Основные средства

5 ошибок бухгалтера при учете основных средств

При постановке на учет объектов основных средств бухгалтеру следует руководствоваться ПБУ 6/01 и нормами Налогового кодекса. Однако на практике процесс учета сопровождается массой вопросов со стороны бухгалтеров. Чтобы предотвратить возможное появление ошибок и спорных моментов, рассмотрим некоторые моменты учета.

При постановке на учет объектов основных средств бухгалтеру следует руководствоваться ПБУ 6/01 и нормами Налогового кодекса. Однако на практике процесс учета сопровождается массой вопросов со стороны бухгалтеров. Чтобы предотвратить возможное появление ошибок и спорных моментов, рассмотрим некоторые моменты учета.



И. Угланова, эксперт «ПБ»


Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций. Контролировать правильность учета нужно на всех стадиях: начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией. Не стоит упускать из внимания правильность исчисления и отражения в учете суммы начисленной амортизации основных средств, контроль за затратами на их ремонт.


Предлагаем бухгалтеру на заметку пять типичных ошибок при учете основных средств.


Основное средство – отдельно, расходы – отдельно


Допустим, вы купили оборудование. Как известно, основные средства принимаются к налоговому и бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на приобретение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). При этом сумма НДС и акцизы учитываются отдельно.


Первоначальная стоимость оборудования складывается из всех фактических затрат на его приобретение (п. 8 ПБУ 6/01). Перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств перечислен в пункте 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». К ним, например, относят суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам, за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств, и другие затраты.


Если бухгалтер не включил в первоначальную стоимость какие-нибудь расходы, связанные с приобретением объекта основных средств, а учел их, например, как общехозяйственные расходы, то он изначально неправильно принял объект основного средства к учету.


«Псевдоосновные» средства


Прежде чем принять объект к учету как основное средство, учтите, что актив  принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются определенные условия. Так, объект должен предназначаться для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование (4 ПБУ 6/01). Если вы приобрели оборудование и хотите учесть его в составе основных средств, то вы не можете в дальнейшем перепродавать данный объект. Оборудование должно использоваться в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) и приносить фирме экономическую выгоду в будущем.


Бывают случаи, когда бухгалтер относит объект к основному средству при невыполнении условий признания основного средства. В результате, неверная классификация объектов основных средств. Например, фирме по производству мебели понадобилась микроволновая печь. Срок использования – больше года, перепродавать ее фирма не собирается. Но эта печь не будет использоваться в производственных или управленческих нуждах. Понятно, что приобретается она для личного пользования сотрудниками фирмы. Для того, чтобы принять печь к учету как основное средство, нужно обосновать целесообразность приобретения такого имущества приказом или распоряжением руководителя. Это, кстати, позволит включить затраты на покупку печи в расходы в целях налогообложения прибыли.


Инвентарный объект определен неверно


Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). При постановке на учет каждому объекту основных средств присваивается отдельный инвентарный номер. Допустим, бухгалтер принимает к учету техническое оборудование, состоящее из нескольких частей. Как тогда учесть основное средство: как один инвентарный объект или по частям, как самостоятельные инвентарные объекты? В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Об этом сказано в ПБУ 6/01. Налоговые органы считают, что если оборудование смонтировано в один технологический комплекс и может функционировать только в составе комплекса, то оно может быть учтено для целей налогового учета как единый инвентарный объект основных средств (письмо Минфина России от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/772).


«Проблемная» амортизация


Бухгалтер может изначально неправильно отнести имущество к амортизируемому. Отметим, что не подлежат амортизации материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок, а также земля и иные объекты природопользования (п. 2 ст. 256 НК РФ). Если вы передаете или получаете основное средство по договору в безвозмездное пользование, то оно выходит из состава амортизируемого имущества. Также к амортизируемому не относится имущество, переведенное на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, находящееся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ).


Неверное определение срока полезного использования объектов основных средств приводит к неправильному исчислению суммы амортизации. В результате мы получаем искажение себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов.


Напомним, что сроки полезного использования объектов основных средств установлены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».


Имущество – в аренду, налоги – в бюджет


Рассмотрим ситуацию: фирма сдает в аренду имущество. Кто в этом случае платит налог на имущество? Напомним: с 2006 года основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01). Так, фирма должна платить налог на имущество на объекты основных средств, передаваемые в аренду.


Обратите внимание, что начисленная сумма амортизации по таким объектам учитывается обособленно от суммы амортизации по остальным основным средствам. При этом, доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99). При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности, а при втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности фирмы.





Источник: журнал «Практическая бухгалтерия», № 5, 2007 г.

Начать дискуссию