Бизнес-психология

Внутренний ресурс души

В начале 1990-х годов в словарь бизнес-менеджмента вошел термин «коучинг». Основная задача этого метода - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. О том, как развивается это направление в нашей стране корреспондент ИА «Клерк.Ру» Александр Саполнов беседует с Верой Хомичевской, генеральным директором консалтинговой компании «Добрый знак».

В начале 1990-х годов в словарь бизнес-менеджмента вошел термин «коучинг». Основная задача этого метода - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. О том, как развивается это направление в нашей стране корреспондент ИА «Клерк.Ру» Александр Саполнов беседует с Верой Хомичевской, генеральным директором консалтинговой компании «Добрый знак».

– Вера, по вашим данным, сформирован ли сейчас в России рынок коучинга как услуги для бизнеса, или все-таки пока мы можем говорить только об отдельных компаниях, прибегающих к этому методу?

Скорее, второе. Рынок потребителей коучинговых услуг в России сейчас ощутимо сегментирован. Есть сегмент, представленный теми руководителями компаний и менеджерами, кто понимает все достоинства коучинга, кто полагается на него, как на новое и потенциально эффективное средство для оживления и вдохновления бизнеса. Есть сегмент, представленный теми, кто в него не верит или разочарован некачественными услугами того же коучинга, консалтинга, а также тренингами. Ну и, наконец, последний сегмент – те, кто о коучинге либо не слышал, либо плохо представляет себе – что это такое.

Насколько велик первый сегмент в абсолютном исчислении – сказать сложно, в том числе и потому, что коучинг, особенно личный, это нечто интимное, не подлежащее афишированию. Полагаю, что этот сегмент пока невелик, более того – представлен в основном крупными компаниями, ориентированными на технологичное управление по западному типу. Им этот метод, носящий звучное западное имя, попросту ближе по духу. В конце концов, именно этому сегменту более понятна шкала цен на услуги коучей. К тому же пользоваться услугами коучей (как для самой компании, так и для отдельных ее сотрудников – ключевых лиц и топов) попросту входит в бизнес-моду, в некий «джентльменский набор» статусных услуг.

Существенно больший в количественном выражении сектор среднего и малого бизнеса – это армия, составляющая второй и третий сегменты рынка потребителей услуг коучинга. В этом секторе многое складывается иначе, в том числе и правила игры под названием «бизнес». Подобно тому, как выживающему в непростых условиях подмастерью далеко не до «барских замашек» – ни по ценам, ни по пониманию.

Этот сектор – потенциальный резерв рынка коучинга, но его надо бережно растить.

– В чем существенное отличие бизнес-коучинга от тренингов и консалтинга?

Консалтинг – советы и рекомендации внешних специалистов, имеющих необходимые экспертные знания для решения той или иной проблемы. Советы эти, как бы они ни были хороши, выстроены на анализе близких, но не стопроцентно контекстных заказчику ситуаций. Иными словами – более или менее ему чужих. Но я вовсе не имею намерения обесценить консалтинг: качественный консалтинг – замечательная помощь бизнесу.

Тренинги – выработка и развитие навыков, технологий тех или иных сфер бизнеса – общения, продаж, презентаций, ведения переговоров и прочего. То есть – вручение участникам «удочек» и приемов ловли необходимой «рыбы». Это тоже по-своему привлекательное средство поддержания и оживления бизнеса (кроме тех случаев, когда выбор тематики необходимых компании тренингов напоминает латание «Тришкиного кафтана»).

Коучинг же – это пробуждение в отдельном человеке (или группе сотрудников) тех ресурсов, о которых он либо не знал, либо попросту неадекватно оценивал. Иногда открытие человеком таких ресурсов в нем же самом приводит к реальным инсайтам и прорывным решениям.

– Если говорить объективно, что эффективнее – привлекать коуча со стороны для работы с менеджерами или иметь такого сотрудника в штате? Какими профессионально-личностными качествами должен обладать этот человек?

На мой взгляд, самый эффективный коуч может быть чем-то вроде «семейного доктора», который всегда рядом, но «не внутри», или чем-то вроде «шута при короле». В этом случае коуч в определенной степени независим для того, чтобы задавать как удобные («доктор»), так и неудобные («шут») вопросы, вполне представляя при этом ту картину, которая сложилась на момент обращения к нему, историю и динамику этой картины. При этом он стопроцентно отдает самому клиенту право выбора решений на основе именно его мироощущения и помогает ему в их реализации, поддерживает.

«Внедренный» в компанию коуч имеет некоторое преимущество мониторинга ситуации, но при этом зависим от клиента ставшего работодателем и, кроме того, может «потерять дистанцию» с клиентом. Хотя последнее – это уже вопрос личных качеств коуча.

Разово привлекаемый со стороны коуч тоже может быть эффективен. Для решения оперативных и иногда тактических задач. Стратегические будут для него менее доступны просто в силу ограниченности времени общения с клиентом. То есть будет произведен «запуск», но вся «траектория полета» не подвергнется мониторингу.

– Почему все же многие менеджеры предпочитают коучингу тренинги и консалтинг? Есть ли у первого реальные перспективы в нашей стране?

Консалтинг и тренинги привлекательнее потому, что они что-то «дают» клиенту. Зачастую, избавляя от необходимости думать, анализировать и самостоятельно принимать решения и действовать. Это вроде той рекламы лекарства от боли, которое якобы само найдет путь к источнику боли и ее устранит. Блаженны верующие – это лишь снятие последствий, но не ликвидация причин.

Но привлекательно это в России потому, что изначально мы все из «страны советов» (в прямом смысле этого слова), а потому генетически приучены перекладывать ответственность на кого-то и искать причины проблем вовне себя и искать авторитета или гуру для решения личных задач. С другой стороны, из той же страны выросли и приобрели западную «огранку» специалисты, которые с удовольствием и за хорошие деньги эти самые советы желающим предоставляют. А то, что «шубка» оказывается не с того плеча, и в итоге либо «жмет в плечах» проблемной ситуации, либо попросту коротковата и не вполне спасает – обнаруживается позднее.

Качественный коучинг – это готовность не только помочь (со стороны коуча), но и готовность самого клиента брать на себя и поиск наиболее соответствующих его личности «советов самому себе», и выработку собственных решений, и ответственность за то, чтобы они не остались только решениями, чтобы любой результат был адекватно рефлексирован и стал очередной ступенькой к самореализации.

И, с одной стороны, есть еще немало людей, не готовых стать клиентами коуча (не столько финансово, сколько морально), а с другой – все больше становится тех, кто принимает ответственность за результаты своей жизни на себя. Поэтому я настроена оптимистично. Такие люди (руководители, компании) оценят хороший коучинг по достоинству.

Комментарии

3
  • vladak
    Кто бы подсказал, как с автором связаться
  • news
    [b]vladak[/b], контакты компании можно найти на их официальном сайте www.dznak.ru/index.htm
  • vladak
    news,спасибо