Клерк.Ру

Как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов

В блоге Владимира Турова рассказали, как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов. Главное, закрыть глаза на различия отношений по ГК РФ и ТК РФ. Ведь разница всего лишь в одной букве… 

Перейдем от слов к делу: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 года по делу№ А70-13715/2017. Из этого судебного решения я собрала 9 простых советов для тех, кто жаждет аналогичного экстрима (или, наоборот, не хочет угодить в подобную историю).

Итак, компания сотрудничала с индивидуальными предпринимателями, которые являлись ее работниками по ТК РФ. Нет, не бывшими, а настоящими. Идея заключалась в оказании услуг, которые не были предусмотрены трудовыми договорами. Двенадцать ИП-шников вели деятельность на свой страх и риск и одновременно соблюдали нормы трудового законодательства. По мнению компании, это нормально. А по мнению инспекции, это схема. Причем настолько «деревянная», что тянет на переквалификацию договоров ГПХ в трудовые и доначислением НДС и НДФЛ работодателю-заказчику услуг…

Но давайте все-таки ответим на вопрос, который мы задали в начале статьи: как сделать из работников ИП и потерять 26 миллионов? На этот счет есть целых 9 вредных советов.

Совет №1: не увольнять сотрудников и соблюдать принцип «работодатель и заказчик услуг – одно и то же лицо». По мнению инспекции, компания не должна была привлекать своих работников в качестве контрагентов по договорам ГПХ, выплачивая за выполненные работы и заработную плату, и денежное вознаграждение по договорам ГПХ.

Отключить рекламу

Совет №2: регистрировать предпринимателей исключительно для целей компаний. Инспекторы выяснили, что в большинстве случаев при увольнении сотрудника из штата компании он сразу же закрывал свое ИП. Поэтому компания целенаправленно регистрировала работников в качестве ИП.

Совет №3: забыть про акты оказанных услуг. Предприниматели заверяли, что составляли акты оказанных услуг и передавали компании на электронных носителях. А потом «успешно» забывали и не сохраняли. Зачем хранить макулатуру и забивать память компьютеров ненужной информацией?

Совет №4: не заморачиваться с прочей отчетностью. Не менее «успешно» ИП забывали готовить отчеты, проводить исследования, составлять акты наблюдения и мониторинга и т.д. К черту формальности!

Совет №5: обсуждать условия тет-а-тет с заказчиком и, желательно, забыть, кто заказывал услуги. Предприниматели рассказали инспекции, что выполняли услуги, получали деньги, но не помнят, от какой компании. На вопрос инспекторов: «Хорошо, покажите вашу переписку с заказчиком?» – предприниматели ответили, что все задания обсуждали устно.

Совет №6: работать на дому, экономить на аренде техники и офиса. «Мы работали дома. А мы арендовали помещение у управляющей компании». Инспекцию не надуришь: слова ИП-шников не нашли подтверждение в банковских выписках. Наоборот, проверяющие выяснили, что именно компания платила за аренду и обслуживание этого помещения.

Отключить рекламу

Совет №7: либо работать на территории работодателя 40 часов неделю. Логика предельно проста и вытекает из признака №5. Предприниматели, а по совместительству сотрудники, работали в помещении, арендованном компанией. От звонка до звонка. Настоящие трудовые отношения.

Совет №8: ежемесячно получать вознаграждение непонятно за что. Без разницы: выполнил работы или нет, составил отчет или нет. Главное – деньги на расчетном счету. Именно так это выглядело со стороны инспекции в данном деле. Что полезного сделали предприниматели для компании, выяснить не удалось, ведь документов нет. Но вознаграждение за свой «гражданско-правовой труд» они получали с регулярностью 2 раза в месяц.

Совет №9: не соблюдать условия договора ГПХ. Договором предусмотрено составление заявок на оказание услуг в электронной форме. Но эту формальность ИП с заказчиком упустили. Плюс, акты приема-передачи оказанных услуг, про которые благополучно забыли…

Советы от том, как перестать делать «детские» ошибки в попытках оптимизации налогообложения, читайте в продолжении статьи.

Отключить рекламу