Налоговые проверки

Не суй свой нос. Компании запрещено знать, зачем ИФНС документы по контрагенту

Если такой подход распространится, то инспекции получат возможность истребовать документы за период времени вне рамок проверки.

Пермская налоговая потребовала у компании «Ростинвестлизинг» договоры аренды, счета-фактуры, товарные накладные и т.д. по контрагенту «Чайковский кирпичный завод» за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.

Документы требовались вне рамок проверки. Инспекция действительно может требовать документы вне рамок проверки, но:

– должна быть обоснованная необходимость в этих документах;

– документы могут требоваться по конкретной сделке (п.2 ст.93.1 НК).

То есть вне рамок проверки истребовать документы за период инспекция по НК не может. Компания документы не подала и пошла в суд. И там выяснилось, что суды очень интересно толкуют Налоговый кодекс, поясняют «Налоговые адвокаты».

Компания заявила, что инспекция не доказала обоснованную необходимость в получении документов и вообще документы требуются безосновательно. Но суд сказал, что:

– инспекция не обязана обосновывать необходимость истребования документов: «аргументы заявителя об обязанности налогового органа раскрыть обоснованную необходимость получения документов суд находит несостоятельными»

– Статья 93.1 говорит о том, что документы запрашиваются в служебных целях, значит, все в порядке.

– Для пущей важности суд сослался на несколько актов Конституционного суда, из которых следует, что у налоговой имеется контрольная функция, которую та осуществляет самостоятельно. Поэтому налоговая сама решает, целесообразно проведение конкретного контрольного мероприятия или нет. В пределах кодекса, конечно.

Так решили три инстанции. Неизвестно, решила ли компания идти в ВС РФ.

Если такой подход распространится, то инспекции получат возможность истребовать документы за период времени вне рамок проверки. Какая разница, что в НК у инспекции такого права нет?

Налоговая миграция в Калмыкию: полный провал

Я много раз говорила: если хорошая схема оптимизации налогов становится слишком массовой, скоро она станет плохой. Так случилось и с налоговой миграцией в разные регионы России из Москвы... Ну что, уже начали получать уведомления из ФНС Калмыкии, Удмуртии, Кургана? Нет, ну ничего, не долго осталось.

Налоговая миграция в Калмыкию: полный провал
3

Комментарии

8
  • Рустем

    Хм, интересно как шло обоснование позиции и зачем вообще пошли в суд? Их что к ответственности привлекали? Или просто решили судьбу испытать! Просто слать инспекцию налоговый кодекс читать и все! Не надо бегать в суд по каждому поводу и чиху.

  • Alexeykalinin

    Соглашусь с комментарием выше. Хотя стоит отметить что более менее положительная практика иногда проскальзывала в 2015-2016 года, а вот после это уже что-то невообразимое. Если действительно был штраф, то возможно и стоило оспаривать. Исходя из своей практики могу сказать, что в 95% случаях обоснованный отказ со ссылкой на нормы кодекса не приводит к каким-либо негативным последствиям.

    • Надежда

      А как грамотно обосновать отказ от предоставления документов в этом случае ?

      • Рустем

        Для правильного ответа на ваш вопрос нужно посмотреть требование! Поверьте на слово, нет такого требования из инспекции, к которому нельзя привязаться и салат их лесом или полем

  • titova-tlt

    Зачем воздух судом сотрясать было? Отписались бы и все...

    Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, если вне рамок проведения налоговых проверок у Инспекции возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, налоговый орган вправе истребовать эти документы (информацию). В поручении об истребовании документов (информации) указывается, в частности, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость их представления (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

    Порядок истребования документов (информации) регламентирован приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@, которым также утверждены формы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий. В соответствии с указанным приказом требование о предоставлении документов (информации) должны содержать наименование документа; период, к которому он относится; при наличии указываются реквизиты или иные индивидуализирующие признаки; истребуемая информация, в случае истребования информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку; наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении (информации).

    Из содержания письма, не ясно, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенную информацию, не обоснована причина истребования пояснений по сделкам, отсутствует мотивировка, чем вызвана такая необходимость, не указано конкретное основание истребования документов (информации).