МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ, АЛЕКСЕЙ САВКИН
Госдума готовится превратить срок давности по приватизационным сделкам в пустую формальность
Обещанное Владимиром Путиным сокращение срока давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет выливается в фарс. В ходе состоявшегося в пятницу принятия в первом чтении соответствующих поправок в Гражданский кодекс (ГК) было заявлено о готовности профильного комитета Госдумы дополнить кодекс нормой, которая фактически разрешает продлевать срок давности сколь угодно долго.
Правительственные поправки в статью 181 ГК должны были освободить бизнес от угрозы возможного пересмотра итогов приватизации. Согласно действующему законодательству, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожных сделок (являющихся недействительными без решения суда, к ним относится большинство приватизационных) составляет 10 лет. Аналогичный срок для оспоримых сделок (тех, которые являются недействительными по решению суда) - один год.
Правительство предложило оставить без изменения срок исковой давности для пересмотра оспоримых сделок и сократить его для ничтожных сделок до трех лет. Планируется, что эти поправки вступят в силу с 1 января 2006 года. В таком случае со следующего года приватизационные сделки, заключенные до 2003 года, нельзя будет отменить.
Однако, представляя закон в Госдуме, председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что комитет намерен при подготовке ко второму чтению внести в документ «маленький штрих». По словам народного избранника, «штрих» представляет собой поправку, касающуюся ничтожных сделок: «срок исковой давности должен начинаться с того момента, когда истец узнал или должен был узнать о начале нарушения прав того или иного конкретного лица». Напомним, что в нынешнем варианте поправок этот раздел звучит так: «Течение срока исковой давности… начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки».
Столь размытое определение, предложенное депутатом, дает возможность опротестовать сделки, которые не укладываются в трехлетний срок. Как сообщил «Бизнесу» Павел Крашенинников, «истец может лежать в коме долгие годы, выйти из нее и узнать, что его права нарушились». В этом случае по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Между тем депутат не согласен с тем, что его предложение сводит на нет все ожидания бизнеса от приватизационной амнистии. «Я не вижу, чтобы закон в этом случае злоупотреблял правом, хотя теоретически возможно все. Например, человек может совершить убийство, но это же не значит, что у нас плохой Уголовный кодекс» - так Крашенинников аргументирует свою точку зрения.
По мнению аналитика ИК «Русские финансовые традиции» Павла Ворожцова, если предложение будет одобрено, то правительственные поправки потеряют всякий смысл. «Если все будет так, как говорит Крашенинников, никого уменьшения срока давности по приватизационным сделкам не будет,- поясняет эксперт,- ведь тогда лицо, оспаривающее сделку, сможет с полным правом заявить, что о нарушении своих прав в сделке, которая произошла 10 лет назад, оно узнало буквально вчера».
С Ворожцовым согласен эксперт «ОПОРЫ России» Алексей Абрамов. «Государственные органы, будучи заинтересованными в достижении своих целей и обладая серьезным административным ресурсом, могут серьезно влиять на объективность судебного рассмотрения. Эта ситуация только усугубляется передачей на усмотрение суда вопроса об определении начала течения сроков давности по приватизационным сделкам»,- заявил он «Бизнесу». Впрочем, по мнению Абрамова, в предложении депутата Крашенинникова есть рациональное зерно. «Сокращение более чем в три раза сроков давности требует установления соответствующих противовесов, обеспечивающих соблюдение прав других лиц»,- утверждает он.
Начать дискуссию