменений в ПБУ 6/01) учитывала периферийные устройства не в комплексе, а отдельно, меня слегка успокоило. Хоть здесь не «напортачили» и все сделали правильно. Ведь у принтера и компьютера разные сроки полезного использования: 37 и 48 месяцев, соответственно».

От редакции

В соответствии с классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним) относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от трех до пяти лет включительно.

«Дальше – больше. Никакой другой первички, кроме документов поставщика, на этот принтер не оказалось. Я работаю главбухом не первый год и повидала на своем веку не одну налоговую проверку. И мне прекрасно известно, что отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. А это, в свою очередь, может ударить «по карману фирмы». Ведь штрафов по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации еще никто не отменял! Поэтому, чтобы контролировать эту «малоценку», я оформила на принтер следующие документы: акт по форме № ОС-1 и инвентарную карточку по форме № ОС-6. Ведь еще до внесения изменений именно этого требовал пункт 18 ПБУ 6/01».

От редакции

С 1 января 2006 года начали действовать поправки в ПБУ 6/01. В частности, изменения коснулись и пункта 5 ПБУ 6/01 (приказ Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. № 147н). Теперь основные средства, стоимость которых не превышает 20 000 руб., по решению фирмы могут быть отражены в составе материально-производственных запасов. В этом случае по «малоценке» нужно вести документы, предусмотренные для материалов: приходный ордер, требование-накладную, карточку учета материалов. В свое время об этом говорили и сотрудники Минфина России (письмо от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Списанное на расходы имущество со свойствами основных средств фирма, скорее всего, будет использовать в течение нескольких лет. Для контроля организация может отразить такие активы на забалансовом счете. Учитывать на счете 01 «Основные средства» фирме нельзя. Иначе проверяющие сочтут, что организация приняла решение амортизировать малоценку, исключат ее первоначальную стоимость из расходов и доначислят налог на имущество.

«Ситуацию с принтером вроде удалось “разрулить”. Чего нельзя было сказать о компьютере стоимостью 15 000 рублей, к которому было подключено это печатающее устройство. Документов о вводе ПК в эксплуатацию я не обнаружила. Что меня, в общем-то, уже и не удивило. Поэтому я решила попытаться выяснить, почему компьютер оказался неучтенным.

В ходе проведения «следственных мероприятий» оказалось, что сразу же после покупки (ноябрь 2005 года) на компьютере стали работать. Акт о вводе в эксплуатацию составить никто не удосужился. Поэтому бывший бухгалтер, имея на руках только бумаги об оплате и получении имущества, сделал проводки только по этим операциям. В итоге компьютер так и остался «висеть» на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной стоимости 15 000 рублей.

У этой проблемы было довольно простое решение. Для этого мне просто нужно было составить первичный документ, констатирующий дату начала фактической эксплуатации (в ноябре 2005 года) и собрать подписи уполномоченных лиц. А вот проводку по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 сделаю в октябре (2006 года), когда и обнаружила ошибку, – подумала я. – Тогда же спишу в расходы всю накопившуюся амортизацию».

От редакции

Эта ситуация имеет налоговые последствия. За весь период с момента совершения ошибки до момента ее обнаружения придется пересчитать налог на имущество. Ведь основное средство не попало в налоговую базу, хотя и должно было попасть. А значит, придется пересчитать и налог на прибыль. При его расчете надо будет учесть в расходах дополнительно начисленный налог на имущество и амортизацию.

«Потом я задумалась. А нельзя ли первоначальную стоимость этого компьютера списать на затраты? Чтобы развеять все сомнения, я обратилась за советом к более опытным коллегам.

Они мне объяснили, что если бы компьютер был введен в эксплуатацию в 2006 году, то по новым правилам ПБУ 6/01 у меня появилась бы такая возможность. Но поскольку его начали эксплуатировать еще в 2005 году, то бухучет нужно вести по правилам, которые действовали на тот момент, то есть амортизировать.

Вот с такой ситуацией я столкнулась, устраиваясь на новую работу. В итоге для себя я решила, что самый оптимальный вариант передачи дел – это аудиторская проверка перед увольнением прежнего главбуха и приходом нового. Ведь в аудиторском заключении не только напишут о недочетах, но и дадут рекомендации, как их исправить. А своим коллегам хочу пожелать следующее: перед приемом дел на новой работе обязательно ознакомьтесь с документацией фирмы и укажите в акте приемки-передачи все обнаруженные несоответствия, а также недостающие бумаги».

От редакции

Передают те документы, за которые отвечает непосредственно главный бухгалтер. Так, если в штате бухгалтерии есть кассир, то кассу передавать не надо. А вот ведение учета, отчетности, формирование учетной политики – это прямые обязанности главного бухгалтера (п. 2 ст. 7 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, далее – Закон). Налоговый учет – тоже его прерогатива.

За какой период передают документы? Все бухгалтерские документы должны храниться не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Закона). Но особое внимание следует обратить на последние три года деятельности фирмы, которые непосредственно предшествовали году проведения проверки. Ведь согласно статье 87 Налогового кодекса именно за этот период налоговые органы имеют право проверить организацию.

Начать дискуссию

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

20

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

О том, как налоговая со своим уставом в чужой монастырь залезла. Судебная практика

Все более увеличивающееся желание налоговых органов пополнить бюджет (а иногда, просто показать принципиальность налогоплательщику) заставляет инспекторов открывать для себя новые грани неизведанного и пытаться разбираться в тех отраслях права и знаний, которые для них всегда были чуждыми.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк
35

Для замены лет при оплате больничных будет специальная форма бланка

В общем случае при расчете больничных берут зарплату за 2 предыдущих года. Но если там был отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком, эти годы можно заменить. Для такой замены сотрудница должна написать заявление.

27
Лучшие спикеры, новый каждый день

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Как работает риск-ориентированный подход регулятора (об этом говорил Президент в своем Послании к Федеральному собранию) при контроле пользователей касс и ОФД ? Каковы правила и как устроена система кассовой дисциплины. Что ждет нарушителей, рассказываем в обзоре.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС
31

Оставленная в рабочем компьютере флешка с электронной подписью «стоила» коммерсанту 2+ млн рублей

Благодаря оперативно принятым мерам полицейскими Красноярского края свыше 2 млн рублей не попали в руки мошенников.

92

Если вы ошиблись в сумме уведомления по ЕНП, обнулять ее не надо

Ошибка в сумме налога в уведомлении по ЕНП исправляется подачей нового уведомления с правильной суммой.

28
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

59

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
63

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее
19

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес
21

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

47

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 
71
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.

91

Фиктивная сотрудница, ничего не делая, за год «заработала» более 500 000 рублей

В Сочи направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при трудоустройстве.

181

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу

Геометрическое задание на школьные знания внимательность. Бухгалтер, справишься?

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу
159

Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

76

Как снизить неустойки и штрафы за нарушение договора. Как доказать несоразмерность неустойки и необоснованную выгоду кредитора

В моей практике было и есть множество споров о взыскании договорных неустоек, решение по которым  принято в пользу моих доверителей.

Иллюстрация: Светлана Семина /«Клерк»
11

😠 Если ИП на УСН «доходы» закроется в январе 2025 года, его вычет на взносы 1% просто сгорит. Бухгалтеры возмущены

Взносы ИП 1% за 2024 год налог по УСН за 2024 год не уменьшают. Они пойдут на уменьшение налога только за 2025 год. Если конечно там будет, что уменьшать.

94

Центробанк снова продлил ограничения на перевод средств за рубеж

Ограничения на денежные переводы за границу будут действовать еще 6 месяцев — до 30 сентября 2024 года.

49

Интересные материалы

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов

Каждая компания хочет получать больше прибыли и платить меньше налогов. Но чтобы сделать это законно, нужно знать, какими способами можно снизить налоговую нагрузку на бизнес. 

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов
53