Реклама

За какую рекламу в Интернете компанию не оштрафуют

Рассказываем, каким правилам должна подчиняться реклама, чтобы за нее компанию не привлекла к ответственности Федеральная антимонопольная служба.
За какую рекламу в Интернете компанию не оштрафуют

Интернет с каждым днем становиться все более востребованным источником информации. Поэтому и рекламы в сети все больше. Но, будь то рекламный ролик, всплывающий баннер или контекстная реклама, все это не должна нарушать законодательство. В противном случае антимонопольная служба может оштрафовать компанию на внушительную сумму, а саму рекламу потребует с сайта убрать. Причем важно понимать, что чиновники узнают о «неправильной» рекламе, как правило от конкурентов. В связи с этим юристам любой рекламирующей себя в Интернете организации полезно быть в курсе того, каким требованиям должна соответствовать реклама в сети и в каких случаях можно отбиться от претензий.

Каким требованиям подчиняется реклама в Интернете

Реклама в сети «Интернет» подпадает под Закон о рекламе. И, хотя, в юридической доктрине на этот счет есть сомнения, правоприменительная практика, в том числе, судебная, говорит о том, что все-таки подпадает.

Основные требования к рекламе

Это означает, что реклама в сети должна соблюдать общие требования к рекламе (специальных для рекламы в интернете не предусмотрено). Они содержаться в ст. 5 вышеназванного Закона.

Список длинный, но ключевое требование следующее:

  •  «реклама должна быть добросовестной и достоверной». Чтобы усилить восприятие данного указания, следом законодатели прописали еще одно, но уже запрещающего характера: «Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

То есть, мало того, что это в буквальном смысле первоочередное требование к рекламе (п. 1 названной статьи), законодатель акцентирует на нем особое внимание. И не зря. Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба чаще всего находит и наказывает именно за рекламу, нарушающую это базовое требование. О том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, в законе написано далее, – в ч. 2 и 3 той же статьи.

Еще ниже прописаны другие требования, более или менее очевидные, например:

  •  реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (ч. 4);
  •  в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений (ч. 5);
  •  в рекламе не должны содержаться бранные слова, непристойные и оскорбительные образы (ч. 6);
  •  реклама не может быть выпущена без части существенной информации о рекламируемом товаре (ч. 7).

Это основные общие требования.

Что нельзя рекламировать

Кроме них, согласно тому же закону нельзя рекламировать, например:

  •  товары, производство и реализация которых запрещены;
  •  наркотические средства и психотропные вещества;
  •  взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехники;
  •  табак, табачную продукцию, табачные изделия и курительные принадлежности;
  •  алкогольную продукцию (нельзя именно в интернете, а также еще в ряде источников);
  •  товары, не прошедшие необходимую госрегистрацию или сертификацию;
  •  товары, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии в случае ее отсутствия;
  •  информационную продукцию без указания «детской» категории (6+, 10+, 12+ и т.д.).

Кто отвечает за нарушение требований

ФАС может привлечь к ответственности за нарушение Закона о рекламе как рекламодателя (то есть, компанию, которая себя рекламирует), так и рекламораспространителя (владельца сайта).

Причем в законе для каждого есть «свои» списки норм, за несоблюдение которых они отвечают (соответственно ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе). Но за некоторые нарушения накажут обоих.

Например, за недобросовестную и недостоверную рекламу привлекут персонально рекламодателя. А вот за рекламу того, что рекламировать в принципе запрещено (вышеприведенный список), могут оштрафовать и рекламодателя и рекламораспространителя.

Кстати, если в каком-либо нарушении виноват еще и рекламопроизводитель (рекламное агентство), то он также может быть наказан штрафом.

Размер штрафа

Штрафов за нарушение рекламных правил несколько.

Основной предусмотрен ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ:

  •  на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  •  на должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
  •  на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Эти цифры говорят о том, что соблюдать Закон о рекламе стоит, так как его несоблюдение стоит дороже.

СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста», «Время Директора»

Что является рекламой в Интернете, а что нет

Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением Закона о рекламе.

В связи с этим она объяснила, какая информация, по ее мнению, является рекламой в Интернете, а какая нет.

Не является рекламой:

1) информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца, на страницах в социальных сетях производителя, на сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о:

  •  реализуемых товарах, их ассортименте, правилах пользования;
  •  хозяйственной деятельности компании;
  •  акциях и мероприятиях, в том числе о скидках или акциях, когда информация о них размещена на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой;

2) выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку это является результатом обработки поискового запроса пользователя.

На такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются.

Может быть признана рекламой:

1) информация в Интернете, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров. Например, всплывающий баннер.

2) контекстная информация, размещенная на странице с результатами поиска.

Как фиксируется факт размещения рекламы

Сотрудники антимонопольных органов вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе», любыми способами.

Например:

  •  составив акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом;
  •  сделав принт-скрин страницы сайта;
  •  использовав результат поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).

ПИСЬМО ФАС РФ от 28.08.2015 № АК/45828/15
«О рекламе в сети «Интернет»

Какие зоны Интернета подпадают под Закон о рекламе

ФАС РФ полагает, что для целей применения Закона о рекламе под рекламой, распространенной в Интернете, понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах:

  •  .ru;
  •  .su;
  •  .рф.
  • на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах (.com, .net, .org и т.д.).

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ряда его положений (в частности, за нарушение запрет на рекламу алкоголя в сети) несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Поскольку наполняет сайт информацией и обладает правами модератора размещаемой информации владелец (администратор) сайта, то именно он должен признаваться рекламораспространителем.

Установить лицо, являющееся владельцем сайта, можно обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru или www.кц.рф.

В зонах .com, .net, .org – через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица – владельца сайта в сети Интернет.

ПИСЬМО ФАС РФ от 03.08.2012 № АК/24981
«О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ»

Яндекс – не место для недобросовестной контекстной рекламы

Антимонопольная служба оштрафовала компанию на 100 тыс. рублей за нарушение Закона о рекламе при размещении на «Яндексе» контекстной рекламы.

Компания решение ФАС в суде.

Выяснялось, что если в адресную строку поисковой системы «Яндекс» ввести слово – название фирмы-конкурента компании, и нажать кнопку «поиск», то на странице с результатами с правой стороны размещено сообщение следующего содержания:

  •  «Искали (название фирмы-конкурента)? Сравните (название товара), цены ниже, прямые поставки от производителя!». При нажатии на указанную строку открывается сайт компании.

Фирма-конкурент это обнаружила и сообщила в ФАС России.

Чиновники провели проверку и признали, что имеет место недобросовестная и недостоверная реклама, которая законом запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Обратившись в суд, компания указала, что договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения у нее отсутствует. Рекламу размещало рекламное агентство, то есть именно оно является рекламодателем, а значит, и субъектом выявленного правонарушения и должно нести за него ответственность. Кроме того, компания не определяла слоган, размещаемый в сети «Интернет», макеты в адрес рекламного агентства не направляла и не согласовывала. Фирменное наименование конкурента (ООО «…») в размещенной контекстной рекламе не использовалось.

Судьи отклонили эти доводы и оставили решение ФАС в силе по следующим причинам.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (ч. 1 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Компания не оспаривает, что выпускает продукцию, аналогичную продукции фирмы.

Спорное сообщение отвечает всем признакам рекламы, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Реклама размещалась на основании договора с рекламным агентством, которое, в свою очередь, заключило договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения.

Рекламодателем является именно компания, как лицо, являющееся изготовителем и продавцом товара и определившим объект рекламирования.

Причем в приложении к договору с рекламным агентством сторонами согласованы ключевые слова рекламы. Следовательно, компания знала об использовании указанного слова в рекламном сообщении. Ей было известно, что при наборе словосочетаний, содержащих спорное слово, будет выдаваться реклама компании, которая содержит ссылку на ее сайт, то есть на иного производителя аналогичной продукции по сравнению с тем, которое запрашивает потребитель. Притом спорное слово является частью фирменного наименования лица, обратившегося в антимонопольный орган с жалобой.

Таким образом, ФАС вынесла правомерное решение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.09.2016 № Ф01-3530/2016.

YouTube – не место для видеороликов с некорректным сравнением товаров

Общество, являющееся производителем компрессорного оборудования, обратилось в суд с иском к компании-конкуренту, которая разместила на канале «YоuTube» трехминутный видеоролик с некорректным сравнением их товаров.

По мнению истца, из ролика следует, что недостаток компрессорного оборудования общества носит системный характер, и создает или может создать у потенциальных покупателей данного оборудования впечатления о том, что общество не способно создать продукцию, соответствующую требованиям покупателей, что угрожает деловой репутации истца.

Так, в ролике звучит фраза, что оборудование общества «часто не отключается». Между тем, частое отключение продукции возможно лишь при ненадлежащей его эксплуатации, о которой не идет речь в видеоролике, что случается с любым компрессорным оборудованием, которое имеет автоматическую защиту от перегрева системы охлаждения.

Полагая, что размещенный видеоролик отвечает признакам недобросовестной и недостоверной рекламы и недобросовестной конкуренции, общество потребовало:

  •  признать данный видеоролик недобросовестной и недостоверной рекламой;
  •  обязать компанию прекратить его трансляцию;
  •  обязать ее выпустить опровергающий видеоролик.

Суды трех инстанций отказали в этом, сославшись на то, что оспариваемые истцом выражения не содержат указаний на конкретные факты нарушения действующего законодательства либо совершения действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция.

Суды также пришли к выводу о том, что в спорной видеозаписи содержится субъективное мнение (суждение), которое не относится к разряду фактов, которые могут быть проверены на соответствие их действительности.

Однако Верховный Суд с этим не согласился, отменил судебные акты и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Высшие судьи указали, что рекламная продукция, в том числе видеоролики, распространенные в сети «Интернет», не должна содержать в себе сведения, высказывания или иную информацию, в том числе сравнение, о товаре конкурента или его свойствах, если эта информация не раскрывает все свойства, характеристики и параметры товара конкурента, а касается лишь части из них или не раскрывает их вообще, и может каким-либо образом создать у лица, просматривающего рекламную продукцию, впечатление о том, что товар конкурента по своим качественным и иным свойствам явно уступает товару, которому посвящена реклама.

В противном случае такая реклама будет являться рекламой, основанной на явно некорректном сравнении рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, то есть недобросовестной рекламой в соответствии со статьей 5 Закона о рекламе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.03.2017 № 305-ЭС16-17606.

Начать дискуссию

Кадры

Принят закон о целевом обучении, который прямо затрагивает работодателей

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в РФ», которые инициировала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не знаете плана счетов? Вы не бухгалтер!

5
Бухгалтеры

💪 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Проведите выходные с пользой! За череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

Лучшие спикеры, новый каждый день

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

На горизонте сразу 4 праздничных дня, потом пара рабочих и снова 2 свободных! Используйте это время с умом — за череду праздников вы сможете пройти весь месячный курс «Клерка» и стать специалистом на еще одном участке, повысить квалификацию в своей сфере или освоить профессию бухгалтера с нуля! До 2 мая популярные онлайн-курсы за 3 690 рублей!

🔨 Ударные скидки на «Клерке»! Курсы по учету на маркетплейсах, ВЭД, зарплате, финмоделированию, УСН и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

В отличие от трудоустройства иностранного сотрудника по обыкновенному разрешению на работу (РНР), оформление иностранца в статусе ВКС является более быстрым процессом и имеет ряд преимуществ. Работодателю не нужно получать квоту, оформлять разрешение на привлечение иностранцев, а документы для ВКС выдаются сразу на 3 года.

Как трудоустроить иностранного ВКС из визовой страны: инструкция для работодателей

Резиденты ТОР получат госимущество в упрощенном порядке

Предприниматели из специальных экономических территорий смогут быстрее получать недвижимое и движимое имущества без торгов и на льготных условиях.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов

Автоматизация позволяет владельцу бизнеса выйти из рутины и операционки. При этом процессы останутся управляемыми. Разберемся, с какими трудностями автоматизация помогает справиться бухгалтерской аутсорсинговой фирме и какие возможности дает.

Автоматизируем аутсорсинг бухгалтерских услуг: как не потеряться в потоке задач и клиентов
Коллекторы

Должников по ЖКХ защитят от коллекторов

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для выбивания долгов за жилищно-коммунальные услуги.

В ЕГРН больше не будет информации о режимных объектах

Вступает в силу закон о неразглашении назначения, положения и видов режимных объектов.

Акцизы

Изменятся акцизы на российские вина

Игристые вина и российское шампанское будет облагаться акцизом в размере 119 рублей. В первоначальной версии законопроекта депутаты планировали увеличить этот налог до 141 рубля.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски

У каждой онлайн-площадки своя стратегия взаимодействия с продавцами. Но условия работы у них схожи и политика блокировок одна и та же. Разберем, за что блокируют продавцов, на какой срок и что сделать, чтобы снизить такие риски.

Блокировка на маркетплейсах 2024: за что накажут, как снизить риски
Инвестиции

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2

Заканчивается апрель, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции в этом месяце. В первой половине месяца я покупал в основном облигации, когда размещений был целый вагон и маленькая тележка, во второй половине удалось восстановить баланс. Дополнительных пополнений не было, но к 200 000 добавились купоны и дивиденды.

Пополнил брокерский счёт на 200 000 в апреле. Что купил? Часть 2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как пережить эти выходные бухгалтеру, который не может ходить

Друзья, мало того, что я не смогла поехать в запланированную поездку, так у меня новая напасть - не могу наступать на ногу. Совсем. Давайте мне все вместе придумаем развлечения:сериалы, игры и тд.

36

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.

Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы
8

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

Малый и средний бизнес вправе применять льготные тарифы для исчисления страховых взносов. Как рассчитать размер страховых взносов в 2024 году для малого и среднего предпринимательства, тарифы, сроки уплаты — обо всем расскажем подробнее.

Расчет страховых взносов для МСП в 2024 году

💥Обзор новостей: разработали вакцину от рака, «Мир» заработает в Египте, мужчины получают больше женщин на 27%

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Производители начнут маркировать икру с 1 мая

Икра осетровых и лососевых рыб будет подлежать обязательной маркировке. Покупатели смогут проверить происхождение продукта в системе «Честный ЗНАК».

Правильный онбординг новых сотрудников

Рассказываем, как правильно адаптировать новых сотрудников, как нормальный онбординг влияет на текучку и какие лайфхаки помогут сэкономить ресурсы компании на этом процессе.

1

Интересные материалы

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»

Разбираем, как гибридный формат работы влияет на функционирование компании.

Как бухгалтерской фирме эффективно перейти на гибридную удаленку. Кейс СБК «Профит»
3