Право

Разобраться с коммунальщиками

Грязные подъезды, захламленные дворы, неработающие лифты, старая проводка, текущие коммуникации и растущая в цене коммуналка. Таковы современные реалии сферы ЖКХ и результат плодотворной работы наших управляющих компаний и ТСЖ. Потребитель всегда прав, но только не в данном случае, и найти управу на зарвавшихся коммунальщиков подчас почти невозможно.
Разобраться с коммунальщиками
Фото Елена Klinkova. Кублог

Грязные подъезды, захламленные дворы, неработающие лифты, старая проводка, текущие коммуникации и растущая в цене коммуналка. Таковы современные реалии сферы ЖКХ и результат плодотворной работы наших управляющих компаний и ТСЖ. Потребитель всегда прав, но только не в данном случае, и найти управу на зарвавшихся коммунальщиков подчас почти невозможно.

Ситуация усугубляется еще и существующей в нашей стране правоприменительной практикой, в соответствии с которой жильцы и управляющие компании (УК) трактуются в качестве равнозначных субъектов, имеющих исключительно тот объем прав и обязанностей, который был зафиксирован в договоре управления. Зафиксирован, опять же, самими УК – догадайтесь, в чью пользу и в чьих интересах.

Заметно исправить существующее положение вещей могут разъяснения Верховного Суда, в рамках которых он ответил на вопрос о том, распространяется ли закон о защите прав потребителей на правоотношения, связанные с выполнением обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. В недавно опубликованном Обзоре судебной практике, утвержденном Президиумом ВС РФ от 04.06.2014 года, судьи утвердительно ответили на данный вопрос.

ВС РФ считает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В свою очередь под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а исполнителем – организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору. Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией.

Поэтому, как пояснил ВС РФ, в законе существует лишь одно ограничение, при котором законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с ТСЖ, ЖСК, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан. А именно тогда, когда эти самые отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения же по поводу предоставления данными организациями платных услуг и работ закон о защите прав потребителей распространяется в полной мере.

Итак, что же мы в результате данных разъяснений имеем? 

Во-первых, то, что жильцы фактически получают новый статус – статус потребителя, который, как известно, всегда прав.

Во-вторых, защитить свои права в этом статусе становится гораздо проще, нежели в положении обычного жильца – собственника квартиры. Одно дело, когда в суде встречаются два равноправных субъекта гражданских правоотношений, и совсем другое, когда на стороне потерпевшего выступает потребитель. Ни для кого же не секрет, что потребитель трактуется всегда, как наименее защищенная сторона договора, соответственно, и правовых гарантий государство предоставляет ему гораздо больше.

В-третьих, в свете данных разъяснений ответственность коммунальщиков существенным образом ужесточается, и платить они за свои ошибки  и бездействие будут вынуждены в разы больше и чаще. Что немаловажно, теперь в пользу самих жильцов.

Наконец, судебная защита жилищных прав граждан становится куда ближе и доступнее. Представляется, что “таскать и пинать” коммунальщиков по судам в ближайшее время не будет только ленивый.

Напомним, согласно налоговому законодательству, истцы по искам о защите прав потребителя освобождены от уплаты госпошлины.

Теперь об ответственности коммунальщиков и о том, что с них можно потребовать.

По общему правилу при управлении многоквартирным домом УК несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме. Данная ответственность прописывается (должна прописываться) в договоре управления и представляет собой договорную неустойку.

Помимо этого, неустойка взыскивается в соответствии с законом о защите прав потребителей. Так, за нарушение сроков выполнения работы и оказания услуги исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере 3% цены выполнения работы за каждый день просрочки. Такой же размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Далее. С коммунальщиков взыскивается компенсация за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками работы, услуги или сроков исполнения обязательства. К ним относятся расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб). Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают коммунальную организацию от исполнения возложенных на нее обязательств в натуре перед потребителем. При этом по делам о защите прав потребителей применение нормы ГК РФ, предусматривающей возможность уменьшения неустойки, допускается лишь в исключительных случаях с обоснованием причин и приведением соответствующих доказательств.

И это далеко не все. По закону требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если же коммунальная организация откажется в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований судом, с нее в пользу потребителя взыскивается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Простой пример. Заботливые коммунальщики очищают крышу дома от наледи и снега. Что характерно, очищают ее прямо на головы проходящих внизу зевак и стоящие там же автомобили. Так получается, что часть снега и ледяных глыб попадает ненароком (не дай бог) на ваш автомобиль. Вы идете жаловаться в УК, а та всеми правдами и неправдами начинает посылать вас по инстанциям и еще бог знает куда.

В итоге дело доходит до суда. Эксперты считают причиненный автомобилю урон и получившаяся компенсация в размере, допустим, 230 тысяч рублей взыскивается в вашу пользу. При этом опять же в вашу пользу будет взыскан и 50-процентный штраф от суммы компенсации за игнорирование коммунальщиками досудебного порядка разрешения конфликта. Итого, на руки вы получите уже 345 тысяч рублей. Разумеется, это без учета морального вреда, взыскать который по закону о защите прав потребителей также вполне реально. Компенсация морального вреда, кстати, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Комментарии

10
  • Kalita

    Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. За чей счет банкет? В цену на ремонт и обслуживание жилья риски забивать?

  • Елена
    Уважаемый автор, не плохо было бы при написании статьи все таки разобраться, где коммунальная услуга, а где жилищная. Так вот, коммунальная - поставка воды, газа, тепла, электроэнрегии и услуга по водоотведению. Это к слову коммунальщики. И маленький вопрос, почему вы не говорите "врачишки", "журналистишки". Почему вы позволяете себе вот такое название по отношению к работникам сферы ЖКХ? И кстати, вы лично, как собственник хоть раз попытались провести собрание и собрать с соседей деньги на ремонт "грязного подъезда" или смену проводки? Почему то,когда человек изет в магазин, то он понимает, что никто не продаст ему шубу, если у человека деньги только на ватник. А вот с УК или ТСЖ можно требовать ремонта, но залптить только за освещение подъезда
  • Елена
    Для того,что бы что то взыскивать, сначала нужно выполнить требования законодательства. Собственники, именно собственники, должны провести собрание и установить перечень и ЦЕНУ работ, можно и сроки установить и периодичность. Вот если такое будет провдено, тогда уж и про взыскивание можно говорить
Реклама

Продлить договор на рекламную конструкцию станет проще

4 мая начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Приняты новые условия промышленной ипотеки

Минпромторг обновил на 2024 год ключевые параметры механизма «промышленной ипотеки».

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Интересные материалы

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
1