Бухгалтерия

Проблемный взаимозачет

С 1 января 2007 года при неденежных расчетах с поставщиком товаров сумму НДС нужно перечислять ему платежным поручением. Только в этом случае входной налог по тем или иным ценностям принимают к вычету. Такое требование содержит пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса, который с 2007 года действует в новой редакции. Это правило распространяется на взаимозачеты, бартерные сделки и те операции, при которых фирмы рассчитываются векселями. Рассмотрим, в чем суть новых правил и как в соответствии с ними следует проводить взаимозачет.

С 1 января 2007 года при неденежных расчетах с поставщиком товаров сумму НДС нужно перечислять ему платежным поручением. Только в этом случае входной налог по тем или иным ценностям принимают к вычету. Такое требование содержит пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса, который с 2007 года действует в новой редакции. Это правило распространяется на взаимозачеты, бартерные сделки и те операции, при которых фирмы рассчитываются векселями. Рассмотрим, в чем суть новых правил и как в соответствии с ними следует проводить взаимозачет.

Суть изменений

Взаимозачет проводят при условии, если у двух фирм есть встречные обязательства по оплате товаров (работ или услуг). Например, организация продает товары покупателю, который в свою очередь отгружает компании свою продукцию. Взаимные долги было решено погасить зачетом. Исходя из положений обновленной статьи 168, при проведении взаимозачета в этом году компаниям предстоит столкнуться с двумя проблемами. Но обо всем по порядку.

Во-первых, как мы отметили ранее, сумму налога необходимо оплатить обеим сторонам. То есть для того чтобы принять к вычету НДС с погашаемой задолженности, покупатель сначала должен перечислить его поставщику. Аналогичные действия должен совершить и контр-агент. При этом кодексом не оговаривается, в течение какого срока это нужно сделать.

Во-вторых, в том периоде, когда принято решение о взаимозачете, входной НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить и перечислить в бюджет. И только заплатив контрагенту сумму налога, фирма сможет его зачесть. Причем, как отмечают некоторые специалисты финансового ведомства, на восстановленную сумму налога необходимо начислить пени. Правда, официальных разъяснений по этому поводу Минфин России пока не давал. В такой ситуации компаниям можно посоветовать только одно: не спешить с вычетом налога по неоплаченным товарам, если нет уверенности, что долг будет погашен «живыми» деньгами, а не взаимозачетом.

Несколько слов о том, как будет происходить зачет, если обязательства погашаются не полностью, а частично. Как известно, при зачете долги сторон уменьшаются на сумму минимального из них. То есть на сумму той задолженности, которая погашается полностью. Соответственно при проведении частичного взаимозачета входной НДС можно возместить только в той доле, которая относится к зачтенной сумме долга. А значит, восстанавливать и перечислять в бюджет необходимо налог не со всей суммы задолженности, а лишь с той ее части, которая будет зачтена.

Для того чтобы правильно организовать учет суммы НДС, рекомендуется открыть два субсчета к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

  • «Расчеты по НДС с поставщиками»;
  • «Расчеты по НДС с покупателями».

Рассмотрим новый порядок проведения взаимозачета на примере.

Пример 1

В январе 2007 года ООО «Магазин» реализует свои товары ОАО «Завод» на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС — 36 000 руб.). В этом же месяце «Магазин» приобрел у «Завода» материалы стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС — 18 000 руб.). В марте организации оформили акт зачета взаимных требований на сумму 118 000 руб.

Бухгалтер ООО «Магазин» сделает записи:

в январе:

Дебет 62 Кредит 90-1 – 236 000 руб. — учтена выручка от продажи товара;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 36 000 руб. — начислен НДС;

Дебет 10 Кредит 60 – 100 000 руб. — приняты к учету купленные материалы;

Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. — отражен входной НДС со стоимости материалов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 18 000 руб. — принят к вычету входной НДС по материалам;

в марте:

Дебет 60 Кредит 62 – 118 000 руб. — проведен зачет взаимных требований;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 18 000 руб. — восстановлена сумма НДС по материалам, ранее принятая к вычету;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с поставщиками» Кредит 51 – 18 000 руб. — перечислен НДС со стоимости материалов, погашенной зачетом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 18 000 руб. — принят к вычету НДС со стоимости материалов.

Одновременно «Завод» должен перечислить «Магазину» НДС со стоимости товаров, погашенной зачетом. Тогда бухгалтер «Магазина» сделает проводки:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с покупателями» – 18 000 руб. — получена от поставщика сумма НДС;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с покупателями» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с поставщиками» – 18 000 руб. — закрыты субсчета по учету НДС.

Комиссионный взаимозачет

Чаще всего задолженности погашают взаимозачетом при комиссионной торговле. При условии, что посредник (комиссионер) участвует в расчетах. Предположим, компания поручает посреднику продать свой товар. Стороны договариваются, что, получив от покупателя деньги, посредник удержит с этой суммы свое вознаграждение. Таким образом, комитент получит от комиссионера деньги за минусом стоимости услуги посредника. А сумма вознаграждения комиссионера будет погашена взаимозачетом. В данной ситуации зачет произойдет после поступления денег от посредника. При этом обновленный порядок требует, чтобы комитент вернул комиссионеру НДС с вознаграждения. Ведь принять к вычету входной налог со стоимости посреднической услуги заказчик сможет лишь после того, как перечислит его исполнителю.

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Пример 2

В январе 2007 года ООО «Магазин» (комитент) поручает ООО «Агент» (комиссионер) продать партию товара себестоимостью 100 000 руб. Вознаграждение комиссионера составит 59 000 руб. (в т. ч. НДС — 9000 руб.). В феврале посредник продал товары за 236 000 руб. (в т. ч. НДС — 36 000 руб.). Согласно договору, он перечисляет комитенту деньги за минусом своего вознаграждения. 28 февраля организации оформили акт зачета взаимных требований на сумму 59 000 руб.

Бухгалтер ООО «Магазин» сделает проводки:

в январе:

Дебет 45 Кредит 41 – 100 000 руб. — отгружены товары комиссионеру;

в феврале:

Дебет 76-1 Кредит 62 – 236 000 руб. — отражена реализация товара комиссионером;

Дебет 62 Кредит 90-1 – 236 000 руб. — учтена выручка от реализации товара комиссионером;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 36 000 руб. — начислен НДС с выручки;

Дебет 44 Кредит 76-2 – 50 000 руб. — учтено комиссионное вознаграждение;

Дебет 19 Кредит 76-2 – 9000 руб. — отражен входной НДС со стоимости посреднических услуг;

Дебет 51 Кредит 76-1 – 177 000 руб. (236 000 – 59 000) — получены деньги от посредника за минусом вознаграждения;

Дебет 76-2 Кредит 76-1 – 59 000 руб. — проведен зачет взаимных требований в части комиссионного вознаграждения;

Дебет 76-2 Кредит 51 – 9000 руб. — перечислен НДС со стоимости посреднических услуг, погашенной зачетом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 9000 руб. — принят к вычету НДС со стоимости комиссионного вознаграждения.

Одновременно «Агент» должен перечислить «Магазину» НДС со стоимости посреднических услуг, погашенной зачетом. Тогда бухгалтер «Магазина» запишет:

Дебет 51 Кредит 76-2 – 9000 руб. — получена от посредника сумма НДС с вознаграждения.

Оформляем правильно

В заключение разберемся с тонкостями оформления взаимозачета.

По статье 410 Гражданского кодекса для проведения зачета достаточно заявления одной из сторон. Оно может быть оформлено актом взаимозачета или письменным уведомлением, составленным в произвольной форме.

В документе обязательно указывают информацию о встречных требованиях. В том числе реквизиты документов, служащих основанием для появления задолженности (договор, приложение к договору, счет, акт, накладная). Также бумага о зачете должна содержать данные о сумме, на которую производится взаимозачет, при этом суммы НДС выделяют отдельной строкой.

Документ составляют в двух экземплярах. Их подписывают руководитель и главный бухгалтер компании — инициатора зачета и скрепляют оттиском ее печати. Первый экземпляр остается на фирме, второй передают контрагенту.

Отметим, что перечислять НДС с суммы долга, погашенной зачетом, сторонам лучше отдельным платежным поручением. При этом копию «платежки» можно подшить в Журнал полученных счетов-фактур. Регистрировать платежный документ в Книге покупок не нужно. Ведь основанием для вычета при взаимозачете все же является счет-фактура. Если налог по счету-фактуре был перечислен партнеру не полностью, его регистрируют только на уплаченную сумму.

Эксперт компании Гарант А.Н. Баскаков

Начать дискуссию