При расчете покупателю должны выдать кассовый чек: бумажный или электронный — если до момента расчета покупатель дал номер телефона или электронный адрес. ФНС напоминает об этом в письме от 23.04.2025 № АБ-4-20/4130@.
Если покупатель не предоставил свой номер или электронный адрес для отправки электронного чека до момента расчета, ему нужно выдать бумажный чек. Такой же порядок надо соблюдать, если покупатель в момент расчета молчит.
«В указанных случаях продавец не вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, даже если покупатель инициативно сообщит продавцу, что ему не нужен кассовый чек», — указано в письме ФНС.
Соответственно, вопрос кассира к покупателю «Нужен вам кассовый чек или нет?» налоговики считают некорректным в целях исполнения продавцом обязанности по применению ККТ.
За нарушение установленного порядка выдачи и направления кассового чека на бумажном носителе и в электронной форме грозит штраф по ч. 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. А если при этом не применили ККТ — то по ч. 2 и 3 КоАП, предупреждает ФНС.
Особо отмечено, что закон 54-ФЗ о применении ККТ не регламентирует порядок и форму получения согласия у покупателя/клиента для направления чека на телефон или по электронной почте.
Эксклюзивные материалы, актуальные комментарии и ответы экспертов в Telegram-канале Клерк.Премиум.
Комментарии
19Может кто нибудь расскажет в чём фишка для крупной продуктовой торговой сети спрашивать нужен чек или нет, если они обязаны выдать чек по закону?Вот мелкие из-за страха перед налоговой даже не спрашивают, а сразу выдают
Что-то вроде экономии чековой ленты.
каждый чек - это копеечка на затраты.
Ну а как говорил Родион Раскольников: Одна бабка - рубль, а десять бабок - уже червонец!
Они спрашивают как раз надо ли его печатать, потому как если у тебя есть бонусная карта этой сети, тебе чек автоматом и придёт на почту или отобразиться в приложении. А мелкие не спрашивают, потому что им проще напечатать чек, чем у каждого спрашивать емэйл
Только если соотвествующая настройка подключена.
Карта может быть, но эл. чек при этом никуда не приходить. Но если подключил - будет приходить на почту.
Про емейл ни разу не слышал разговора на кассе
Вопрос звучит коротко: да или нет. Если нет - до свидания.
В приложении в любом случае отражается. И в ЛК.
Так я про то и говорю. Крупные не спрашивают емэил на кассе, потому что они его спрашивают при активации бонусной карты. А мелкие, потому что манали они эти электронные чеки
Так и представляю кассира с такой репликой:
- Вы не получите колбасу, пока не назовёте свой email.
И старая бабулька начинает пытаться сообразить что от неё хотят, и кто теперь захватил их деревню, куда прятать имеющееся имущество, что бы не реквизировали....
Красные приходят – грабють.
Белые приходят – грабють.
А теперь ещё и хемаилы какие-то!
Тьфу, срамота окаянная, Сталина на вас неть!
Не вижу чтобы инспекторы ходили по супермаркетам и штрафовали за отсутствие чека. Широкое поле для сбора неучтенки «штрафов».
Ходят и штрафуют,ещё и трудовые отношения проверяют с продавцами.Рыбинск
тут важно знать, у каких "супермаркетов" есть устное разрешение, а у каких нет. у пятерочек точно есть, раз их поддержка декларирует обязанность кассира задавать вопрос "нужен ли чек"
Причём этот вопрос звучит громко , ясно, слышимо для всех в радиусе метров в десять и поголовно для каждого !