УСН

Учетная политика для «упрощенца»

Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), составлять учетную политику для целей налогового учета. Кроме того, организации, перешедшие на УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА)1. Возникает справедливый вопрос: нужна ли «упрощенцу» учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета?

Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), составлять учетную политику для целей налогового учета. Кроме того, организации, перешедшие на УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА)1. Возникает справедливый вопрос: нужна ли «упрощенцу» учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета?

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-­консультант компании ПРАВОВЕСТ

Ответ однозначный. Да, нужна. И в первую очередь для того, чтобы обезопасить свою организацию от претензий со стороны налоговых органов.

Ведь, с одной стороны, гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» не устанавливает такой обязанности, с другой – содержит возможные варианты отражения расходов. В частности, по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, материалам, используемым в производстве продукции (работ, услуг).

Учетная политика для целей налогового учета

Для целей налогового учета организация-«упрощенец» может предусмотреть следующие элементы учетной политики: 1. Порядок заполнения книги доходов и расходов, которая может вестись в ручном или в электронном виде2. 2. Если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то в учетной политике ему необходимо отразить порядок оценки покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

В этом случае он вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:

  • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара3.

Минфин РФ в Письме от 28.04.2006 № 03-11-04/2/94 указал, что методику определения оплаченных и реализованных товаров с учетом остатков нереализованных товаров на складе налогоплательщик может разработать самостоятельно. А это также является элементом учетной политики для целей налогообложения.

3. Порядок определения размеров материальных расходов при списании сырья и материалов в производство. Налоговый кодекс РФ предлагает четыре метода такой оценки:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)4.

4. Организациям, которые в своей деятельности вынуждены привлекать кредиты и займы, в учетной политике для целей налогообложения целесообразнее предусмотреть порядок списания процентов по долговым обязательствам согласно ст. 269 НК РФ. А именно: а) способ определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях. Организация должна выбрать наиболее оптимальный для себя способ исходя из: – среднего уровня процентов, выданных на сопоставимых условиях; – 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ; б) критерии сопоставимости обязательств. Здесь надо определиться по каждому пункту: – по объемам договоров; – срокам; – обеспечению.

Если в учетной политике организации этих положений не будет, доказать налоговым органам сопоставимость договоров ей не удастся. Следовательно, сумма по процентам, учитываемая в расходах, будет ограничена 1,1 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Обязанность вести бухгалтерский учет по ОС и НМА уже предполагает наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета. В этом случае необходимо указать метод начисления амортизации, порядок переоценки ОС и НМА и т. д.

Конечной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли, подлежащей распределению между участниками5. Размер чистой прибыли может быть определен только по правилам бухгалтерского учета. Поэтому отказ от его ведения в полном объеме сопряжен с определенными рисками.

Если налогоплательщик, применяющий УСН, перестает соответствовать критериям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, он обязан вернуться на обычный режим налогообложения, что означает ведение бухгалтерского учета в полном объеме. Это еще один аргумент в пользу учетной политики.

Итак, если организация приняла решение по ведению бухгалтерского учета в полном объеме, то в учетной политике необходимо отразить выбранные способы его ведения, а именно: определить порядок формирования себестоимости материалов, товаров; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; методы оценки активов и обязательств и другие решения по организации учетного процесса.

При разработке учетной политики для целей бухгалтерского учета следует обратить внимание на документооборот, в частности на формы первичных документов, особенно в случае, когда организация использует самостоятельно разработанные бланки.

Налогоплательщик может подтвердить расходы теми первичными документами, которые содержат обязательные реквизиты6. Причем, если организация применяет документы, унифицированные формы которых не установлены, то соответствующие бланки надо утвердить в приказе об учетной политике7.

Подводя итог, можно констатировать, что организации-«упрощенцу» учетная политика необходима и для бухгалтерского, и для налогового учета.

Индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, в этом отношении проще. Правда, ненамного. Ведь для целей налогового учета ему все-таки придется ее разработать.

1)  п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2)  п. 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 30.12.2005 № 167н

3)  п. 2 ст. 346.17 НК РФ

4)  п. 8 ст. 254 НК РФ

5)  ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

6)  п. 2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ

7)  п. 5 ПБУ 1/98

 

Начать дискуссию