КоАП РФ

Государственные услуги без волокиты и по закону

На прошлой неделе Президент РФ подписал закон, призванный обеспечить реальное соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повысив качество и оперативность их предоставления.Соответствующие поправки в федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях назревали давно и были обусловлены рядом факторов.

На прошлой неделе Президент РФ подписал закон, призванный обеспечить реальное соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повысив качество и оперативность их предоставления. Соответствующие поправки в федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и КоАП РФ назревали давно и были обусловлены рядом факторов.

Во-первых, законодательство о государственных услугах до сих пор не содержало сколь-нибудь внятного механизма рассмотрения жалоб и претензий на действия чиновников. Все жалобы рассматривались в общем порядке, определенном законом “О порядке рассмотрения обращений граждан”, что приводило к чрезмерной волоките и, в конечном счете, недопустимому затягиванию процедур предоставления госуслуг.

Во-вторых, отсутствовала и правовая ответственность за нарушение порядка предоставления услуг, что позволяло служащим заниматься самоуправством и многократно усиливало коррупционные риски в данной сфере. Указанные проблемы и призван устранить подписанный президентом закон.

Что может быть обжаловано

До недавнего времени законодатели предпочитали умалчивать о том, как стоит квалифицировать действия служащих при предоставлении некачественных государственных и муниципальных услуг. Все же злоупотребления в данной области объединяло одно общее понятие – “волокита”. Поэтому заявителям приходилось самостоятельно определять степень недобросовестности чиновников в той или иной ситуации, а процесс обжалования их действий и бездействия по большей части строился чисто на интуитивных началах.

Сейчас законодательство уже довольно обстоятельно и определенно отвечает на вопрос о том, что же следует считать неправомерными действиями должностных лиц при предоставлении госуслуг и в каких случаях к таким действиям могут быть предъявлены претензии. Итак, в соответствие с новым законом обжалованы могут быть следующие действия должностных лиц, госорганов и многофункциональных центров:

- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной, или муниципальной услуги;

- нарушение должностными лицами законного срока предоставления услуги;

- истребование у заявителя документов и сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами;

- отказ в предоставлении услуги, если спорные основания для такого отказа прямо не предусмотрены законодательством;

- затребование с заявителя денежной платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

- отказ государственного органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Все указанные действия и составляют так называемый “предмет досудебного (внесудебного) обжалования” по новому закону и изначально квалифицируются им как неправомерные. Это справедливо в отношении всех подобных решений, действий, бездействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, должностных лиц этих органов, а также государственных и муниципальных служащих.

Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб

Напомним, согласно действующему закону 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", порядок и сроки рассмотрения жалоб граждан не дифференцирован в зависимости от степени срочности того или иного вопроса, требующего разрешения. Отсюда следует, что чиновники, рассматривая жалобы граждан, имеют полное право игнорировать наличные потребности заявителей в данный момент времени, не согласуясь с необходимостью получения государственной услуги в кратчайшие сроки.

Также данный закон не исключает и вероятность отказа в удовлетворении жалобы исключительно по формальным основаниям.  Более того, в законе отсутствует возможность обращения с жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц. В связи с этим подписанный закон устанавливает универсальное право заявителей на внесудебное рассмотрение жалоб и претензий в процессе получения государственных и муниципальных услуг, а также порядок подачи и рассмотрения таких жалоб.

В соответствии с новыми требованиями жалоба на действия госслужащих, осуществляющих предоставление государственных услуг, подается в письменной форме на бумажном носителе, или в электронной форме непосредственно в орган, предоставляющий услугу. При этом жалобы и претензии на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего услугу, подаются в вышестоящий орган. Жалоба направляется по почте, либо через многофункциональный центр.

Кроме того, закон закрепляет и дополнительные способы подачи жалоб и претензий – с помощью интернета через официальный сайт органа, предоставляющего услугу, единый портал государственных и муниципальных услуг, либо региональный портал государственных и муниципальных услуг. Также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя. Порядок подачи и рассмотрения жалоб через интернет отдельно устанавливается Правительством РФ.

Для того, чтобы жалоба была принята и рассмотрена, в ней должно содержаться наименование органа, предоставляющего услугу, или муниципального служащего, решения и действия которого обжалуются, фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, номер контактного телефона и почтовый адрес. В том случае, если заявителем выступает юридическое лицо, указываются сведения о месте нахождения заявителя и его контактные данные.

Также жалоба должна содержать полные сведения об обжалуемых решениях и действиях и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, предоставляющего государственную услугу. Дополнительно заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае же обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, равно как и в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Предполагается, что в будущем отдельным правовым актом будут предусмотрены случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть еще меньше.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо удовлетворяет жалобу, либо отказывает в ее удовлетворении.

Удовлетворение жалобы осуществляется в форме отмены ранее принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено законодательством, а также в иных формах.В свою очередь ответ о результатах рассмотрения  жалобы направляется заявителю не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения. Ответ должен быть мотивирован (то есть, содержать ссылки на конкретные НПА) и направлен заявителю в письменной, или по желанию последнего в электронной форме.

Ответственность за волокиту

В целях полного и неукоснительного соблюдения должностными лицами органов исполнительной власти установленных стандартов предоставления государственных услуг, а также порядка удовлетворения административных жалоб законом вводится ответственность госслужащих.

К ответственности недобросовестные исполнители госуслуг могут быть привлечены в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы. Здесь при наличии признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно обязано направлять имеющиеся материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении дела.

В соответствии с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей (статья 5.63) – “Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Данная статья выделяет сразу несколько составов правонарушений, предусматривая за их совершение довольно внушительного размера штрафные санкции.

Так, нарушение должностным лицом органа исполнительной власти либо сотрудником многофункционального центра порядка предоставления государственной услуги теперь влечет наложение административного штрафа в размереот трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Истребование же указанными лицами дополнительных документов или платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размереот пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, законом установлена штрафная ответственность и за нарушение порядка или сроков   рассмотрения жалобы, а также за незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению. За данные действия должностным лицам придется заплатить от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Начать дискуссию

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

1

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Интересные материалы

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

1