Страхование

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.
4 тыс. 16

Президент РФ подписал закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”, призванный заменить существующую систему личного страхования пассажиров и повысить ответственность перевозчиков.

Предположительно, в рамках реализации закона будет разрешен целый комплекс актуальных вопросов в сфере предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров. Во-первых, будет гарантировано право пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. Во-вторых, будет построена система всеобщего страхования гражданской ответственности перевозчиков, что, в свою очередь, приведет к повышению финансовой устойчивости перевозчиков. Наконец, будут исключены ситуации, при которых потерпевшим пассажирам отказывается в выплате возмещения со ссылкой на банальное отсутствие денежных средств у ответственного хозяйствующего субъекта.

Согласно закону, перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров независимо от вида транспорта. Одновременно запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована. Такой договор страхования является договором в пользу третьего лица, заключается с любым обратившимся к страховщику перевозчиком и вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

При этом закон четко определяет, что перевозчик, не исполнивший возложенной на него обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, несет ответственность за причиненный при перевозках  вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании. То есть помимо штрафов и прочих санкций за отсутствие  страховки недобросовестный перевозчик в любом случае будет вынужден теперь возмещать причиненный пассажирам вред.

Предположительно, суммы, сбереженные перевозчиком за счет неисполнения обязанности по страхованию, будут взыскиваться по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности в доход РФ. Разумеется, с начислением на эти суммы процентов. Важной новеллой закона с точки зрения повышения ответственности перевозчиков за состояние используемого транспорта является и порядок определения величины страховой премии по обязательному страхованию.

По закону ставка страховой премии с единицы страховой суммы определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика.

При значительном же изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, в том числе и улучшения технического состояния транспорта, страхователь будет вправе потребовать изменения условий договора обязательного страхования в части размера премии. По мнению авторов данной нормы, ее реализация на практике позволит сделать транспорт более безопасным, поскольку научит перевозчиков следить за техническим состоянием транспорта, своевременно устраняя дефекты и обновляя парк.

Информационное обеспечение пассажиров

В  соответствии с новыми требованиями на перевозчиков возлагается обязанность по предоставлению пассажирам информации о страховщиках и договорах обязательного страхования. Информация о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, номере телефона страховщика, номере, дате заключения и сроке действия договора страхования будет  размещаться во всех местах продажи билетов, а также на самих билетах, либо на официальных сайтах перевозчиков.

Данную информацию перевозчик обязан будет самостоятельно и в обязательном порядке довести до сведения пассажиров при наступлении страхового случая. Причем наряду со сведениями о страховщике, его филиалах и представителях в субъектах РФ и договоре обязательного страхования, перевозчик должен будет разъяснить пассажирам права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда.

Перевозчик обязан раскрывать данные сведения не только пассажирам, но и всем прочим лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая. Более того, перевозчик обязан консультировать и родственников потерпевших, обратившихся к перевозчику за предоставлением информации о вытекающих из договора обязательного страхования правах выгодоприобретателей.

Такая обязанность возникает при причинении вреда жизни потерпевшего, а также тяжкого вреда его здоровью. При этом риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности целиком  и полностью лежит на перевозчике.

Получение страхового возмещения

Величина компенсации, положенной потерпевшим, равно как и величина вреда, подлежащего возмещению страховщиком, определяется  размером  страховой суммы, установленной законом для разных страховых рисков. Так, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего данная сумма (величина вреда) устанавливается в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего - не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира. В случае же причинения вреда имуществу потерпевшего размер указанной суммы не может быть меньше, чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

При этом закон гласит, что в договоре обязательного страхования по рискам гражданской ответственности  перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров не может устанавливаться так называемая франшиза, то есть часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования.

В целях получения возмещения потерпевший должен будет подать страховщику письменное заявление в произвольной форме и сведения о потерпевшем, произошедшем событии, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Конкретный перечень документов, которые должен будет подавать страховщику выгодоприобретатель позднее определит Правительство РФ. Со своей стороны страховщик не вправе будет требовать представления других документов.

Стоит  отметить, что законодатель в данном случае постарался минимизировать число оснований для возможной волокиты со стороны страховых компаний. Так, закон гласит, что если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.

Что касается  случаев причинения вреда  жизни, здоровью, имуществу пассажира, ответственность за выплату выгодоприобретателю компенсации  несет юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном. В целях установления факта наступления страхового случая моментами начала и окончания перевозки считаются моменты входа пассажира в вагон и выхода пассажира из вагона соответственно. При этом вред, причиненный пассажиру до или после перевозки метрополитеном, но в период  нахождения пассажира на территории метрополитена, возмещается в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Выплата возмещения производится в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком заявления и соответствующих документов. В этот же срок страховщик обязан направить выгодоприобретателю и мотивированный отказ в выплате при наличии законных к тому оснований. Исчерпывающий перечень таких оснований также приведет в законе. Например, Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая вследствие военных действий, гражданской войны, народных волнений, забастовок, а также при умышленных действиях самого выгодоприобретателя.

Если в течение тридцати дней страховщик не выплачивает возмещение, за каждый день просрочки подлежат начислению пени в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Банка России от несвоевременно выплаченной суммы. В случае же ненаправления мотивированного отказа размер пени будет зависеть от суммы, установленной по конкретному риску. Причем пени в указанных случаях и размерах уплачиваются страховщиком независимо от наличия или отсутствия требований выгодоприобретателя об их взыскании, а правила об уменьшении неустойки при взыскании указанных пеней не применяются.

Дополнительные гарантии для потерпевших

В целях повышения степени правовой защищенности пассажиров во взаимоотношениях со страховщиками законодатель закрепляет право потерпевших на частичное возмещение вреда, а также на компенсационные выплаты в случае банкротства страховщика и отзыва у него лицензии.

Согласно закону, выгодоприобретатель вправе направить страховщику письменное  заявление о выплате ему части страхового возмещения до истечения легального срока исполнения обязанности по выплате возмещения, то есть ранее 30 дней. Право на предварительную выплату может быть реализовано лишь в случае причинения вреда жизни потерпевшего, а также при наличии признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего (достаточно одного признака).

Предварительная выплата производится в счет выплаты страхового возмещения выгодоприобретателю и составляет сто тысяч рублей. Страховщик обязан ее выплатить в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части страхового возмещения и сопутствующих документов, содержащих сведения о потерпевшем, степени вреда здоровью и произошедшем событии.

Потерпевший не утрачивает права на получение возмещения и при банкротстве страховщика. В подобных ситуациях требования могут быть предъявлены к объединению страховщиков, которое формирует специализированный фонд компенсационных выплат.  Закон устанавливает правило, согласно которому, страховщик, не являющийся членом профессионального объединения страховщиков, не вправе осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской  ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

При этом члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность в части осуществления объединением компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат. Поэтому в случае возбуждения производства  по делу о банкротстве страховщика профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты.

Требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику. Аналогичные правила распространяются и на случаи отзыва у страховой компании лицензии.

Объединение страховщиков обязано выплатить два миллиона двадцать пять тысяч рублей при причинении вреда жизни каждого потерпевшего, не более чем два миллиона рублей при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего и не более чем  шестьсот рублей за один килограмм веса багажа. Закон ограничивает общую сумму компенсационной выплаты по имуществу  каждого потерпевшего 23 тысячами рублей.

Начать дискуссию

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
102

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать
Лучшие спикеры, новый каждый день

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
14
62
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
9
116

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
657

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

94

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

О праве на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента, в случае расторжения договора

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный с суммы уплаченного аванса, в 1 квартале 2024 года, поскольку с момента расторжения договора не прошло года? Рассказывает Коллегия налоговых консультантов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2
7
90

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

33

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

92

Интересные материалы

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?