Клерк.Ру

МИФНС №5 по Тамбовской области сообщает об изменениях в налогообложении физлиц

Законодательством установлены три основных налога, которые уплачивают физические лица: земельный, транспортный и налог на имущество. Все они являются имущественными налогами, и их платят граждане, в собственности у которых находится соответствующее имущество.
Платежи от этих налогов остаются в консолидированном бюджете области. Из них налог на имущество и земельный налог поступают в местные бюджеты по месту нахождения имущества и земельных участков, а транспортный налог полностью перечисляется в областной бюджет. Начисление имущественных налогов осуществляют налоговые органы на основании сведений представленных органами осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию транспортных средств.


Налог на имущество


В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1), плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности:
• приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения – с момента регистрации прав собственности в учреждениях юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
• квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дачи в дачно-строительных кооперативах, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах – с момента выплаты паевого взноса.
С 2010 г. урегулирована проблема определения суммы налога на имущество, которое находится в общей собственности. Теперь доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения признается отдельным объектом налогообложения ( п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1).
В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ, инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1), а инвентаризационная стоимость имущества, которое находится в общей совместной собственности нескольких лиц, рассчитывается как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу его собственников. При этом налог обязан уплачивать каждый из собственников (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1). Отметим, что согласно ранее действовавшему порядку налог на имущество, находящееся в общей совместной собственности нескольких лиц, могло перечислить одно из них по общей договоренности (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1).
Данные положения действуют с 1 января 2010 г., при этом распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного следует, что налог на имущество физических лиц за 2009 г. уплачивается по новым правилам.
Налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоговым периодом по налогу является календарный год.
Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах. При этом в редакции п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1, действовавшей до 01.01.2010, указывалось, что органы местного самоуправления могли определять различные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и по иным критериям (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1). Например, в зависимости от вида помещения (жилое или нежилое), целей использования (личные или коммерческие) и т.п. С 1 января 2010 г. ставки дифференцируются только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не могут.
Законом № 2003-1 предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество физических лиц. Например, от уплаты налога полностью освобождаются
• Герои Советского Союза и герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
• инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
• участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
• пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для отдельных категорий плательщиков.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налоговые органы, исчислившие налог на имущество, вручают гражданам налоговые уведомления на уплату указанного налога не позднее 1 августа.
Уплата налога производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.

Земельный налог


Земельный налог, начиная с 1 января 2006 года, начисляется согласно гл.31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в зависимости от кадастровой оценки земельного участка. В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налогоплательщикам физическим лицам налоговую базу определяют налоговые органы. Они рассчитывают налоговую базу на основании сведений, которые представляются на сегодняшний день органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.
С 1 января 2010 г. плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектами налогообложения, на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Напомним, что не облагаемые налогом участки перечислены в п. 5 ст. 389 НК РФ. Ими, в частности, являются земли из состава лесного фонда и некоторые участки, ограниченные или изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. Таким образом, с 1 января 2010 г. организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только такие земельные участки. Следовательно, эти лица не должны подавать декларации по земельному налогу, так как представление деклараций является обязанностью плательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).
Сроки уплаты земельного налога и его конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Размеры ставок не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом или предоставленным для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Транспортный налог


Этот налог введен с 2003 года главой 28 НК РФ «Транспортный налог». В нашем регионе порядок его взимания регулируется законом от 28 ноября 2002 г. № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» (с учетом изменений и дополнений). В законе определены ставки налога и сроки его уплаты.
Законом Тамбовской области от 26 октября 2007 года № 282-З «О внесении изменений в статью 9 закона Тамбовской области «О транспортном налоге в Тамбовской области» был изменен срок уплаты транспортного налога физическими лицами. Так, в соответствии с новой редакцией срок уплаты транспортного налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Следует отметить, что определяющим фактором для налогообложения, является наличие государственной регистрации транспортного средства, т.е. как только человек ставит автомобиль на учет в органах ГИБДД, у него возникает обязанность по уплате транспортного налога. И заканчивается данная обязанность в тот момент, когда автовладелец снимает транспорт с учета.
Очень часто налоговые органы сталкиваются с протестами граждан, которые продали свои автомобили по доверенности. Эти автовладельцы не считают себя собственниками транспортных средств и плательщиками налога. Однако, налог должен уплачивать тот, кто официально, а не фактически является владельцем транспортного средства.
Такое же положение и по транспортным средствам не пригодными к эксплуатации, но не снятыми их владельцами с учета в ГИБДД.
Законом не установлена зависимость между фактической эксплуатацией транспортного средства и уплатой налога. Освобождение от уплаты транспортного налога наступает только после снятия транспортного средства с учета при обращении в соответствующие органы – ГИБДД, Инспекцию Гостехнадзора.
Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя и типа транспортного средства.
Согласно принятым изменениям в Закон «О транспортном налоге в Тамбовской области» от 27.11.2009 г. в п. 2 ст. 7 Закона, с 1 января 2010 года ветераны боевых действий полностью освобождаются от уплаты транспортного налога на территории Тамбовской области в части зарегистрированных на их имя (не более одного на владельца) легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно или мотоциклов.
Лица, имеющие право на льготу, должны заблаговременно предоставить соответствующие документы в налоговый орган по своему месту регистрации. При необходимости документы обязательно обновляются.
Также с 1 января 2010 года от уплаты налога на территории Тамбовской области не освобождаются:
1) бюджетные учреждения, финансируемые из областного и местных бюджетов;
2) предприятия, осуществляющие содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, являющихся государственной собственностью), у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет не менее 70 процентов от общей суммы доходов;
3) сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в части принадлежащих им грузовых автомобилей, независимо от мощности двигателя.
4) организации, осуществляющие деятельность аэропортов, деятельность по управлению аэропортами и воздушным движением.

Межрайонная ФНС России по России №5 по Тамбовской области

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама
Отключить