Интервью

«Юрист должен быть кровно заинтересован в наиболее эффективной реализации проекта»

За четыре года юридический департамент крупнейшей девелоперской корпорации Mirax Group увеличился в восемь раз – с 5 до 40 человек. И это не предел, поскольку, по словам директора департамента Сергея Кавченкова, в планах компании создание нового вида юристов – управленцев рисками.
1,3 тыс. 6

За четыре года юридический департамент крупнейшей девелоперской корпорации Mirax Group увеличился в восемь раз – с 5 до 40 человек. И это не предел, поскольку, по словам директора департамента Сергея Кавченкова, в планах компании создание нового вида юристов – управленцев рисками.

Юристы – риск-менеджеры

– Специфику работы юридической службы компании может задать не только бизнес, но и, как мне кажется, личность руководителя юрдепартамента. У вас есть такая специфика?
– Если говорить о специфике непосредственно в юридической работе, то как цель сегодня стоит создание в рамках нашего департамента подразделения по управлению рисками.

– О каких рисках идет речь?
– О рисках основного бизнеса. Обычно в компаниях существуют отдельные структурные подразделения для этого, но мы решили сделать эту функцию частью работы юристов.

Наши юристы не занимаются, к примеру, хеджированием на фондовом рынке – это прерогатива финансово-экономического департамента.

На наш департамент возложена задача управления рисками девелоперской составляющей – начиная от вопросов корпоративной структуры холдинга «Миракс Групп» (владения, перехода прав, управления), до рисков, связанных собст-венно со строительством – получение разрешительной документации, контакты с госорганами (согласования и т. д.), выстраивание договорной базы, отношений с подрядчиками, претензионная работа и многое другое.

–Признаться, все равно непонятно, что значит юрист, управляющий рисками. Вроде бы все, что вы назвали – это обычная работа юристов…
– В рамках каждого из департаментов, занятых в строительстве, в отдельности сложно изучить всю систему реализации проекта или деятельности компании в целом. Поэтому мы приняли решение выявить систему показателей («болевых» точек) каждого из направлений деятельности. Это даст нам возможность конт-ролировать любой процесс, в данном случае – девелопмент, от начала до конца. Чтобы проект не стал развиваться хаотично и не мог поставить под угрозу деятельность компании. Вот на сегодня юристы только определяют эти точки контроля. В перспективе скорее всего будет создан отдельный департамент, который и будет держать под контролем показатели работы, вовремя реагировать на их изменения, направлять процесс в нужное нам русло.

– Почему этим заняты именно юристы, а скажем, не финансисты или собственно строители?

– Потому что именно юристы готовят документы, накладывающие обязательства на компанию.

– Вам приходится расширять штат или этим занимаются те же юристы, что ведут основную работу?
– Опыт показывает, что намного эффективней вырастить специалиста у себя, нежели принимать на работу «со стороны». Именно по этому пути мы идем. Необходимо, чтобы человек вырос, изучая процесс изнутри. На сегодня в департаменте более 40 юристов, не считая персонал, не занятый юридической работой (всего в компании более 3,5 тыс. сотрудников). С нагрузкой они справляются, хотя скорее всего расширение неизбежно, ведь наш бизнес растет достаточно динамично. К примеру, когда я только пришел в компанию, юристов было только пять человек, то есть за четыре года число сотрудников департамента увеличилось в восемь раз.

Каждому проекту свой юрист

– Каким образом распределены полномочия внутри департамента между юристами?

– Работа юридической службы у нас централизована – это была одна из задач, которую передо мной ставило руководство, назначая на эту должность. Если раньше каждое подразделение имело своих юристов, то сейчас все работают в рамках одного департамента. В этом есть неоспоримые преимущества. Во-первых, это позволяет наладить эффективный контроль над холдингом в целом в интересах собственников. Во-вторых, обеспечивается лучшее управление. И, в-третьих, возможно внедрять единые стандарты деятельности (в договорной работе, претензионной и других). Таким образом, сейчас мы пошли по пути привязки юристов не к отделу, а проекту – с соответствующей мотивацией. На мой взгляд, это способствует тому, чтобы юрист точно знал, что ему нужно сделать, и был кровно заинтересован в наиболее эффективной реализации проекта. При этом процедуры контроля и единые стандарты не дадут ему выйти за рамки дозволенного: проще говоря, не позволят обещать и делать то, что обещать и делать нельзя.

– 40 человек – очень много, какова структура департамента?
– В департаменте несколько отделов. Самый многочисленный – корпоративный, который занят решением акционерных вопросов. Юристы отдела отслеживают структуру холдинга, обеспечивают собрания акционеров, работают с реестродержателями и т. д. Следующий отдел – международный, он был сформирован примерно год назад в связи с выходом компании на рынки дальнего зарубежья (на сегодня мы уже строим в Турции, Черногории, США). В этом отделе работа также разделена на направления: работа с акционерами-нерезидентами, соинвесторами проектов и договорная работа с иностранными партнерами, подрядчиками строительства. Также достаточно большой отдел – по сопровождению продаж (переговоров с покупателями площадей, заключению договоров).

Подробнее можно остановиться на группе юристов, обеспечивающих эксплуатацию проектов. Это еще один отдел, куда очень сложно найти юристов со стороны, а нужно вырастить внутри. Причем это касается и иностранных специалистов, которые не столько дороги, сколько просто часто не знают нашей специфики. Объясню на примере. Если, скажем, в США вы чаще всего не можете стать собственником здания (обычно продается право аренды на 99 лет), то у нас собст-венник может быть не один. У того комплекса, где мы сейчас находимся (башня «Федерация» в районе Москва-Сити. – Примеч. ред.), более 100 собственников. Таким образом, юрист отдела эксплуатации должен быть своего рода генератором идей, выработать концепцию эксплуатации, которая учитывала бы интересы всех собственников строительных площадей, была выгодной и наиболее прибыльный для каждого.

Также в рамках нашего департамента образован архивный отдел, который собирает и хранит документы по каждому проекту. Это очень удобно, например, при взаимоотношениях с аудиторами, которые могут получить быстрый доступ к необходимым данным.

– Сколько человек занимается судебно-претензионной работой?

– Для этого существует договорной отдел, который одновременно и ведет суды. В нем работает семь юристов. Чтобы представлять себе нагрузку, замечу, что они готовят примерно 1,5 тыс. договоров в месяц. Что касается судов, то, наверное, не буду оригинален, если скажу, что мы ими не увлекаемся, хотя они у нас есть.

О судах и взятках

– Перед нашей встречей я поинтересовался судами с участием компании, благо это легко позволяет сделать, например, сайт Москов-ского арбитражного суда. Разумеется, это не вся практика, но тенденция налицо: большая часть судов у вас с налоговиками и антимонопольной службой, а с контрагентами тяжб мало. За что вас не любят регуляторы?

– Если говорить о судебных процессах с налоговыми органами, то подавляющее большинство дел у нас связаны с возмещением налога на добавленную стоимость, который время от времени нам отказываются возвращать налоговики. Думаю, это известная для бизнеса проблема, когда налоговый орган под любым предлогом (придирки к документам и т. п.) отказывает в возврате налога.

У нас доходило до того, что компания «Миракс-Сити», крупнейший застройщик, попала в список убыточных компаний, который столичное УФНС России опубликовало в прошлом году. Попадание в этот список вполне объяснимо, ведь это стройка, которая на начальном этапе всегда показывает убыток. Но это не было логичным для самих же налоговиков, так как компания получала отказы в возмещении НДС на крупные суммы, без которых строительство дорожает и замедляется. На мой взгляд, такой чиновничий произвол прекратится только тогда, когда будет введена персональная ответственность должностного лица.

Судебные процессы с Федеральной антимонопольной службой, на мой взгляд, больше влияют на рынок*. В ряде судов нам удалось доказать свою правоту в том, что нет никакого смысла получать согласие антимонопольного органа на любые реорганизации внутри холдинга, если холдинг абсолютно прозрачен для регулятора.

– Каков итог этого противостояния?
– Антимонопольная служба придерживается иной позиции, и хотя мы с ней и не согласны, но будем ее учитывать, в конце концов у нас нет намерений пробивать «лбом стену». Думаю, что это будет просто очередная бюрократическая нагрузка на бизнес, больше придется отвлекать ресурсов (людей, труда, денег), чтобы как-то соответствовать позиции ФАС или опять же оспаривать ее в зависимости от ситуации.

ДЛЯ СПРАВКИ. В прошлом году ФАС России оштрафовала компанию «Миракс Групп Ходинг Б.В.» за нарушение законодательства о конкуренции. Антимонопольная служба посчитала, что компания обязана была предварительно согласовать в службе сделку о покупке 99,99 процента долей ООО «Миракс управляющая компания» у «Хиротин Холдингз Лимитед», поскольку сумма активов покупателя и покупаемой компании (а также всех компаний, входящих в группы покупателя и ООО) превышал 3 млрд рублей (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ). Компания возражала против решения тем, что получение одобрения в данном случае не имеет смысла: сделка была осуществлена в рамках холдинга (одной группы лиц), ведь продавец долей («Хиротин Холдингз Лимитед») и покупатель («Миракс Групп Ходинг Б.В.») входят в одну группу компаний. Суд отменил решение о штрафе, но по другим, сугубо формальным основаниям. Так, ФАС не смогла представить доказательства того, что протокол о правонарушении был составлен в присутствии законного представителя компании, о возбуждении дела был уведомлен только представитель, действующий по доверенности (решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.08 № А40-66871/07-146-469).

– Напоследок хотелось спросить вас вот о чем. Есть устойчивое мнение, что любой новый бизнес, а тем более строительство, не обходится без взяток чиновникам, главам различных администраций, мэрам городов и т. д. Взять хотя бы систему получения разрешений, которая давно обросла завуалированными поборами. Что скажете?
– Взяток мы не даем никому и никогда. Получение разрешений у нас занимает очень много времени (не менее шести месяцев), но мы проходим все процедуры так, как этого требует закон. Но главное в том, что в большинстве наших проектов мы приобретаем землю или объекты у собственников (арендаторов), то есть являемся вторичным приобретателем.

– Это значит, что продавцы включают суммы взяток в цену объекта…
– Об этом судить трудно, но возможно, что наши издержки несколько больше, чем если бы мы приобретали права напрямую.

Сергей Кавченков родился в городе Гагарин Смоленской области в 1970 году. В 1992 году закончил исторический факультет Смолен-ского педагогического института. В 1995 году поступил на заочное отделение Московской государственной юридической академии, окончил в 2000 году. Практику юриста начал с 1995 года, специализировался на девелопменте, инвестициях, земельных правоотношениях и отношениях подряда, работал адвокатом. В 2004 году пришел в корпорацию «МИРАКС» на должность юриста, через два года возглавил юридический департамент компании.
Плюс еще пять вопросов

Когда начинается ваш рабочий день и сколько он длится?
Обычно в 8.30 утра я уже на работе, ухожу примерно в девять вечера, получается около 11 часов «чистого» рабочего времени.

А семья?
На сегодня я юридически не женат.

В штат подбираете сотрудников только таких, как сами – трудоголиков?
Желание работать, конечно, важно, но без опыта и знаний, я думаю, одного желания недостаточно. У нас многоступенчатый отбор персонала, в том числе в наш департамент. Кандидат проходит два вида тестов: психологический и профессиональный. Далее собеседование с начальником отдела, потом – со мной. Каждого сотрудника я утверждаю лично. Для меня очень важен опыт работы, навыки, реальное умение сотрудника справляться с поставленными задачами, генерировать идеи.

То есть студента или выпускника не возьмете?
Скорее нет, чем да. По практике могу сказать, что диплом престижного юридического вуза не дает никакой гарантии в том, что его обладатель действительно хороший специалист.

Что сегодня волнует больше всего?
Очень бы хотелось завершить работу и договориться по всем вопросам эксплуа-тации с одним из крупнейших собственников – «Внешторгбанком», который приобрел у нас 7–32 этажи башни «Федерация». Это будет для нас не только хороший опыт, но и визитная карточка.

Начать дискуссию

Стало проще получить усиленную квалифицированную электронную подпись

Оформить Госключ теперь можно в МФЦ или отделениях банков.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💻Популярные интернет-бухгалтерии: какую выбираете вы? Опрос

Без онлайн-сервисов уже невозможно представить работу бухгалтера. И вовсе не обязательно быть привязанным к компьютеру, чтобы вести учет. Все можно делать в интернете. Поделитесь, о каких сервисах вы слышали, а какими реально пользовались или пользуетесь сейчас. Получится ли интрига — кто лидирует на рынке? ;)

Экспорт

Какие будут меры поддержки в новом нацпроекте по экспорту

Новый нацпроект по экспорту будет рассчитан до 2030 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Россияне, живущие за границей, получат полный доступ к Госуслугам: из каких стран

С 1 июля 2024 года МИД начнет в экспериментальном режиме подтверждать учетные записи российский пользователей портала Госуслуги, которые живут за границей. Также они смогут оформить электронные подписи.

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов

Уверенность в благонадежности своих контрагентов — важный этап на пути к прозрачности бизнеса и сохранению спокойствия при прохождении налоговых проверок.

Технологии ДРТ по проверке контрагентов — надежная защита вашего бизнеса от претензий налоговых органов

Кабмин может не поддержать законопроект о регулировании маркетплейсов

Чтобы не допустить конфликтов между маркетплейсами, селлерами и покупателями, правительство отправит депутатский законопроект о маркетплейсах на концептуальную переработку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🎈Акция ко Дню Главбуха! Топовые онлайн-курсы по маркетплейсам, финмоделированию, зарплате и ФСБУ по 3 690 рублей!

Расширьте карьерные горизонты с новой акцией на курсы «Клерка» специально ко Дню главного бухгалтера! Консультируйте клиентов на маркетплейсах, применяйте в работе федеральные стандарты без ошибок, изучите финмоделирование и считайте зарплату без ошибок! До 22 апреля все курсы стоят 3 690 рублей!

🎈Акция ко Дню Главбуха! Топовые онлайн-курсы по маркетплейсам, финмоделированию, зарплате и ФСБУ по 3 690 рублей!

Иностранные банки закрыли инвесторам из РФ доступ к статусу их ценных бумаг

Российские инвесторы не смогут перевести свои активы в отечественные депозитарии и участвовать в замещении облигаций.

Медицинское освидетельствование иностранных граждан в России

Почти все иностранные граждане обязаны регулярно проходить медицинские обследования. Без них находиться на территории России нельзя. Расскажем о том, как иностранному гражданину пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

😷 С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия. Но могут быть злоупотребления, считает эксперт

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

161

Что делать с лицензиями при реорганизации в различной форме

Как провести реорганизацию и не утратить при этом лицензию на конкретный вид деятельности? В каких случаях потребуется переоформить лицензию или получить новую? В настоящей статье ответим на указанные вопросы через анализ норм действующего законодательства и сложившейся судебной практики.

Иллюстрация: garetsvisual/Freepik

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
142

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
22
150
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
229

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
683

Интересные материалы

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

1
125