Право

Разобраться с коммунальщиками

Грязные подъезды, захламленные дворы, неработающие лифты, старая проводка, текущие коммуникации и растущая в цене коммуналка. Таковы современные реалии сферы ЖКХ и результат плодотворной работы наших управляющих компаний и ТСЖ. Потребитель всегда прав, но только не в данном случае, и найти управу на зарвавшихся коммунальщиков подчас почти невозможно.
Разобраться с коммунальщиками
Фото Елена Klinkova. Кублог

Грязные подъезды, захламленные дворы, неработающие лифты, старая проводка, текущие коммуникации и растущая в цене коммуналка. Таковы современные реалии сферы ЖКХ и результат плодотворной работы наших управляющих компаний и ТСЖ. Потребитель всегда прав, но только не в данном случае, и найти управу на зарвавшихся коммунальщиков подчас почти невозможно.

Ситуация усугубляется еще и существующей в нашей стране правоприменительной практикой, в соответствии с которой жильцы и управляющие компании (УК) трактуются в качестве равнозначных субъектов, имеющих исключительно тот объем прав и обязанностей, который был зафиксирован в договоре управления. Зафиксирован, опять же, самими УК – догадайтесь, в чью пользу и в чьих интересах.

Заметно исправить существующее положение вещей могут разъяснения Верховного Суда, в рамках которых он ответил на вопрос о том, распространяется ли закон о защите прав потребителей на правоотношения, связанные с выполнением обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. В недавно опубликованном Обзоре судебной практике, утвержденном Президиумом ВС РФ от 04.06.2014 года, судьи утвердительно ответили на данный вопрос.

ВС РФ считает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В свою очередь под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а исполнителем – организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору. Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией.

Поэтому, как пояснил ВС РФ, в законе существует лишь одно ограничение, при котором законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с ТСЖ, ЖСК, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан. А именно тогда, когда эти самые отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения же по поводу предоставления данными организациями платных услуг и работ закон о защите прав потребителей распространяется в полной мере.

Итак, что же мы в результате данных разъяснений имеем? 

Во-первых, то, что жильцы фактически получают новый статус – статус потребителя, который, как известно, всегда прав.

Во-вторых, защитить свои права в этом статусе становится гораздо проще, нежели в положении обычного жильца – собственника квартиры. Одно дело, когда в суде встречаются два равноправных субъекта гражданских правоотношений, и совсем другое, когда на стороне потерпевшего выступает потребитель. Ни для кого же не секрет, что потребитель трактуется всегда, как наименее защищенная сторона договора, соответственно, и правовых гарантий государство предоставляет ему гораздо больше.

В-третьих, в свете данных разъяснений ответственность коммунальщиков существенным образом ужесточается, и платить они за свои ошибки  и бездействие будут вынуждены в разы больше и чаще. Что немаловажно, теперь в пользу самих жильцов.

Наконец, судебная защита жилищных прав граждан становится куда ближе и доступнее. Представляется, что “таскать и пинать” коммунальщиков по судам в ближайшее время не будет только ленивый.

Напомним, согласно налоговому законодательству, истцы по искам о защите прав потребителя освобождены от уплаты госпошлины.

Теперь об ответственности коммунальщиков и о том, что с них можно потребовать.

По общему правилу при управлении многоквартирным домом УК несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме. Данная ответственность прописывается (должна прописываться) в договоре управления и представляет собой договорную неустойку.

Помимо этого, неустойка взыскивается в соответствии с законом о защите прав потребителей. Так, за нарушение сроков выполнения работы и оказания услуги исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере 3% цены выполнения работы за каждый день просрочки. Такой же размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Далее. С коммунальщиков взыскивается компенсация за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками работы, услуги или сроков исполнения обязательства. К ним относятся расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб). Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают коммунальную организацию от исполнения возложенных на нее обязательств в натуре перед потребителем. При этом по делам о защите прав потребителей применение нормы ГК РФ, предусматривающей возможность уменьшения неустойки, допускается лишь в исключительных случаях с обоснованием причин и приведением соответствующих доказательств.

И это далеко не все. По закону требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если же коммунальная организация откажется в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований судом, с нее в пользу потребителя взыскивается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Простой пример. Заботливые коммунальщики очищают крышу дома от наледи и снега. Что характерно, очищают ее прямо на головы проходящих внизу зевак и стоящие там же автомобили. Так получается, что часть снега и ледяных глыб попадает ненароком (не дай бог) на ваш автомобиль. Вы идете жаловаться в УК, а та всеми правдами и неправдами начинает посылать вас по инстанциям и еще бог знает куда.

В итоге дело доходит до суда. Эксперты считают причиненный автомобилю урон и получившаяся компенсация в размере, допустим, 230 тысяч рублей взыскивается в вашу пользу. При этом опять же в вашу пользу будет взыскан и 50-процентный штраф от суммы компенсации за игнорирование коммунальщиками досудебного порядка разрешения конфликта. Итого, на руки вы получите уже 345 тысяч рублей. Разумеется, это без учета морального вреда, взыскать который по закону о защите прав потребителей также вполне реально. Компенсация морального вреда, кстати, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Комментарии

10
  • Kalita

    Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. За чей счет банкет? В цену на ремонт и обслуживание жилья риски забивать?

  • Елена
    Уважаемый автор, не плохо было бы при написании статьи все таки разобраться, где коммунальная услуга, а где жилищная. Так вот, коммунальная - поставка воды, газа, тепла, электроэнрегии и услуга по водоотведению. Это к слову коммунальщики. И маленький вопрос, почему вы не говорите "врачишки", "журналистишки". Почему вы позволяете себе вот такое название по отношению к работникам сферы ЖКХ? И кстати, вы лично, как собственник хоть раз попытались провести собрание и собрать с соседей деньги на ремонт "грязного подъезда" или смену проводки? Почему то,когда человек изет в магазин, то он понимает, что никто не продаст ему шубу, если у человека деньги только на ватник. А вот с УК или ТСЖ можно требовать ремонта, но залптить только за освещение подъезда
  • Елена
    Для того,что бы что то взыскивать, сначала нужно выполнить требования законодательства. Собственники, именно собственники, должны провести собрание и установить перечень и ЦЕНУ работ, можно и сроки установить и периодичность. Вот если такое будет провдено, тогда уж и про взыскивание можно говорить

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления

В статье разберем причины эмоционального выгорания и способы его преодоления.

Сгорел на работе: причины эмоционального выгорания и способы преодоления
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: загрузку видео на YouTube замедляют, Wildberries будет платить «белым хакерам», а многодетные семьи чаще всего берут кредиты

Подготовили обзор главных событий дня — 26 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Инвестиции

На Мосбирже появится 15 новых ценных бумаг

Непубличные компании разместят 15 новых акций по закрытой подписке на платформе MOEX START.

Регистрация ККТ

📠 Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники. Оценка налогового юриста

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Инвестиции

Стоит ли участвовать в IPO и какой доход это может принести

После затишья в 2022 году и осторожного начала движения в 2023 российские компании в 2024 году стали активно выходить на биржу и предлагать свои акции. Насколько успешно проходят сейчас IPO и стоит ли в них участвовать инвестору? Узнали у экспертов.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Запрос документов ИФНС из другого региона, как отвечать на налоговые требования, нюансы ФСБУ 27/2021— в новом дайджесте Разборов

Сегодня в дайджесте вы найдете не только текстовые разборы, но и конспекты вебинаров, которые помогут вам разобраться в работе с самозанятыми в 2024 году и научат отвечать на требования ФНС.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру