Страхование

Цивилизованные принципы работы по ОСАГО – не для нас?

В начале ноября текущего года Госдума одобрила в третьем чтении поправки к закону об ОСАГО, привязывающие коэффициент "Бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля. Новый порядок будет действовать только для договоров с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению машиной. О последствиях этих изменений корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказывает Мария Жилкина, руководитель аналитического центра Медиа-Информационной группы «Страхование сегодня» .
Цивилизованные принципы работы по ОСАГО – не для нас?

В начале ноября текущего года Госдума одобрила в третьем чтении поправки к закону об ОСАГО, привязывающие коэффициент "Бонус-малус" к страховой истории водителя, а не автомобиля. Новый порядок будет действовать только для договоров с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению машиной. О последствиях этих изменений корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказывает Мария Жилкина, руководитель аналитического центра Медиа-Информационной группы «Страхование сегодня» .

Мария, по вашему мнению, почему возникла необходимость этих поправок?

Собственно, о необходимости связать размер скидок или надбавок к цене полиса (коэффициент «бонус-малус», КБМ), говорилось достаточно давно, и, прямо скажем, небезосновательно. Даже с точки зрения здравого смысла, виновником аварии является ведь не транспортное средство само по себе, а человек за его рулем, не правда ли? Поэтому норма на вид вполне справедливая: тот, кто ездит хуже, платит больше. Другое дело, что наш законодатель как всегда перестарался, и в той формулировке, что прошла сейчас в Думе, содержится скрытая ловушка. Но прежде чем мы перейдем к подробностям того, что она собой представляет, необходимо кратко обрисовать, чем наш рынок автострахования отличается от всех прочих стран.

В США число автомобилей на душу населения уверенно превышает 0,75 (то есть в среднем на 4 человека, включая грудных младенцев, пенсионеров и получателей пособий по безработице, приходится более чем 3 машины). Россия по уровню автомобилизации продолжает занимать место где-то между Уругваем и Сейшельскими островами, несмотря на якобы происходящий в стране «автомобильный бум». Что это означает с точки зрения страхования? Прежде всего, что вся европейская страховая технология, на которую мы ориентировались при формировании нашей системы ОСАГО, к нам вообще-то неприменима, поскольку по уровню автомобилизации эти страны далеко обошли нас. Но и состояние автопарка в этих странах – принципиально лучше, а мы выполняем роль всемирной свалки старых авто (правда, в последние годы, к счастью, уже не только свалки, но и промежуточного звена перед «сливом» их в другие страны СНГ).

Таким образом, средний российский водитель сидит за рулем далеко не новой машины, которую к тому же меняет где-то раз в три года на чуть лучшую. В то же время, если посмотреть статистику страховых компаний, то этот самый водитель оказывается вписан, в среднем, в число лиц, допущенных к управлению 3 автомобилями. Вопрос: как при всем этом следует считать тариф по ОСАГО, как вознаграждать водителя за безаварийность, а кого и за что – наказывать рублем? Для этого и используется коэффициент «бонус-малус», который раньше давал возможность безаварийному водителю при продлении полиса на той же машине на новый срок, заплатить меньший страховой взнос. Теперь же, в соответствии с принятыми поправками, водитель не потеряет право на скидку, даже если сменит автомобиль.

На ваш взгляд, насколько важен КБМ для страхователя?

Все что связано с ценой полиса, с деньгами – для страхователя важно. Вы откажетесь за тот же товар заплатить меньше? В особенности, если купить его, вас заставляет закон, а все блага получит совсем другой человек (потерпевший). Точно так же и здесь, любая мера, способная снизить стоимость ОСАГО, грозит быть популярной в народе.

По вашей экспертной оценке, как отразится введение этих поправок на стоимости полиса по ОСАГО?

В целом, пока принципиально не поменяется практика потребления автомобилей у нас в стране, полисы не подешевеют, а подорожают. Я не просто так сказала о заложенном здесь (уж не берусь сейчас утверждать, намеренно или по неаккуратности) противоречии. И связано оно с нормой о списке водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Формально сейчас страхователь, не ограничивая список допущенных лиц, платит на 50% больше, а «малус» за прошлую аварию – намного меньше. В то же время, по новой системе аварийный водитель, который как мы уже только что отметили, вписан в список отнюдь не единственной машины, потянет вверх цену нескольких полисов. В связи с чем эксперты уже прогнозируют даже некоторое увеличение сборов страховщиков из-за этого нововведения – аварийность то растет год от года, рост автомобилизации и приток на российские дороги неопытных молодых водителей на кредитных авто делают свое дело. Добавьте сюда еще то, что российский парк меняется в пользу более мощных и старых авто – и убедитесь, что ОСАГО в ближайшее время явно не подешевеет.

Плюс ко всему, не надо забывать про то, что бонус в первые годы страхования – это всего лишь 5–10%. В сущности, это мизер, который просто тонет в общем потоке скидок и подарков, которые предлагают страхователю агенты. Уж сколько раз писали о том, что все скидки кроме КБМ незаконны – но нет, все по-прежнему, конкуренция заставляет продавцов идти на всевозможные ухищрения. Схема тут предельно проста: страховая компания незаконно увеличивает агентскую комиссию, а тот в свою очередь «делит» ее с клиентом. Иногда подобная «экономия» переносится с взноса по каско – в общем, фантазия страховщиков неистощима. Но в любом случае, разглядеть «бонус» по сравнению с 15–20 и более %-ными скидками агентов – непросто.

Согласно новым поправкам в закон необходимо будет вести учет аварийности на каждого конкретного страхователя, чтобы сохранить за ним скидки по КБМ, на сколько отечественные страховщики, органы ГИБДД готовы к этому?

Вы лучше спросите для начала, готовы ли к этому хотя бы непосредственные участники сделки – страховые агенты и страхователи? Часто ли, к примеру, при переходе клиента из компании в компанию соблюдается требование о предоставлении справки об аварийности в прошлые годы? Нет, в лучшем случае удовлетворяются просто собственноручной распиской страхователя, что аварий не было, а то и вовсе дают скидку-бонус по умолчанию.

Естественно, единая национальная база страхователей, построенная по западному образцу, решила бы очень многие проблемы страховых компаний – и по учету аварийности, и по противодействию мошенничеству, однако, создала бы проблемы гораздо большие, связанные с переманиванием и потерей клиентов. А то, что невыгодно – то не создашь насильно. Поэтому до сего момента ситуация, когда каждый страховщик ведет учет собственных клиентов обособленно, представлялась более адекватной.

Возможно, нам следует ожидать создания системы, подобной кредитным бюро в банковском секторе?

Возможно, но не за пять минут. ОСАГО на Западе начинало вводиться в 40-е годы прошлого века. За это время, естественно, система прошла серьезный путь развития. А мы хотим сделать аналог за пару лет. Если прямо сейчас начинать вводить «публичные страховые истории» водителей – конкуренция и переманивание клиентов достигнет абсурдных форм. По половине размера взноса будут в том или ином виде отдавать клиенту, не задумываясь о последствиях для будущей убыточности в компании, а за внесение или невнесение в историю сведений будут предлагаться взятки или «особые подходы» к калькуляции возмещения и т.п. – чего наш человек только не придумает. Уровень криминализации в российском ОСАГО с западным не сравним. А на каком уровне функционирует сам рынок – теми методами будет формироваться и его  информационная составляющая, заполняться «кредитные истории» и т.п. А до честного ОСАГО нам пока еще далеко.

Является ли это шагом со стороны России в стороны «зеленой карты»?

Думаю, нет. На самом деле, для интеграции в международную систему ОСАГО важнее подходы к выплатам, например, пресловутый «европейский протокол» в урегулировании убытков и т.п. А взносы и их размер для внутрироссийского рынка западным коллегам малоинтересен. С другой стороны, можно понять и тех функционеров, которые оттягивают прием России в мировую систему «зеленой карты». Вряд ли образ нашего водителя – неопытного, аварийного, бездумно рискованного и склонного к криминалу – внушает им доверие и желание видеть его на своих дорогах с российским полисом. Кроме того, на продаже достаточно дорогих западных «зеленых карт» нашим автотуристам кто-то ведь сейчас неплохо зарабатывает. А российский страховщик-демпингер, который возьмется эмитировать «зеленую карту» на тех же началах, как сейчас предлагает скидки и подарки на внутреннее ОСАГО, на том рынке конкурентам явно не нужен. Поэтому окончательный переход России на цивилизованные принципы работы по ОСАГО - вопрос не одного дня.

Начать дискуссию

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Интересные материалы

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать