Какие компенсации положены за изъятие имущества для госнужд: комментарий эксперта
При изъятии активов государство обязано возместить их рыночную стоимость и связанные убытки, а в отдельных случаях — и упущенную выгоду. Компенсация не облагается НДС, а для УСН и налога на прибыль действуют специальные правила учета.
Государство имеет право изъять практически любые виды материальных активов как у физлиц, так и у юрлиц. Законные основания включают развитие инфраструктуры, реновацию, национализацию (ст. 279 ГК РФ).
Собственнику обязаны выплатить компенсацию за изъятое имущество. В нее входят рыночная стоимость актива и связанные убытки. Это может быть:
стоимость не только изъятого земельного участка, но и построек на нем;
упущенная выгода — например, если объект использовался в бизнесе.
Вместо денег могут предложить другое имущество, но собственник вправе отказаться. Он также может оспорить размер компенсации в суде.
Как облагается компенсация за изъятое имущество:
Не включается в доходы при УСН.
Не облагается НДС.
По налогу на прибыль не учитывается в доходах в части возмещения реальных убытков, но повторно списать уже компенсированные расходы нельзя (пп. 68 п. 1 ст. 251 НК, п. 48.36 ст. 270 НК).
Вышел новый мини-курс, в котором наш эксперт Елена Ярушкина за две минуты объясняет, что нужно знать при изъятии активов государством, какие компенсации положены и на какие нормы права опираться.
Смотрите и читайте материалы мини-курса здесь: «Изъятие активов государством: что положено собственнику».
🤫Компенсируйте себе время, которое уходит на поиски ответов по всему интернету. Ответы и инструменты для бухгалтера уже собраны в сервисе Клерк.Система. Оформить от 1 190 ₽/мес.
