Право

Ненадлежащая реклама

Пленум ВАС РФ представил ряд разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений федерального закона о рекламе.
1,1 тыс. 1

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ представил ряд разъяснений по вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений федерального закона о рекламе. В частности, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 приводятся актуальные разъяснения относительно рекламы банковских, финансовых услуг, рекламы стимулирующих мероприятий, а также рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Сейчас законодательство о рекламе требует раскрытия рекламодателем всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщиков. Это правило справедливо для тех случаев, когда в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. Такое требование логично и оправдано, так как указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Однако на практике добиться соблюдения данного требования удается далеко не во всех случаях, что также понятно – раскрыть в лаконичном рекламном тексте все условия кредитования попросту невозможно, к тому же в этом случае теряется основной смысл рекламного сообщения – привлечение внимания потенциальных клиентов. Данное обстоятельство с одной стороны заставляет финансовые и страховые компании ограничиваться указанием в рекламе низких процентных ставок по кредитам (как вариант – высоких по депозитам), с другой дает возможность контролирующим органам привлекать компании к административной ответственности, поскольку реальные суммы аннуитетных платежей по таким кредитам с процентами, заявленными в рекламе, не совпадают.

В связи с этим ВАС РФ обращает внимание банков и антимонопольщиков на то, что указывать в рекламе абсолютно все условия кредитования вовсе необязательно. Так, к условиям, влияющим на стоимость кредита, относятся условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям. Одновременно в рекламе может отсутствовать информация и о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства. Это обусловлено тем, что указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

Однако, информацию о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита, банк раскрыть все же обязан. Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов – расходов по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог. При этом приведенные выше правила не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и коммерческого кредита.

Со своей стороны кредитные и страховые организации в обоснование соблюдения требований закона о рекламе часто ссылаются на наличие в рекламе информации о возможности получения дополнительных сведений об условиях оказания соответствующих услуг в офисе компаний, либо по приведенным телефонам. Между тем, данное обстоятельство, как указывает ВАС РФ не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. В противном случае организация- рекламодатель может быть привлечена к административной ответственности.

Немало нарушений суды и контролирующие органы отмечают и в способах и методах донесения до потребителей рекламной информации. В настоящее время рекламодатель вправе самостоятельно выбрать форму, способ и средства рекламирования своих товаров и услуг. Однако, отмечает ВАС РФ, рекламодатель в любом случае обязан соблюдать обязательные требования, предъявляемые законом о рекламе в части достоверности, открытости рекламного сообщения, указания в нем обязательных сведений и условий оказания услуг.

Это означает, что реклама не должна содержать в себе разного рода уловок и механизмов позволяющих утаить от потребителя часть существенной информации об услуге. Ни для кого же не секрет, что производя манипуляции со шрифтом, цветовой гаммой, месторасположением рекламного текста, рекламодатель может добиться того, что четко восприниматься потребителем будет лишь та часть информации, которая выгодна самому рекламодателю.

В соответствии с этим ВАС РФ указывает, что если рекламная информация на носителе изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, спорная информация приводит к искажению собственного смысла и вводит потребителей рекламы в заблуждение. Следовательно, данную информацию необходимо считать отсутствующей, а саму рекламу ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемой услуге, условиях ее приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы должна осуществляться строго с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, опытом и спецсредствами.

Что касается собственно информации, содержащейся в рекламе, то она должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и объективного представления об услуге, условиях ее предоставления и потребительских свойствах товара. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "самый лучший", "первый в мире", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Та же реклама, в тексте которой отсутствует подобное подтверждение и обоснование, должна считаться недостоверной, так как она содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами. Причем никаких иных доказательств для признания подобной рекламы ненадлежащей, кроме установления факта наличия в ней ничем необоснованных утверждений, не требуется.

Кроме того, ВАС РФ настаивает на том, что рекламодатель обязан нести ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности, являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности  его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Поэтому, сравнивая свои услуги с услугами конкурентов и оперируя такими характеристиками, как "лучший" и "первый" рекламодатель обязан обосновать свои утверждения путем осуществления обоснованного сравнения предлагаемых услуг.

Одновременно ВАС РФ поясняет, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

Начать дискуссию

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
162

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

105

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

53

Интересные материалы

Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф