Интернет и IT

Сетевые снайперы

Еще несколько лет назад понятие «интернет-маркетинг» в нашей стране было скорее теоретическим. Однако сегодня, когда уже четверть российских семей имеют собственные компьютеры, а число пользователей Интернета перевалило за 25 миллионов человек, реклама в Сети получила качественно новое развитие. На эту тему корреспондент ИА «Клерк.ру» Александр Саполнов побеседовал с Михаилом Токовининым, генеральным директором компании QSOFT, одного из ведущих web-разработчиков Рунета.
Сетевые снайперы
Михаил Токовинин, генеральный директор компании QSOFT

Еще несколько лет назад понятие «интернет-маркетинг» в нашей стране было скорее теоретическим. Однако сегодня, когда уже четверть российских семей имеют собственные компьютеры, а число пользователей Интернета перевалило за 25 миллионов человек, реклама в Сети получила качественно новое развитие. На эту тему корреспондент ИА «Клерк.ру» Александр Саполнов побеседовал с Михаилом Токовининым, генеральным директором компании QSOFT, одного из ведущих web-разработчиков Рунета.

Михаил, можно ли сказать, что сейчас идет развитие нового направления интернет-маркетинга, где реклама будет таргетироваться на основе контента, созданного аудиторией: блогов, 43things, Youtube и т.п.?

Не совсем верно. Реальное развитие того направления, о котором вы говорите, -- это шаг через один. Есть две причины неготовности запуска такого рода таргетирования. Во-первых, пока не существует адекватной системы семантического анализа контента: есть в теории, есть первые попытки, но они откровенно слабые. Во-вторых, нет уверенности, что рекламодатели будут готовы в ближайшем будущем платить за такого рода рекламу. Ведь для запуска нужен какой-то сложный и эффективный классификатор тем, созданных аудиторией. Рекламодатель, продающий кабельные каналы, готов платить за словосочетание «кабельное ТВ», но готов ли он платить за сообщение тысячника проекта Livejournal «Сегодня нечего смотреть»? Скорее всего, нет.

Верно ли предположение, что следующим шагом в таргетировании рекламы будет ее адресация конкретному человеку на основе заявленной им жизненной позиции, интересов, предпочтений?

Ключевое слово в вашем вопросе - «заявленный». Большая часть интернет-аудитории пассивна и ничего не заявляет. Пользователь просто посещает страницы, «молча ходит».
Контентный таргетинг эпизодичен, он работает, когда пользователь вдруг заявил на форуме или у себя в блоге (или прикрепил к клипу в youtube определенные тэги и т.п.), что ему нравятся дорогие телевизоры, а умная система проанализировала его текст и запомнила, что заявитель – потребитель товаров класса люкс. Но когда человек просто ходит по списку товаров и упорно выбирает из двух аналогичных по характеристикам товаров тот, что дороже, то здесь работает система поведенческого таргетинга, которая, на мой взгляд, более эффективна, так как повсеместна. Пассивная активность «хождения» свойственна всем пользователям. Такого, молчащего, пользователя легче анализировать, его можно анализировать точнее. И технологии такого таргетинга значительно проще. А язык и контекст – слишком сложная субстанция, чтобы в ближайшем времени появились адекватные контентному таргетингу технологии.
Хороший пример плохой работы существующих технологий анализа контекста – «Бегун», где в некрологе Пригова в «Известиях» рекламируются курсы личностного роста.
Скорее, ближайшим шагом будет поведенческий, а не контентный таргетинг -- его легче считать и созданием систем анализа поведения пользователя сейчас озабочены все лидеры рынка.

Как будет происходить анализ пользовательского контента? На основе каких технологий? Что будет анализироваться: ключевые слова, эмоциональная окраска сообщения?
Для разбора пользовательского контента необходима эффективная технология семантического анализа, анализа смысла и контекста. И ближе всех к созданию такой технологии – поисковики. Очевидно, они первыми решат проблему и предложат хороший продукт. Их аналитики только и занимаются тем, что совершенствуют систему распознавания пользовательского заявления. Что пользователь имеет в виду, когда пишет Sting: певца, пчелиное жало или название фильма?
Но уже сегодня достаточно проанализировать, где пользователь был, куда заходил и что там искал. Порносайты давно пользуются технологиями, анализирующими cookie, и вполне успешно.

Можно ли назвать проекты, успешно функционирующие в этой области, у нас и за рубежом?

Скорее нет, чем да. К сожалению, все известные и названные вами в первом вопросе проекты трудно назвать успешными в области привлечения бюджетов товаров массового потребления.
Ну, сообщество, ну реклама в сообществе – чаще всего она малоэффективна, и рекламодатели не рвутся на эти площадки. Посмотрите на рекламу расширенного аккаунта пользователя Livejournal! Чаще всего там крутится реклама сервисов ресурса.

Верно ли, что логика такого таргетинга похожа на логику AdWare (когда пользователю принудительно показывается реклама) и подобных приложений? Если это так, то в чем качественная, принципиальная разница?

То, что касается AdWare, то, конечно же, нет принципиальной разницы, но мы все же надеемся, что технологии будущего, технологии таргетированной рекламы будут более умными, чем технологии AdWare.
А единственная разница в том, что любой таргетинг, контентный или поведенческий, не добавляет рекламу туда, где ее в принципе не должно быть, а улучшает, делает более интересной лично мне уже имеющуюся. Возьмем опять тот же, пресловутый Livejournal. Когда я выбираю расширенный аккаунт, я знаю, что и я, и мои читатели будут видеть рекламу, я соглашаюсь на это в обмен на шаблоны представления (скины) и дополнительные юзерпики. Так пусть эта реклама будет нести лично для меня какую-нибудь информацию. Или, когда я прихожу на «Яндекс», я знаю, что там под строкой запроса есть реклама, я мог бы выбрать Google, там нет рекламного баннера под строкой запросов, но я готов к рекламе в «Яндексе» и выбираю этот поисковик в обмен на какие-то ценные именно для меня качества. И пусть та реклама, которую я там вижу, будет для меня информативной, а не мусором.
Главная, принципиальная разница в готовности получать рекламу, то есть в молчаливом согласии пользователя, идущего на ресурс, -- проигнорировать или заинтересоваться рекламой.

Можно ли в каких-то цифрах определить экономический эффект от использования технологии? В сравнении с другими технологиями, уже существующими?

Безусловно, технология таргетирования по предпочтениям пользователя будет работать и приносить доход. Но далеко не все товары можно будет подогнать под таргеты. Совершенно не поддаются семантическому таргетингу товары FMCG, в которых сосредоточенны самые большие рекламные бюджеты. Компании, производящие эти товары, вообще не интересует таргетинг.
Кроме того, без наработанной базы, которая позволит классифицировать большое количество пользователей интернета по общим критериям (общим интересам, предпочтениям) – любая технология неэффективна (некого таргетить).
Если сравнивать с технологиями контекстной рекламы, то конекст не хуже, так как человек/пользователь/потребитель четко и прозрачно высказывает свою инициативу «Хочу купить…». На такого инициативного пользователя рекламодатели охотно тратятся.

Каково будущее интернет-маркетинга? Будет ли Интернет все более «человеческим»? Если да, то до какой степени?

Да, безусловно. Ведь пользователя Интернета гораздо легче анализировать, чем телезрителя. Его можно анализировать детально и использовать для привлечения его внимания самые разные технологии.
Но будущее интернет-рекламы не в привлечении, а в удержании и повышении лояльности потребителя. Интернет-реклама станет индивидуальной, максимально «человечной», и при входе на любой ресурс мы будем узнанными и получим баннер «Привет, Миша, у нас новые сервисы для твоего тарифа» или что-то в этом роде.

Начать дискуссию

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов

В зависимости от размера доходов за прошлый и текущий год будут разные варианты с НДС на УСН. Смотрите их в нашей таблице.

НДС при УСН в 2025 году: 27 вариантов
2
Бесплатно с Основные средства

Как провести переоценку основных средств и отразить ее результаты в бухгалтерском учете

После того, как основное средство приняли на учет, его можно учитывать двумя способами: по первоначальной или по переоцененной стоимости. Расскажем, как провести переоценку основных средств и отразить ее в бухучете в зависимости от вида объекта и выбранных организацией методов.

Как провести переоценку основных средств и отразить ее результаты в бухгалтерском учете
Отчетность в СФР

Как заполнить ЕФС-1 с учётом последних изменений. Конспект вебинара с видео и тестированием

«Клерк» приготовил для вас подарок — мы открыли для вас полный бесплатный доступ к конспекту вебинара. Поможем вам разобраться, что нового в заполнении ЕФС-1 и дадим 16 примеров заполнения электронной трудовой книжки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Интересные материалы

Банки

За покупку товаров на маркетплейсах с кредитной карты Сбера придется платить комиссию

Сбербанк удерживает комиссию при переводе денег с кредитных карт на внутренние кошельки маркетплейсов. При этом за покупки в рассрочку в приложении «Купер» Сбер не берет дополнительную плату.