Налоги, взносы, пошлины

Земля: покупка и продажа

Рынок земли стремительно развивается. Участки становятся обычным объектом купли-продажи. Однако есть существенное отличие: налогообложение операций с этим товаром зависит от того, кто был его прежним собственником.
1,3 тыс.

Рынок земли стремительно развивается. Участки становятся обычным объектом купли-продажи. Однако есть существенное отличие: налогообложение операций с этим товаром зависит от того, кто был его прежним собственником.

В. Корбут

Критерии признания расходов

Компании имеют право учитывать расходы на приобретение земельных участков с 1 января 2007 года. Эту возможность предоставила статья 264.1, введенная в Налоговый кодекс законом от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ. Нужно отметить, что законодатель позволяет списывать затраты только на покупку участков, которые на момент их приобретения находились в государственной или муниципальной собственности. Их продавцами выступают органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Кроме этого Налоговый кодекс предъявляет следующие требования. Предприятие сможет списать затраты на покупку земли, если участок либо приобретен для капитального строительства, либо на нем находится здание (п. 1 ст. 264.1 НК). Причем компания, которая покупает землю под зданием, должна являться собственником этого строения. По закону только владелец сооружения имеет право на приобретение земли под ним (п. 1 ст. 36 ЗК, п. 5 постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. № 11). Для признания расходов на покупку земли под домом потребуется свидетельство о праве собственности на строение.

Порядок, установленный статьей 264.1 Налогового кодекса, применятся в случае, если договор купли-продажи участка был заключен в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года (п. 5 ст. 5 закона от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ). Заключенным такое соглашение считается с момента его подписания. Поскольку земельный участок является объектом недвижимости, то переход права собственности на него подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 25 ЗК, п. 1 ст. 551 ГК).

Начать учитывать расходы по приобретению участка можно с момента подачи документов на регистрацию права. При этом подтверждающим документом служит расписка территориального органа Федеральной регистрационной службы о получении документов, где указана дата их представления (подп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК, п. 6 ст. 16 закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

к сведению

Затраты на покупку земельного участка у граждан и юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) организация не вправе учесть для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/313).

Два варианта списания затрат: выбор за организацией

Затраты на покупку земельного участка относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Порядок признания расходов на покупку земельного участка должен быть закреплен в учетной политике. Организация имеет право учитывать расходы на покупку земли одним из двух способов (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК).

Во-первых, предприятие может самостоятельно установить срок (но не менее 5 лет), в течение которого затраты будут учитываться равномерно. Соответствующую часть этих расходов списывают по итогам каждого отчетного, а затем налогового периода.

Пример 1

ООО «Спарс» купило у муниципального образования земельный участок для целей капитального строительства. Цена участка — 1 350 000 руб. Документы поданы в Регистрационную службу 15 июля 2007 года. Для учета расходов выбран способ, в соответствии с которым затраты списываются равномерно в течение 5 лет. Компания использует метод начисления. Отчетный период — месяц.

  1. Рассчитаем сумму, которую можно будет учитывать ежемесячно. Она равна 22 500 руб. (1 350 000 руб. : 5 лет : 12 мес.).
  2. Расходы на покупку земли компания начнет учитывать с июля — месяца, в котором сданы документы на регистрацию. По итогам 2007 года ООО «Спарс» включит в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль 135 000 руб (22 500 руб. × 6 мес.).

Второй способ обычно применяют, если фирма стабильно получает большую прибыль. Этот метод позволяет быстро списать стоимость участка. Он заключается в том, что затраты учитываются в размере, не превышающем 30 процентов базы по прибыли предыдущего налогового периода. При этом для расчета предельного размера расходов налоговая база предыдущего периода определяется без учета затрат на покупку участка указанного налогового периода (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК).

В учетной политике в этом случае пишут размер процентов. Кроме того, по мнению Минфина, следует указать также и срок признания расходов (письмо от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/95).

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что ООО «Спарс» предусмотрело в учетной политике, что расходы на приобретение прав на земельные участки признаются в размере 30 процентов базы по прибыли предыдущего налогового периода. Налоговая база за 2006 год — 1 900 000 руб., за 2007 год — 1 500 000 руб., за 2008 год — 2 000 000 руб.

  1. Определим размер затрат, которые будут учтены при расчете налога на прибыль в 2007 году. Они равны 570 000 руб. (1 900 000 руб. × 30%).
  2. Рассчитаем сумму расходов, которую ООО «Спарс» спишет в 2008 году. Она составит 621 000 руб. ((1 500 000 руб. + 570 000 руб.) × 30%).
  3. В 2009 году максимальный размер расходов, которые могли бы быть учтены как затраты на покупку участка, составляет 786 300 руб. ((2 000 000 руб. + 621 000) × 30%). Значит, фирма вправе списать остаток стоимости участка — он не превышает данного предела. Будет списана сумма, равная 159 000 руб. (1 350 000 руб. – 570 000 – 621 000).

В бухучете земельные участки относят к основным средствам и принимают к учету по первоначальной стоимости. Первоначальную стоимость участка формируют фактические затраты на покупку земли, в том числе сумма госпошлины (пункты 5, 7, 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н). К учету в качестве ОС землю принимают после составления акта о приемке-передаче участка по форме № ОС-1. Земельный участок не относится к амортизируемому имуществу. Учесть расходы на покупку земли в бухучете можно будет только при его продаже.

важно

При регистрации перехода права собственности на земельный участок требуется заплатить госпошлину, размер которой для юридических лиц составляет 7500 рублей (ст. 333.17; подп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса сумма пошлины включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Реализация: как списать убытки

При продаже земли, купленной у государства после 1 января 2007 года, порядок определения прибыли (убытка) от реализации устанавливает статья 264.1 Налогового кодекса. В этом случае убыток (прибыль) нужно определять по следующей формуле:
А = В – С, где:
А — убыток (прибыль), В — цена продажи земельного участка, С — невозмещенные затраты на его покупку.

Невозмещенные затраты — это часть расходов на покупку участка, которая к моменту его реализации еще не включена в состав расходов при исчислении базы по прибыли. Их величина рассчитывается как разница между расходами на покупку участка и расходами, учтенными до момента его реализации.

Убыток от реализации права на земельный участок включается в состав прочих расходов фирмы равными долями в течение срока, установленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса, и фактического срока владения этим участком (подп. 3 п. 5 ст. 261.1 НК). Данное положение Налогового кодекса разъяснил Минфин в письме от 8 мая 2007 г. № 03-03-05/111 (с полным текстом письма вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Чиновники указали, что для списания убытков от продажи участка предприятие может применить один из двух сроков.

Какой из них использовать — зависит от того, как организация признает расходы на приобретение участка. Если фирма списывает расходы в течение 5 лет и более, то и убыток от реализации участка будет равномерно признаваться расходами также в течение этого срока. В случае, когда предприятие учитывает расходы на покупку земли в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы прошлого года, убыток списывают в течение срока фактического владения участком.

Теперь рассмотрим ситуацию, при которой участок был куплен либо у государства до 1 января 2007 года, либо у частного собственника. При продаже земли прибыль (убыток) в этом случае определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 268 Налогового кодекса. Компания вправе уменьшить доход от реализации такого участка на следующие затраты:

  • расходы по его приобретению;
  • расходы, связанные с продажей участка.

Такая позиция высказана в письме УФНС по Московской области от 11 апреля 2007 г. № 24-17/0295, в постановлении ВАС от 14 марта 2006 г. № 14231/05.

Комментарии

ヽ( ゚ ∀ ゚ )ノ
Вот это удача! Да это же отличный шанс стать первым, кто !
    Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи, пожалуйста, .

    Что меняется в ЕФС-1 и НДФЛ в 2024 году / БухСтрим

    Меньше месяца остается до конца 2023 года. Бухгалтерам нужно готовиться к глобальным изменениям в работе: снова меняются сроки перечисления НДФЛ и правила отправки уведомлений, а еще обновят отчетность за работников.

    Центробанк поддержал идею открыть информацию о родственниках банкротов

    Арбитражные управляющие получат право собирать информацию из государственных органов не только о самом фигуранте банкротного дела, но и о его родственниках. Это поможет быстрее находить имущество должника.

    Мероприятия

    Актуальные мероприятия для бухгалтеров Добавить мероприятие
    Бесплатно с Учет расходов

    Новогодние расходы организации: отражение в учете, налогообложение

    Перед новым годом компании часто дарят подарки сотрудникам и их детям, а также украшают помещения. Разберем бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание новогодней атмосферы.

    Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
    УСН

    Какую упрощенку выбрать – «доходы» или доходы минус расходы»: таблица

    Выбирая режим УСН, многие бизнесмены задумываются, какой объект более выгоден – «доходы» или «доходы минус расходы». Смотрите расчеты в таблице.

    С предприятий в новых регионах не будут взыскивать долги до 2026 года

    Государственные и муниципальные предприятия из новых регионов могут получить мораторий на принудительное взыскание долгов.

    Сильно ли влияет 2-НДФЛ на принятие решения о блокировке карты?

    Здравствуйте! Директор весь год (до ноября) был в отпуске без сохранения зарплаты. Сейчас его как физ лицо проверяет банк по 115-ФЗ. Просят 2-НДФЛ, а у него доход только в декабре (зарплата за ноябрь). Сильно ли влияет 2-НДФЛ на принятие решения о блокировке карты?

    Binance не будет поддерживать p2p-операции с рублем

    По-прежнему проводить сделки с рублем смогут пользователи платформы CommEX. Нужно подключить аккаунт к учетной записи на Binance.

    Новые видео от экспертов каждый день

    Мы не согласны с данными сальдо в личном кабинете. Как оспорить?

    Дождались немыслимого акта с 1.01 по 6.12 ЕНП🙈 по транспортному у них начисление за 7 кварталов. Это почему? И плата ненамного не сходится, хотя платили вовремя и суммы несколько лет одинаковые. А они отрицательное сальдо выставляют.

    Зарплата

    Как правильно установить персональную надбавку сотруднику

    Обоснование персональных надбавок и доплат к заработной плате сотрудников: виды надбавок, как рассчитывать и устанавливать, можно ли отменить и как правильно это сделать.

    Как правильно установить персональную надбавку сотруднику

    Как в 1С: Бухгалтерии 8 быстро загружать кассовые чеки

    Бухгалтеры могут сэкономить время при внесении первичных документов в программу 1С. Достаточно в мобильном приложении распознать чек по фото или QR-коду и вся информация будет автоматически внесена в систему.

    Можно ли совмещать УСН и ПСН по одному виду деятельности в одном городе?

    Все-таки совмещать УСН и ПСН по одному виду деятельности в одном городе можно или нет? Может кто встречал судебные прецеденты? И в случае обнаружения, что патент все-таки получен пересчитают доходы на УСН?

    7 проблем при учёте командировок и как их избежать

    При учёте деловых поездок бухгалтер сталкивается с разными сложностями. Они затрагивают не только работу с документами, которые имеют свойство теряться, но и контроль расходов. Чем чаще сотрудники компании ездят в командировки — тем проще допустить ошибку. Разбираем главные проблемы, которые возникают при учёте деловых поездок, и способы их избежать.

    7 проблем при учёте командировок и как их избежать

    Налоговая опубликовала информацию о правонарушениях за 2022 год

    В открытом доступе появились сведения о налоговых правонарушениях, которые совершал бизнес в 2022 году. Можно увидеть размер недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

    АУСН

    Утвердили размер взносов на травматизм для бизнеса на АУСН на 2024 год

    Коэффициент индексации для взносов на травматизм на 2024 год – 1,098. Это касается плательщиков АУСН.

    Начал действовать закон об изъятии загранпаспортов у военнослужащих на границе

    В России начал действовать единый перечень оснований недействительности загранпаспортов. Документ был принят летом и предполагает возможность изъятия на границе загранпаспортов в том числе у призванных на военную службу.

    216
    Охрана труда

    Тренды в охране труда: наш отчет с выставки БИОТ (ни один манекен не пострадал)

    Выставка БИОТ стала наглядным напоминанием, что в мире нет ничего важнее человеческой жизни. Корпоративные команды слаженно оказывают первую помощь пострадавшим манекенам, а производители средств индивидуальной защиты создают все, чтобы не допустить несчастных случаев.

    Тренды в охране труда: наш отчет с выставки БИОТ (ни один манекен не пострадал)
    Самозанятые

    ТОП-6 ошибок в договорах с самозанятыми

    Название статьи условно, и перечень не закрыт. Хотя бы потому, что практически ежедневно появляются новые формулировки. Мы постараемся предостеречь от самых очевидных ошибок, которые непременно приведут к претензиям «работников», ГИТ и налоговой службы.

    ТОП-6 ошибок в договорах с самозанятыми

    Роспатент создал бесплатный сервис по товарным знакам

    Найти зарегистрированные и охраняемые товарные знаки теперь можно бесплатно. По текстовому описанию, по картинке и даже по звуку.

    ВЭД

    Справка о подтверждающих документах: что нужно знать бухгалтеру

    Разберем, в каких случаях представляется справка о подтверждающих документах (СПД), в какие сроки, когда можно этого не делать и как накажут, если вы были обязаны подать справку. но не сделали этого.

    Справка о подтверждающих документах: что нужно знать бухгалтеру

    Как составить инструкцию по охране труда для бухгалтера

    Роструд считает, что инструкция по охране труда нужна для каждой должности или профессии, специальности в штатном расписании. По ст. 214 ТК РФ работодатель обязан разработать такой документ, и игнорировать эту обязанность нельзя. Рассказываем, зачем бухгалтеру нужна инструкция по охране труда, и как ее составить.

    Как составить инструкцию по охране труда для бухгалтера