Клерк.Ру

Чиновникам могут запретить обмениваться бумажными документами

Правительство определилось с концепцией нового приоритетного направления нацпроекта по цифровой экономике — цифрового госуправления, пишет «КоммерсантЪ». Помимо «суперсервисов» для граждан, цифровой идентификации и развития системы межведомственного взаимодействия, предусматривается формирование единой модели управления данными.

Программу презентовал заместителя главы Минкомсвязи Максим Паршин на форуме «Открытые инновации» в Сколково, заявив, что речь идет о построении «сервисного государства версии 2.0».

Он пояснил, что далее обновление государственной машины будет осуществляться по шести направлениям: это «суперсервисы» для граждан и бизнеса, цифровые профили и идентификация, «единый фронт» взаимодействия их с государством, «единый транспорт» документов и данных между ведомствами, единая модель данных и единая платформа услуг и сервисов.

«Заповеди» новой модели — безбумажные процессы, автоматическое принятие решений, повышение роли МФЦ, отказ от физических документов (кроме удостоверения личности), комплексное решение жизненных ситуаций, отделение «фронта» госуслуг (взаимодействия с пользователем) от «бэка» (процесса принятия решений), мультиканальность взаимодействия.

Предварительный список из 25 «суперсервисов» сформирован на основе типичных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане. В него входят

  • онлайн-доступ к информации о стоимости оказанных медицинских услуг по полису ОМС;
  • онлайн-оплата штрафов, налогов и взысканий, снятие ограничений;
  • онлайн-оплата услуг школ, детских садов, кружков и секций;
  • заботы, связанные с потерей близкого человека;
  • оформление цифрового полиса ОСАГО / каско;
  • регистрация ДТП (европротокол);
  • онлайн-расчет размера пенсии;
  • получение цифрового полиса ОМС/ДМС;
  • оформление цифрового больничного;
  • цифровой охотничий билет, выдача квот;
  • цифровая виза;
  • цифровая трудовая книжка;
  • оформление лицензий и разрешений на различные виды предпринимательской деятельности;
  • оформление пособий и льгот;
  • оформление ипотеки;
  • получение субсидий и оформление других мер государственной и муниципальной поддержки бизнеса;
  • аренда государственного и муниципального имущества;
  • перевод в цифровой вид исходно-разрешительной и строительной документации;
  • цифровое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
  • регистрация брака;
  • формальности, связанные с рождением ребенка;
  • единое мобильное приложение для звонков в 112;
  • цифровые путевые листы и товарно-транспортные накладные;
  • подача заявления в правоохранительные органы;
  • упрощение оформления кредита, проверка кредитной истории.

В рамках единого цифрового профиля идентичность граждан и юрлиц будут формировать автоматически, запрашивая через СМЭВ актуальную информацию ведомств. Система «ГосWEB» должна привести к общему знаменателю нынешние 135 тыс. сайтов органов власти и более 100 порталов госуслуг. Платформу gov.ru предлагается превратить в единую экосистему информационного и сервисного взаимодействия граждан и государства.

Нынешняя СМЭВ станет центральной системой формирующейся национальной системы управления данными (НСУД) и будет дополнена цифровой платформой юридически значимого электронного документооборота.

«Здесь мы можем говорить даже о полном запрете органам власти всех уровней обмениваться бумажными документами»,— отметил Максим Паршин.